Южные Курилы: как с ними быть?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Во время своего визита в Японию российский премьер В.Путин не исключил возможности раздела Южных Курил между Россией и Японией. Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо будут обсуждать любые варианты решения территориальной проблемы и заключения мирного договора, заявил В. Путин 12 мая в Токио на совместной пресс-конференции после встречи с японским премьером.

***

Япония приобрела право на эти острова согласно условиям двух договоров с Российской империей – 1855-го и 1875 годов. Южный Сахалин отошел к Японии по условиям Портсмутского (1905) мирного договора после русско-японской войны. В 1924 году Япония предлагала России выкупить северную часть Сахалина, но сделка не состоялась. Повторно к этому вопросу японцы вернулись в апреле 1941 года при подписании пакта о нейтралитете, но Москва отказалась даже обсуждать это предложение. По завершении второй мировой войны, согласно Сан-Францискому мирному договору, Япония официально признала, что у неё нет прав на владение Южным Сахалином и Курильскими островами. Однако японская сторона считает, что острова Южных Курил (Минами Тисима) не входят в Курильские острова (Тисима), поэтому и должны отойти обратно к Японии, хотя на картах, изданных МВД Японии в 1930 году, эти острова изображены в составе Курильских островов.

В середине 50-х годов, после подписания советско-японской Декларации, СССР обещал передать японцам два островов (Хабомаи и Шикотан) после подписания мирного договора. Эти договоренности впоследствии были нивелированы. В начале 2004 года японское правительство подготовило новый, неожиданный вариант урегулирования территориального спора, вариант Акихиро Ивасита. Суть его состояла в том, что у России остается самый большой и стратегически важный остров Итуруп, на который приходится около 60% всей спорной территории, а три остальных острова (Шикотан, Кунашир и Хабомаи) передаются Японии. Спустя полгода, в ноябре 2004 г., президент В.Путин подтвердил, что Москва готова выполнить обещание, данное еще в 1956 году, но в Токио отреагировали на это сдержанно: «Япония не изменит свою позицию в отношении территориального вопроса, согласно которой подписание мирного договора с Россией последует лишь за определением принадлежности всех четырех южнокурильских островов».

Помимо политических и экономических аспектов переговоров о судьбе Южных Курил должна выйти из тени и военно-стратегическая сторона проблемы.

Во-первых, по мнению многих японских экспертов, возможен пересмотр «мирной Конституции» 1947 года, что даст Японии формальные юридические основания для преобразования «сил обороны» в «армию». По нашему мнению, это не повлечет перехода Японии к силовой политике и не создаст проблемы противостояния с Россией. Япония как минимум на тридцать лет «подсела» на Сахалинскую газовую иглу и ей нет резона портить с Россией отношения.

Во-вторых, за пересмотром японской Конституции последует пересмотр японо-американского договора о безопасности, который обязывает США защищать Японию. Можно предположить, что в новом договоре останутся формулировки, позволяющие американским войскам находиться на японских островах.

В-третьих, изменение статуса японской армии может ухудшить обстановку на российских дальневосточных сухопутных границах, поскольку реакция Китая здесь может быть двоякой. Наблюдая за ростом японской военной машины, Китай ускорит перевооружение своей армии, и расчеты российского министерства обороны на 10-15-летнее превосходство над китайской армией в силах и технологиях придётся подкорректировать цифрой вдвое меньшей.

Не следует также забывать о территориальном споре между Китаем и Японией из-за архипелага Сенкаку и проектах разработки нефтегазовых месторождений в Восточно-Китайском море. Вероятно также что, воспользовавшись некоторым ослаблением позиций США в АТР при выводе части американских войск, Китай постарается достичь своей главной ближайшей цели - объединения страны. Как это повлияет на баланс сил в АТР? Ведь сил здесь немало: четыре государства региона – США, Россия, Китай и КНДР – обладают ракетными и ядерными технологиями.

Район сложный. Российская группировка здесь включает силы Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. Состав: 2 армии, 1 армейский корпус, 10 мотострелковых дивизий (2 танковые дивизии), 3 укрепрайона, 3 артиллерийских дивизиона, 9 бригад; вооружение: 3900 танков, 6400 БТР и БМП, 3000 артиллерийских систем, 54 ОТР, ВВС и ПВО - 345 машин. На вооружении Тихоокеанского флота всего подводных лодок – 24, надводных кораблей – 71.

На острове Сахалин дислоцируются: штаб 58 армейского корпуса, 33 мотострелковая дивизия, отдельный вертолетный полк, 166 полк связи и отдельный инженерно-саперный полк. На Итурупе – 97 отдельная береговая арлиллирийская батарея.

Личного состава в группировке США, Японии и Южной Корее около одного 1 миллиона человек. Танков около 3,5 тысяч; боевых самолетов около тысячи; более 200 вертолетов; надводных кораблей - 102; подводных лодок -14.

Непосредственно на острове Хоккайдо, к которому примыкают спорные острова, дислоцируется японская Северная армия в составе трех пехотных и одной танковой дивизии, насчитывающих: личного состава 45300 человек, 489 танков и бронетранспортеров. Группировку авиации и ПВО на острове составляют части Северного авиационного направления - около 80 боевых самолетов и два зенитно-ракетных дивизиона.

Группировка КНДР насчитывает 847 тыс. личного состава, 2770 танков; 2440 бронетранспортеров; 646 боевых самолетов; 86 боевых кораблей, в том числе 51 подводная лодка.

На территории Шеньянского военного округа КНР размещаются 4 полевых армии в составе 10 пехотных и двух танковых дивизий, которые насчитывают 250 тыс. человек.

Эта гремучая смесь - вооружённые силы пяти государств - в совокупности является крупнейшей воинской группировкой в мире и соблюдение равновесия в ней представляется одинаково важной задачей для всех.

России в этой ситуации следует определиться со стратегической географией. К сожалению, создав прецедент и отдав Китаю два острова, Россия в переговорном процессе с Японией поставила себя в сложное положение.

Выбор перед Москвой непростой. И здесь надо учитывать, что в ряде вопросов Япония старается дистанцироваться от США и прилагает максимум усилий к тому, чтобы уменьшить американскую войсковую составляющую на своей территории. В этом ключе надо рассматривать и передислокацию американских войск с Окинавы на Гуам, и частичную передислокацию войск США из Южной Кореи. Сейчас японцы настаивают на том, чтобы американцы вывели эти подразделения, на что есть несколько причин. Главная из них – Токио стремится уменьшить свою зависимость от ситуации на Корейском полуострове: если США начнут военную операцию против КНДР, то ответным ударом северокорейцы накроют Японию. Именно поэтому японское правительство создает систему ПРО как сугубо национальный проект (хотя эти работы ведутся в тесном взаимодействии с американцами и по согласованным с ними планам).

По состоянию на начало 2009 года наземный эшелон ПРО Японии включал восемь зенитных ракетных комплексов «Патриот» ПАК-3 (дальность перехвата баллистических целей до 25 км на высотах до 15 км). Четыре этих ЗРК, входящих в состав 1-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона, зоной ответственности которого является Столичный район, развернуты на авиабазе Ирума (30 км северо-западнее Токио). Другие четыре ЗРК, входящие в состав учебного зенитно-ракетного дивизиона, развернуты на авиабазе Хамамцу. К середине 2010 года предусмотрено довести количество развернутых ЗРК «Патриот» ПАК-3 до 16, что, по расчетам японских военных, позволит в совокупности с морским эшелоном ПРО организовать противоракетную защиту основной части территории страны. Дополнительные восемь ЗРК «Патриот» ПАК-3 намечены к развертыванию в составе 4-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Гифу) и в составе 2-го отдельного зенитно-ракетного дивизиона (авиабаза Касуга).

В составе морского эшелона ПРО Японии на сегодня – два эсминца типа «Конго», оснащенных доработанной под задачи ПРО многофункциональной системой управления оружием (МСУО) «Иджис» и противоракетами «Стандарт-3» модель 1А (дальность перехвата баллистических целей до 300 км на высотах 70–250 км).

Позиция Японии, а она является ближайшим союзником США в АТР, в последние годы в какой-то степени повторила позицию Турции в Иракской войне. Турция тоже является ближайшим союзником США на «Большом Ближнем Востоке», но шесть лет назад турки запретили пролет американских самолетов для открытия северного фронта в Ираке. Сейчас они не уступают американцам Черное море, самостоятельно проводя операции «Блексифор».

Похожая ситуация складывается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ближайший союзник американцев Япония в ходе шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме в каких-то случаях отказывалась от поддержки Соединенных Штатов.

Спустя 64 года после войны меняются геостратегические интересы, происходит переоценка ценностей. В заявлениях, исходящих из Токио, отмечается, что Япония не видит в России врага, и это симптоматично. Начинается смена стратегических ролей, экономика заметно преобладает над политикой. И возможно, это поможет переговорам по проблеме Курильских островов.


___________________

Анатолий ЦЫГАНОК - руководитель Центра военного прогнозирования.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться