Республика Беларусь вступила в качественно новый период своего развития. Во-первых, серьёзно перестраивается белорусское внутриполитическое пространство. Во-вторых, в условиях краха Союзного проекта руководство республики встаёт перед необходимостью выбора дальнейшего пути развития: или переход полностью под западное внешнее управление, или реализация варианта «Брестская крепость». В-третьих, резкое ухудшение экономической ситуации грозит государству дефолтом по его обязательствам перед внешними кредиторами и населением.
Изменения во внутренней политике
Что касается трансформации белорусского внутриполитического пространства, то по итогам консультаций с западными представителями Минск сделал ставку, во-первых, на окончательное разделение всей оппозиционной тусовки на «конструктивную» и «радикальную», во-вторых, на активизацию так и не раскрывшего себя за всё время пребывания в политике Александра Милинкевича.
Чтобы остаться у власти, А.Лукашенко готов пойти на косметические изменения в политической системе и допуск «конструктивной» оппозиции в парламент, но только при сохранении в Беларуси нынешней структуры власти и гарантиях со стороны Запада относительно того, что на командные высоты управления республикой белорусская оппозиция посягать не будет. Запад готов принять данную схему, но только в обмен на изменение внешнеполитического курса Беларуси и её отход от союзнических отношений с Россией. Минск готов пойти на это в обмен на невмешательство Запада во внутриполитические процессы в республике. Торпедирование Союзного проекта уже приняло открытый и публичный характер.
По такой схеме «радикальную» белорусскую оппозицию можно будет продолжать «мочить» по-прежнему: до наступления «часа Х» Запад закроет на это глаза. Отсюда двойственное отношение власти к оппозиции в Беларуси: одна её часть, как и раньше, довольно жёстко подавляется, другая удостаивается похвалы в президентском послании к парламенту и народу.
«Конструктивная» оппозиция нуждается в своем лидере, коим и стал Милинкевич. Он не молод, ему 62 года, и у него напрочь отсутствуют лидерские качества. Именно поэтому он не представляет опасности для ныне действующего главы государства на президентских выборах 2011 года.
По тем же причинам фигура Милинкевича удовлетворяет и Запад, которому не нужна быстрая трансформация политического режима в Беларуси: западные стратеги полагают, что в нынешнем своём виде этот режим скорее обеспечит реализацию геополитических планов, возложенных на Беларусь в части противостояния России. Пока Запад ограничится медленной трансформацией белорусской власти через точечную замену ряда фигур и подкуп элиты. Этот процесс уже идёт полным ходом. Так что когда необходимость в Лукашенко отпадёт, потребуется заменить только одного политика, а не целый политический класс.
Такая консолидация прозападной оппозиции несёт серьёзную угрозу политической стабильности в Беларуси. Власть своими руками при поддержке Запада готовит могильщика той политической и социально-экономической системы, которая существовала в стране последние пятнадцать лет.
Западное внешнее управление или «Брестская крепость»?
Уход России из Беларуси создаёт принципиально новые условия взаимодействия США, Великобритании и Польши на белорусском направлении. Теперь Запад может уверенно и неспешно наращивать давление на официальный Минск в преддверии следующих президентских выборов в республике (конец 2010 года – начало 2011 гг.). Но это также лишает сложившийся тактический союз официального Минска и Запада стратегической перспективы. Перед обеими сторонами всё время маячит вопрос: что дальше? В Минске рассчитывают, что с окончанием кризиса можно будет выскользнуть из железных объятий Запада. Тем временем на Западе, где за многовековую истории колониального владычества переваривали и не таких «вождей племён» на подконтрольных территориях, считают варианты и ждут подходящего случая, чтобы окончательно расставить все точки над «i».
В Минске понимают, что Запад во всех случаях не простит тех белорусских политиков, которые мешали ему на протяжении 15 лет взять республику под контроль. Поэтому А. Лукашенко и не рассматривает союз с Западом как стратегический, в отличие от многих нынешних членов его окружения, для которых ориентация на Запад - сознательный и бесповоротный выбор.
Позиции белорусского президента в его игре с Западом были достаточно прочны, пока имел на другой чаше переговорных весов Россию. Сейчас эти позиции серьёзно ослабли. Золотовалютные резервы республики уже меньше её долгов. Нынешняя финансово-экономическая система Беларуси функционирует исключительно формально, и кто-то должен, как в случае с Украиной и Прибалтикой, взять на себя ответственность за территорию несостоявшегося государства. В ближайшее время Запад не будет давить на белорусское руководство, выдерживая паузу и позволяя разгореться белорусско-российскому конфликту с тем, чтобы Минск сжёг все мосты на российском направлении. И тогда выбора у нынешнего белорусского руководства не останется.
Что же касается гарантий Запада в отношении сохранения власти А.Лукашенко, то здесь всё более или менее ясно. После Милошевича и Хусейна, после правового беспредела, который творится в Гааге, никаких гарантий на этот счёт быть не может. И для Беларуси останется одно - кратковременная (6-9 месяцев) агония республики в режиме «Брестской крепости».
Закрытие российского рынка на фоне мирового кризиса
Указанные политические тенденции усиливаются белорусско-российским торгово-экономическим конфликтом. В 2009 году Республика Беларусь живёт фактически на заёмные деньги. Валютных резервов, по сути, нет. Если к этому добавится закрытие российского рынка, республика окажется перед угрозой экономического коллапса. Здесь бесполезны апелляции белорусского руководства к коллективам закрывающихся молочных производств и объяснение сложившихся трудностей «происками» Москвы. Люди выбирали белорусскую власть, а не российскую, задача этой власти - так договориться с Россией, чтобы обеспечить людей работой и средствами к существованию.
Молочные заводы с преимущественно женскими трудовыми коллективами, находящиеся в основном на периферии, – первые ласточки. Если в таком же положении окажутся и белорусские промышленные гиганты, некоторые из которых расположены в Минске, картина будет уже совсем другой.
Вместо заключения
Вкладывать ежегодно в экономику Беларуси 3-5 млрд. долларов ради поддержания «белорусской модели» Запад не будет. Лидеры западного мира не ограничатся частичным контролем над республикой и выдвинут требования, так или иначе ведущие к смене режима. Разумеется, и при таком развитии событий А. Лукашенко сможет рассчитывать на роль смотрящего. В своё время он отверг для своей страны статус губернии в составе России. Думает ли он, что перспективнее стать «губернией» Европейского Союза, ведя дело к растворению белорусов как народа на просторах Евразии?