Весна 2009 г. принесла с собой обострение пограничных проблем между Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией - государствами, обладающими самым высоким в Центральной Азии конфликтным потенциалом. Сложность делимитации границ в этом треугольнике связана с целым рядом исторических, этнических и физико-географических проблем. Горный рельеф местности, этническая чересполосица, когда значительная часть «титульного» населения одной страны проживает в соседнем государстве, и отсутствие с советских времён общепризнанных межреспубликанских границ делают многие пограничные участки спорными.
В апреле-мае 2009 г. главной «горячей точкой» таджикско-узбекской границы стал посёлок Турукшурнаво в Пенджикентском районе Согдийской области Таджикистана, на границе с Узбекистаном. Население посёлка - около 200 человек, большинство которых являются этническими узбеками и гражданами Узбекистана. Такая ситуация в пограничных селениях не редкость, так как гражданство Узбекистана является для местных жителей более привлекательным. Однако в последние годы власти Таджикистана, стремясь «навести на границе порядок», стали заставлять граждан Узбекистана принимать таджикское гражданство.
В Турукшурнаво дело дошло до давления силой на население. 26 апреля 2009 г. на интернет-портале «ЦентрАзия» была размещена статья за подписью Станислава Березикова «Характер таджикский, выдержанный, беспощаден к врагам Рейха...», в которой утверждалось, что «представители властных структур РТ неоднократно посещали Турукшурнаво и агитировали жителей принять гражданство РТ или выехать в Узбекистан». Поскольку же угрозы эти, по-видимому, не возымели действия, 20 апреля в Турукшурнаво прибыли около 100 военнослужащих и представителей силовых структур Таджикистана, которые окружили посёлок и установили жёсткий пропускной режим для населения. После этого жителям Турукшурнаво в «жесткой ультимативной форме» было предложено до 25 апреля определиться с принятием гражданства Таджикистана, либо переселение в Узбекистан, а представители госучреждений описали имущество жителей посёлка. Ещё одна попытка силового давления на жителей посёлка была предпринята 23 апреля1.
По версии таджикских властей, работа с жителями Турукшурнаво, которых местные власти убеждали приять гражданство Таджикистана, действительно велась, однако силовые структуры при этом не использовались. В интервью «Фергане.Ру» председатель аппарата хукумата Пенджикентского района Умед Хабибов заявил, что для решения вопроса была создана специальная комиссия, члены которой беседовали с каждым жителем села. При этом он фактически подтвердил, что альтернативой принятия таджикского гражданства является только переселение в Узбекистан: «Если сельчанин, являющийся подданным другого государства, захочет принять гражданство Таджикистана, он сможет беспрепятственно получить паспорт страны проживания. Если не захочет - местные власти помогут ему переселиться на территорию Узбекистана». Неудивительно, что около сорока домохозяйств Турукшурнаво, по сведениям «Ферганы.Ру», изъявили желание принять таджикское гражданство2.
Ситуация в Турукшурнаво – далеко не первый такой случай в граничащих с Узбекистаном районах Таджикистана. В конце 2007 г. власти республики начали оказывать давление на проживавших в приграничных районах Согдийской области узбеков, заставляя их принять гражданство Таджикистана. В случае отказа им угрожали конфискацией имущества и депортацией за пределы страны. Поэтапное переселение во внутренние районы республики узбеков и расселение в местах их прежнего проживания таджиков проводилось в Шаартузском и Турсунзадевском районах Согдийской области, большинство населения которой составляют узбеки3.
Однако первым к «зачистке» границы приступил Узбекистан. Стремясь обезопасить себя после вторжений в 1999-2000 гг. вооружённых формирований Исламского движения Узбекистана (ИДУ), власти республики произвели минирование границ и переселение вглубь страны проживавших вдоль границы этнических таджиков. В 2000 г. из 18 кишлаков приграничной Сурхандарьинской области были переселены более 5 тыс. этнических таджиков, которых перевезли в пустыню Шарабадского района, а все их населенные пункты были уничтожены силами ВВС Узбекистана4. Поводом для депортации послужили сведения о том, что во время рейдов формирований ИДУ населявшие эти кишлаки таджики имели контакты с боевиками5.
В апреле 2009 г. конфликтная ситуация сложилась и в расположенном на границе Джалалабадской области Киргизии и Андижанской области Узбекистана селении Чек. Одна часть села, разделённого на две части Пахтаабадским каналом, принадлежит Киргизии, а другая - Узбекистану. Распад СССР привел к тому, что двадцать четыре семьи из ста восьмидесяти двух оказались на территории Узбекистана. Причём ситуация с их гражданством и этнической принадлежностью очень напоминает ту, что сложилась в Турукшурнаво, – будучи гражданами Киргизии, в большинстве своём они являются этническими узбеками. На узбекской же территории осталось 41 домохозяйство села, жители которых имеют узбекское гражданство. Как следствие, в селе сложилась парадоксальная ситуация, когда ворота дома могут выходит на территорию Узбекистана, а расположенный за домом огород – территорию Киргизии6.
19 апреля 2009 г. узбекские чиновники в сопровождении 40 вооружённых солдат и милиционеров устроили обход села, осматривая продовольственные продукты и проводя выборочные обыски в домах, где проживали граждане Киргизии. Обход вызвал возмущение жителей Чека, которые написали письмо президенту Киргизии К. Бакиеву. 30 апреля киргизской МИД вручил послу Узбекистана в Бишкеке Зиядулле Пулатходжаеву ноту протеста, потребовав разъяснений по поводу действий узбекских силовых структур7. Комитет по охране государственной границы Службы национальной безопасности Узбекистана в ответ заявил, что село Чек (в узбекском варианте – Янги-чек) расположено на территории, принадлежащей Узбекистану и описанной Межправительственной комиссией по делимитации и демаркации узбекско-киргизской границы, поэтому «плановые профилактические мероприятия по проверке паспортного режима» не могут являться незаконными8. Какого-то официального решения конфликт не получил, а его урегулирование было передано на уровень местных властей.
Чек и Турукшурнаво – далеко не единственные «горячие точки» на границах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. До сих пор не получила решения проблема анклавов, которая затрагивает интересы всех трёх республик. В Киргизии расположены два крупных узбекских анклава – Сох и Шахимардан, где проживает от 40 до 50 тыс. чел., а в Узбекистане - киргизское село Барак с населением около 600 чел. Будучи отрезанными от «метрополии», жители этих населенных пунктов испытывают постоянные проблемы с пересечением границы, функционированием инфраструктуры, экономики и социальной сферы. В Баткенской области Киргизии расположен таджикский анклав Ворух, административно входящий в состав Исфаринского района Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами. С 1980-х гг. Баткенский район Киргизии является ареной длительного конфликта между киргизами и таджиками, в основе которого лежит растущее аграрное перенаселение и спор за земельно-водные ресурсы. Кроме того, два села – Плотина и Горный – большинство жителей которых являются гражданами Узбекистана, расположены на территории Согдийской области Таджикистана9.
К настоящему времени большая часть границ между центрально-азиатскими республиками региона делимитирована. Так, между Киргизией и Узбекистаном граница согласована на 80%. Однако, последние события в Чеке и Турукшурнаво, где линия границы считается уже делимитированной, показывают, что это отнюдь не гарантия от возникновения локальных конфликтов. Сейчас, когда в отношениях между государствами Центральной Азии нарастает напряжённость в связи с использованием дефицитных водных ресурсов, опасность перерастания таких конфликтов в межгосударственные возрастает.
_____________________
1 Березиков С. Характер таджикский, выдержанный, беспощаден к врагам Рейха... // ЦентрАзия. 2009. 26 апр. /http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1240712160" \t "_top
2 Тилав Расул-заде. Таджикистан: Жителей приграничных сел просят скорее определиться со своим гражданством // Фергана.Ру. 2009. 6 мая / http://www.ferghana.ru/article.php?id=6158
3 Рашидов С. Нет узбеков - нет проблем? Дискриминационная политика Душанбе // ЦентрАзия. 2008. 23 янв. /http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1201038720
4 Улунян Ар.А. Бархата не будет // Апология. 2005. №4 /http://www.journal-apologia.ru/rnews.html?id=192&id_issue=61
5 Кожихов А. Очаги межэтнического напряжения в Центральной Азии // Аналитический центр «Разумные решения» 2005. 28 мая / http://www.analitika.org/article.php?story=20050528000602251
6 Конфликт на границе: Жители приграничного села просят президента Кыргызстана о защите // Фергана.ру. 2009. 24 апр. / http://www.ferghana.ru/article.php?id=6144
7 Кыргызстан вручил послу Узбекистана ноту протеста по поводу инцидента в приграничном селе Чек // Фергана.ру. 2009. 30 апр. / http://www.ferghana.ru/news.php?id=11834
8 Узбекистан: Комитет по охране госграницы выразил недоумение по поводу ноты киргизского МИДа // Фергана.ру. 2009. 7 мая /http://www.ferghana.ru/news.php?id=11884
9 Тилав Расул-заде. Таджикистан: Жителей приграничных сел просят скорее определиться со своим гражданством // Фергана.Ру. 2009. 6 мая / http://www.ferghana.ru/article.php?id=6158