Исламская радикальня элита в Дагестане

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Первый ваххабитский джамаат (общество) в Дагестане был создан в конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ в. по инициативе Багаутдина Магомедова (род. в 1942 г.) и его брата Аббаса Кебедова (род. в 1953 г.) из села Сантлада Цумадинского района Дагестана. Примечательно, что амиром «кавказского джамаата» был приглашен Ахмад-Кади Ахтаев (1940-1998 гг.) из села Кудали Гунибского района, врач по специальности, духовное образование - самоучка, имевший уже тогда авторитет богослова и образованного в светском плане человека. Были созданы многочисленные нелегальные группы молодежи, в которых велось обучение арабскому языку, основам ислама, идеологии исламского радикализма.

Ядро общин составила молодежь - переселенцы из горных селений с крепкими мусульманскими традициями. Молодежные мусульманские группы были созданы в селениях Кокрек, Ново-Саситли (Хасавюртовский район), Нечаевка (Кизилюртовский район), Ясная Поляна (Кизлярский район). В это время будущие предводители ваххабитского движения еще не порвали связей с суфийскими шейхами. К 1982-1984 гг. советские и партийные власти республики при поддержке органов КГБ и МВД временно подавили движение. В основном к сторонникам радикального ислама были применены административные функции – денежные штрафы, работники правоохранительных органов проводили с ними профилактические беседы. Никто из будущих руководителей движения не был арестован или депортирован.

Важно отметить тот факт, что распространение ислама и обучение будущими лидерами ваххабизма велось в основном среди выходцев из родных для Б. Магомедова и А-К. Ахтаева районов - Цумадинского и Гунибского, которые впоследствии стали ядром ваххабитского джамаата.

На волне оживления ислама, охватившего Северный Кавказ на рубеже 80-90-х годов, движение окончательно оформилось организационно и идейно. В состав ваххабитского движения в основном входила молодежь до 30-ти лет. По социальному составу они были безработные, учащиеся духовных и светских учебных заведений, маргиналы, горожане - выходцы из селений в первом поколении. Изменились цели и формы деятельности движения – от просветительской деятельности перешли к созданию полувоенных вооруженных группировок, где каждый член группы должен был обладать военными навыками, быть готовым жертвовать собой во имя создания «Исламского государства Дагестан» в ваххабитской интерпретации. В то же время в республике образовались три разрозненных центра ваххабитского движения: в Гунибском районе (руководитель Ахмад-Кади Ахтаев), в Карамахинской зоне Буйнакского района (руководитель Мухтар Атаев), в Кизилюртовской зоне (руководитель Багаутдин Магомедов). Все эти центры слабо взаимодействовали между собой, хотя все они поддерживали тесные отношения с ваххабитским движением на территории соседней Чечни.

В 1989 г. Багаутдин Магомедов создал первую общину (джама'ат) в г. Кизилюрт, куда он переехал к этому времени. Большинство его учеников были цумадинцами. А-К. Ахтаев возглавил джама'ат в селении Кудали Гунибского района. Взгляды ваххабитов во многом разделял Хасбулат Хасбулатов (род. в 1948 г.), активно участвовавший в общественно-политической жизни Дагестана в 1991-1992 гг. Он встал во главе джама'ата селения Губден Ленинского (ныне Карабудахкентского) района. В первой половине 90-х годов исламские джама'аты появились в городах Махачкала и Кизилюрт, селениях Кванада, Сантлада, Тлондода, Хварши и Сильди Цумадинского района, переселенческих селениях Первомайское, Ново-Саситли, Октябрьское, Кокрек, Кироваул Хасавюртовского района, Ясная Поляна, Кардановка, колхозе «Вперед» Кизлярского района Дагестана. Важно отметить, что все перечисленные села заселены выходцами из Цумадинского района, отличающегося крепкими исламскими традициями, высоким уровнем исламского образования и сравнительно слабым распространением суфизма. Рекрутирование новых членов происходило в основном по линии родственно-клановых связей. Немаловажную роль играла материальная заинтересованность – каждому адепту ваххабитского движения давали определенную сумму денег – от 500 до 1 000 долларов США. Недаром в народе ваххабизм тогда получил название «долларового ислама». Кроме материальной заинтересованности, молодых людей также привлекала идея скорого прихода к власти, возможность резко повысить свой социальный статус, учиться владеть современным оружием и др.

Три вышеупомянутых фактора - крепкие исламские традиции, высокий уровень исламского образования и сравнительно слабое распространение суфизма - сыграли основную роль в распространении исламского радикализма среди цумадинцев, а так же кудалинцев и карамахинцев. В Астрахани выходцы из Цумадинского района образовали джама'ат во главе с учеником Багауддина Айубом Астраханским (Ангута Омаров). Примечательно, что исламский радикализм получил распространение в первую очередь в районах с наиболее устойчивыми мусульманскими традициями.

Таким образом, в 80-90-х гг. ХХ в. были созданы опорные пункты исламских радикалов в Кадарской зоне Буйнакского района, Цумадинском, Гунибском и Кизилюртовском районах.

Некоторые исследователи и эксперты, занимающиеся проблемами исламского радикализма на Северном Кавказе, Дагестане, значительно преувеличивают количество их приверженцев. Так, по данным «Независимой газеты», в 2001 году ваххабиты якобы составляли около 3 % среди мусульман Дагестана. Как показывает анализ количественного состава представителей радикального ислама в Дагестане из различных источников, их количество никогда не превышало 3 850 чел.

На середину 90-х годов ХХ в. приходится пик распространения исламского радикализма в Дагестане. В этот период происходит резкое количественное увеличение числа сторонников ваххабизма – всего в республике насчитывалось 3850 чел. - представителей радикального ислама. К 1998 году в 31 районе Дагестана действовали - 2031 сторонник Б. Магомедова, в пяти районах - 1377 сторонников А-К. Ахтаева, в десяти районах - 442 сторонника Аюба Астраханского. 2755 человек, или 71,6 % от общего числа ваххабитов действовали в 11 районах: Буйнакском, Кизилюртовском, Цумадинском, Хасавюртовском, Гунибском, Кизлярском и др.

Позже, в конце XX-начале XX вв. лидерами радикального ислама в Дагестане стали Раппани Халилов, Расул Макашарипов, Ясин (Махач) Расулов, Ильгар Малачиев, Омар Шейхулаев и др. Все они убиты в результате антитеррористических операций.

По данным правоохранительных органов Республики Дагестан, количество приверженцев религиозно-экстремистского течения ваххабизм в РД составляло в 2000 г. - 2538 чел., в 2002 г. - 864 чел., в 2003 г. – 957 чел., в 2004 г. – 1004 чел, в 2005 г. – 988 чел., в 2006-2009 гг. – более 1000 чел.

Следует отметить, что всех, кто входит в этот список, нельзя однозначно отнести к экстремистам и террористам, которые составляют всего около 10% (в основном это молодые люди мужского пола до 30 лет). Абсолютное большинство - более 90% - из них не встали на путь экстремизма и терроризма. Они разделяют идеологию «чистого ислама», согласны придерживаться его канонов в быту и семейно-брачных отношениях, но не разделяют практику религиозно-политического экстремизма и терроризма, т.е. они «бытовые» ваххабиты.

Оцените статью
3.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться