Горячие границы Центральной Азии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Весна 2009 г. принесла с собой обострение пограничных проблем между Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией - государствами, обладающими самым высоким в Центральной Азии конфликтным потенциалом. Сложность делимитации границ в этом треугольнике связана с целым рядом исторических, этнических и физико-географических проблем. Горный рельеф местности, этническая чересполосица, когда значительная часть «титульного» населения одной страны проживает в соседнем государстве, и отсутствие с советских времён общепризнанных межреспубликанских границ делают многие пограничные участки спорными.

В апреле-мае 2009 г. главной «горячей точкой» таджикско-узбекской границы стал посёлок Турукшурнаво в Пенджикентском районе Согдийской области Таджикистана, на границе с Узбекистаном. Население посёлка - около 200 человек, большинство которых являются этническими узбеками и гражданами Узбекистана. Такая ситуация в пограничных селениях не редкость, так как гражданство Узбекистана является для местных жителей более привлекательным. Однако в последние годы власти Таджикистана, стремясь «навести на границе порядок», стали заставлять граждан Узбекистана принимать таджикское гражданство.

В Турукшурнаво дело дошло до давления силой на население. 26 апреля 2009 г. на интернет-портале «ЦентрАзия» была размещена статья за подписью Станислава Березикова «Характер таджикский, выдержанный, беспощаден к врагам Рейха...», в которой утверждалось, что «представители властных структур РТ неоднократно посещали Турукшурнаво и агитировали жителей принять гражданство РТ или выехать в Узбекистан». Поскольку же угрозы эти, по-видимому, не возымели действия, 20 апреля в Турукшурнаво прибыли около 100 военнослужащих и представителей силовых структур Таджикистана, которые окружили посёлок и установили жёсткий пропускной режим для населения. После этого жителям Турукшурнаво в «жесткой ультимативной форме» было предложено до 25 апреля определиться с принятием гражданства Таджикистана, либо переселение в Узбекистан, а представители госучреждений описали имущество жителей посёлка. Ещё одна попытка силового давления на жителей посёлка была предпринята 23 апреля1.

По версии таджикских властей, работа с жителями Турукшурнаво, которых местные власти убеждали приять гражданство Таджикистана, действительно велась, однако силовые структуры при этом не использовались. В интервью «Фергане.Ру» председатель аппарата хукумата Пенджикентского района Умед Хабибов заявил, что для решения вопроса была создана специальная комиссия, члены которой беседовали с каждым жителем села. При этом он фактически подтвердил, что альтернативой принятия таджикского гражданства является только переселение в Узбекистан: «Если сельчанин, являющийся подданным другого государства, захочет принять гражданство Таджикистана, он сможет беспрепятственно получить паспорт страны проживания. Если не захочет - местные власти помогут ему переселиться на территорию Узбекистана». Неудивительно, что около сорока домохозяйств Турукшурнаво, по сведениям «Ферганы.Ру», изъявили желание принять таджикское гражданство2.

Ситуация в Турукшурнаво – далеко не первый такой случай в граничащих с Узбекистаном районах Таджикистана. В конце 2007 г. власти республики начали оказывать давление на проживавших в приграничных районах Согдийской области узбеков, заставляя их принять гражданство Таджикистана. В случае отказа им угрожали конфискацией имущества и депортацией за пределы страны. Поэтапное переселение во внутренние районы республики узбеков и расселение в местах их прежнего проживания таджиков проводилось в Шаартузском и Турсунзадевском районах Согдийской области, большинство населения которой составляют узбеки3.

Однако первым к «зачистке» границы приступил Узбекистан. Стремясь обезопасить себя после вторжений в 1999-2000 гг. вооружённых формирований Исламского движения Узбекистана (ИДУ), власти республики произвели минирование границ и переселение вглубь страны проживавших вдоль границы этнических таджиков. В 2000 г. из 18 кишлаков приграничной Сурхандарьинской области были переселены более 5 тыс. этнических таджиков, которых перевезли в пустыню Шарабадского района, а все их населенные пункты были уничтожены силами ВВС Узбекистана4. Поводом для депортации послужили сведения о том, что во время рейдов формирований ИДУ населявшие эти кишлаки таджики имели контакты с боевиками5.

В апреле 2009 г. конфликтная ситуация сложилась и в расположенном на границе Джалалабадской области Киргизии и Андижанской области Узбекистана селении Чек. Одна часть села, разделённого на две части Пахтаабадским каналом, принадлежит Киргизии, а другая - Узбекистану. Распад СССР привел к тому, что двадцать четыре семьи из ста восьмидесяти двух оказались на территории Узбекистана. Причём ситуация с их гражданством и этнической принадлежностью очень напоминает ту, что сложилась в Турукшурнаво, – будучи гражданами Киргизии, в большинстве своём они являются этническими узбеками. На узбекской же территории осталось 41 домохозяйство села, жители которых имеют узбекское гражданство. Как следствие, в селе сложилась парадоксальная ситуация, когда ворота дома могут выходит на территорию Узбекистана, а расположенный за домом огород – территорию Киргизии6.

19 апреля 2009 г. узбекские чиновники в сопровождении 40 вооружённых солдат и милиционеров устроили обход села, осматривая продовольственные продукты и проводя выборочные обыски в домах, где проживали граждане Киргизии. Обход вызвал возмущение жителей Чека, которые написали письмо президенту Киргизии К. Бакиеву. 30 апреля киргизской МИД вручил послу Узбекистана в Бишкеке Зиядулле Пулатходжаеву ноту протеста, потребовав разъяснений по поводу действий узбекских силовых структур7. Комитет по охране государственной границы Службы национальной безопасности Узбекистана в ответ заявил, что село Чек (в узбекском варианте – Янги-чек) расположено на территории, принадлежащей Узбекистану и описанной Межправительственной комиссией по делимитации и демаркации узбекско-киргизской границы, поэтому «плановые профилактические мероприятия по проверке паспортного режима» не могут являться незаконными8. Какого-то официального решения конфликт не получил, а его урегулирование было передано на уровень местных властей.

Чек и Турукшурнаво – далеко не единственные «горячие точки» на границах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. До сих пор не получила решения проблема анклавов, которая затрагивает интересы всех трёх республик. В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава – Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. чел., а в Узбекистане - киргизское село Барак с населением около 600 чел. Будучи отрезанными от «метрополии», жители этих населенных пунктов испытывают постоянные проблемы с пересечением границы, функционированием инфраструктуры, экономики и социальной сферы. В Баткенской области Киргизии расположен таджикский анклав Ворух, административно входящий в состав Исфаринского района Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С 1980-х гг. Баткенский район Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками, в основе которого лежит растущее аграрное перенаселение и спор за земельно-водные ресурсы. Кроме того, два села – Плотина и Горный – большинство жителей которых являются гражданами Узбекистана, расположены на территории Согдийской области Таджикистана9.

К настоящему времени большая часть границ между центрально-азиатскими республиками региона делимитирована. Так, между Киргизией и Узбекистаном граница согласована на 80%. Однако, последние события в Чеке и Турукшурнаво, где линия границы считается уже делимитированной, показывают, что это отнюдь не гарантия от возникновения локальных конфликтов. Сейчас, когда в отношениях между государствами Центральной Азии нарастает напряжённость в связи с использованием дефицитных водных ресурсов, опасность перерастания таких конфликтов в межгосударственные возрастает.


_____________________

1 Березиков С. Характер таджикский, выдержанный, беспощаден к врагам Рейха... // ЦентрАзия. 2009. 26 апр. /http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1240712160" \t "_top

2 Тилав Расул-заде. Таджикистан: Жителей приграничных сел просят скорее определиться со своим гражданством // Фергана.Ру. 2009. 6 мая / http://www.ferghana.ru/article.php?id=6158

3 Рашидов С. Нет узбеков - нет проблем? Дискриминационная политика Душанбе // ЦентрАзия. 2008. 23 янв. /http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1201038720

4 Улунян Ар.А. Бархата не будет // Апология. 2005. №4 /http://www.journal-apologia.ru/rnews.html?id=192&id_issue=61

5 Кожихов А. Очаги межэтнического напряжения в Центральной Азии // Аналитический центр «Разумные решения» 2005. 28 мая / http://www.analitika.org/article.php?story=20050528000602251

6 Конфликт на границе: Жители приграничного села просят президента Кыргызстана о защите // Фергана.ру. 2009. 24 апр. / http://www.ferghana.ru/article.php?id=6144

7 Кыргызстан вручил послу Узбекистана ноту протеста по поводу инцидента в приграничном селе Чек // Фергана.ру. 2009. 30 апр. / http://www.ferghana.ru/news.php?id=11834

8 Узбекистан: Комитет по охране госграницы выразил недоумение по поводу ноты киргизского МИДа // Фергана.ру. 2009. 7 мая /http://www.ferghana.ru/news.php?id=11884

9 Тилав Расул-заде. Таджикистан: Жителей приграничных сел просят скорее определиться со своим гражданством // Фергана.Ру. 2009. 6 мая / http://www.ferghana.ru/article.php?id=6158

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться