Россия признала Южную Осетию и Абхазию 26 августа 2008 года. МИД РФ надеялся на "полосу признания" Абхазии и Южной Осетии, рассчитывал, что независимость двух новых государств признают"10-12 стран". Надеждам дипломатов не суждено было сбыться. На саммите Шанхайской организации сотрудничества позиция России встретила понимание, но в итоговом документе это отражения не нашло. Александр Лукашенко обещал признать республики, но, получив обещания по очередному кредиту от России, стал тянуть. Таким образом, ближайшие союзники Россию не поддержали.
До последнего времени независимость Абхазии и Южной Осетии была признана только двумя государствами — Россией и Никарагуа. (Россия выделила Никарагуа кредит в размере 1 млрд. долларов на покупку оружия). О намерении признать независимость республик в начале октября 2008 года заявляли также власти Сомали.
11 сентября в Каракасе президент Венесуэлы Уго Чавес выступил с критикой в адрес правительства Грузии и назвал президента Михаила Саакашвили «марионеткой Вашингтона». Чавес заявил: «Грузия развязала агрессию против Южной Осетии. Россия заняла четкую позицию. Мы бы поступили точно так же, если бы кто-либо напал на нас. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Мы поддерживаем Россию. Россия права», - добавил он. Таким образом, Венесуэла стала третьим после России и Никарагуа государством, признавшим независимость двух закавказских республик.
Нельзя, однако, не заметить, что признание независимости двух новых кавказских государств Венесуэлой - это заслуга не дипломатов, а «Росвооружения». За последние четыре года Венесуэла закупила российские вертолёты, боевые самолёты и автоматы на общую сумму в 4 миллиарда долларов. Чавес не первый раз получает «кредит за признание»: в сентябре 2008 года, во время седьмого своего визита в Россию, он договорился о выделении Венесуэле кредита в миллиард долларов на закупки российских вооружений. «Росвооружение» предусматривает «поставку в Венесуэлу до двух десятков зенитно-ракетных комплексов Тор-М2Э, до 100 модернизированных танков Т-72М1М и новых танков Т-90, транспортных самолетов Ил-76, заправщиков Ил-78 и ряда другой техники стоимостью до 2 млрд. долларов». Общая стоимость планируемых покупок, по оценкам экспертов, достигает 500 млн. долларов.
Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба рассчитывает, что примеру Венесуэлы, признавшей Абхазию и Южную Осетию, последуют другие латиноамериканские страны. "Если Венесуэла признает Абхазию и Южную Осетию, за этим может последовать каскад признаний". Вообще, признание Абхазии и Южной Осетии Венесуэлой - это событие. Венесуэла – одна из наиболее заметных стран в Латинской Америке с достаточно мощной экономикой, с самостоятельной политической позицией, с харизматическим лидером Уго Чавесом.
В то же время нельзя не отметить, что на протяжении всего последнего года российский МИД действовал на новом внешнеполитическом направлении медленно, непрофессионально и вяло. Так, чиновники со Смоленской площади не удосужились даже перевести на все языки ООН документы, характеризующие историко-правовые аспекты грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Россия не распространила в ООН и Совете Безопасности, Совете Европы, во всех странах, с которыми Россия имеет дипломатические отношения, материалы своей интерпретации проблемы. Тупик, в который Ельцин и Козырев завели и Россию, и мировое сообщество, признав территориальную целостность Грузии в границах, никогда ей не принадлежавших, требует новых международно-правовых и дипломатических подходов. Уже давно пора разъяснить миру, что после организации Грузией четвёртого геноцида осетин и абхазов иначе, как признанием Южной Осетии и Абхазии, решить «грузинскую проблему» невозможно. Необходимо глубже разобраться с правовым положением территорий, на которые незаконно претендует нынешнее грузинское правительство. Грузия как нация - это молодое по историческим меркам формирование нескольких этносов, существовавших раздельно в виде суверенных образований независимо друг от друга несколько тысячелетий и объединённых только при развале Российской империи. Георгиевским трактатом (1773 г.) границы Картли-Кахетинского царства (понимаемое как Грузия), взятого под покровительство российской короной, как известно, определены не были.
В соответствии с международным правом, Грузия или то, что было названо Грузией на российской карте "План операции корпуса генерал-майора Сухотина в Азии в кампании 1771 года", располагалась на незначительной территории Центрального Закавказья. Грузия как государственная структура включала Карталинию, Кахетию, Самхетию, Казахи, Шамшадыль, Бамбаки, Шурагель. Всё пространство её занимало около 300 километров с востока на запад и немногим более 300 километров с севера на юг. "Высочайший манифест от 18 января 1801 г. о присоединении Грузии к России" в приложении на карте чётко определял границы: Грузия разделяется на пять уездов - "Горийский, Лорийский, Душетский (Карталиния) и Кахетия в составе Телавского и Сигнахского уездов". В те времена территории (Абхазия и Южная Осетия), на которые Грузия пытается распространить ныне свой суверенитет, в её состав не входили, поскольку такого государства, как Грузия, просто не было. Ни Имеретия, ни Гурия, ни Мегрелия в состав Грузии не входили. Мегрелия вошла в состав Российской империи в 1803 г., Имеретия - в 1804 г., Гурийское княжество - в 1811 г. Азербайджанские ханства были присоединены к России в 1804-1806 гг. Абхазское княжество сохраняло свой суверенитет до окончания Кавказской войны. С 1864 по 1918 г. Абхазия напрямую управлялась российской администрацией. С 1883 г. она называлась Сухумским округом и делилась на Бзыбский, Абхазский (Сухумский), Абджуйский округа, Цебельдинское (с 1837 г.), Самурзакандское (с 1840 г.) и Джигетское (с 1840 г.) приставства.
Осетия вошла в состав Российской империи в 1774 г. Грамота от 17 февраля 1810 г. о покровительстве Российской империи Абхазскому княжеству, имевшему свою территорию, действовала до 1864 г. Один из пунктов Соглашения от 9 февраля 1918 г. Национального Совета Грузии и Абхазского Народного Совета устанавливал границы Абхазии как суверенного государства в пределах от р. Ингури на юге и до р. Мзымта на севере. В документах по объединению 26 мая 1918 г. ряда княжеств в «Грузинскую Демократическую Республику» вопрос о границах Абхазии не ставился. Документы о разделе Осетии в 1917 г. на Северную в составе Горской республики и Южную также определяли их границы вне Грузии.
Среди современных документов можно отметить Декларацию 20 августа 1990 г. о провозглашении Юго-Осетинской Советской Демократической Республики и Декларацию Верховного Совета Абхазской АССР от 25 августа 1990 г. о государственном суверенитете Абхазии. Обе декларации были приняты на основе нормы действовавшего тогда закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".
Есть ещё решение Верховного Совета Абхазии об отмене конституции 1978 г. и переходе к конституции 1925 г., согласно которому Абхазия становилась субъектом международного права.
***
Закавказские государства в ХХ веке дважды объявляли о своей независимости. Первый раз - после развала Российской империи, второй раз - после развала Советского Союза. И оба раза имели место факты, о которых грузинская сторона либо умалчивает, либо даёт им отличную от мировой юридической практики интерпретацию.
Развал Российской империи в 1917 году привёл к тому, что Грузия и Абхазия самостоятельно друг от друга провозгласили свою независимость. Временное правительство сразу же создало Особый Закавказский Комитет (преобразованный в последующем в Закавказскую Демократическую Федеративную Республику - ЗДФР). На территории Сухумского округа (каковым являлась в то время Абхазия) в марте 1917 г. было создано свое Временное правительство. 8 ноября 1917 г. на Съезде абхазского народа был создан свой государственный орган - Абхазский народный совет, названный историками Первый АНС. Через неделю округ вошёл на федеративной основе в Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей "как самостоятельных штатов будущей Российской Демократической Республики". 11 мая 1918 года была провозглашена независимость Горской республики, международно признанной со стороны Германии и Турции. Вопрос о границах обсуждался в «Договоре об установлении дружественных отношений Императорским Германским правительством и правительством Горской республики», южная граница по реке Ингур и водоразделу Кавказского хребта. Грузия позже на две недели, 26 мая 1918 года, приняла декларацию о независимости.
Во многих грузинских работах говорится, что Абхазия всегда была составной частью Грузии, а в 1918 г. она представляла её автономную часть (см., например: Леван Тоидзе. "К вопросу о политическом статусе Абхазии: страницы истории"). Однако с образованием Грузинской Демократической Республики в мае 1918 г. начался процесс насильственного присоединения Абхазии к Грузии. Впрочем, юридически до 7 мая 1920 г. Грузия оставалась в составе Российского государства, так как европейские страны не спешили её признавать. Только 7 мая 1920 г. Россия признала Грузию де-юре.
Ссылка Тбилиси на договор с РСФСР от 7 мая 1920 г., в котором Грузия присоединяет без согласия территорию Абхазии, не имеет юридической силы. На процедуре подписания этого договора представители Абхазии отсутствовали. Их просто не пригласили и ни о чём не известили. Дословно соответствующие пункты этого договора выглядят так: "Ст. IV, п.1. Россия обязуется признать безусловно входящими в состав Грузинского государства, кроме отходящих к Грузии в силу п.1, статьи III настоящего договора частей Черноморской губернии, областей бывшей Российской империи: Тифлисскую, Кутаисскую, Батумскую со всеми уездами и округами, составляющими означенные губернии и области, а также округа Закатальский и Сухумский".
С точки зрения международного права в 1920 г. Грузия присвоила территорию другого государства (Абхазии) не на основе добровольной уступки, а на основе сговора с третьей стороной – большевистской РСФСР. Тем самым был нарушен принцип международного права nemo dat guod non haben (никто не может передать то, чего не имеет). Эта норма римского права подтверждена современным международным правом: "Объектом международного договора не могут быть права и интересы третьих государств. Договор, нарушающий их права, должен считаться недействительным".
Это положение нашло применение в практике Международного суда ООН и подтверждено Комиссией международного права. В случае нарушения императивной нормы основополагающий принцип права pakta sunt servanda (договоры должны выполняться) теряет силу и должен быть либо пересмотрен в части исключения вопросов, подпадающих под императивную норму, либо аннулирован вообще. Особенностью его пересмотра является положение, при котором согласия подписавших сторон не требуется. Недействительность навязанных силой договоров была признана Лигой Наций в 1932 г., затем подкреплена ст. 53 Венской конвенции 1939 г. Статья 46 этой Конвенции уточняет, что международный договор считается недействительным в случае, если он:
- заключён с явным нарушением конституционных норм и порядка заключения договоров (п. 1);
- государство заключило договор под влиянием обманных действий другого, участвующего в переговорах государства (п.3);
- договор в момент заключения противоречил основным принципам международного права (п.7).
Таким образом, договор между Россией и Грузией от 7 мая 1920 г., касающийся территории суверенной Абхазии, может и должен быть пересмотрен с исключением пунктов, касающихся Абхазии.
Заключение договора с РСФСР послужило также поводом для вторжения в Южную Осетию воинских формирований тбилисского правительства и проведения ими карательной операции 17 мая 1918 г. Этому предшествовала попытка Осетии самостоятельно войти в состав РСФСР. В первой осетино-грузинской войне погибли около 18 000 человек, около 50 000 человек бежали в Северную Осетию.
Грузинская Демократическая Республика перестала существовать 25 февраля 1921 г., когда части Красной Армии вошли в Тбилиси. Вероятно, эту акцию можно трактовать как "оккупацию Грузии", как нарушение российско-грузинского договора 7 мая 1920 г., но правовое значение этой акции никак не распространяется на те территории, которые были присоединены к Грузии в советские времена. Юридически Грузия имела и имеет право только на ту территорию, которой она владела до вхождения в состав Российской империи. Поэтому нелепы заявления нынешнего Тбилиси об «историческом праве» на Сухум и Цхинвал - тем более что грузинскими народностями эти территории заселялись последние 100 лет из районов Центрального Закавказья. В своей статье в "Правде" от 10 февраля 1921 г. "великий грузин" И.В.Сталин писал: "Грузия угнетает абхазов, осетин, армян и расширяет свою территорию за счёт соседей, в частности Армении и Турции".
***
Развал СССР повторно вынудил бывшие союзные республики и автономии Закавказья объявить о независимости. Еще 10 ноября 1989 г. Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил свою автономию в составе Грузинской ССР. Грузия объявила эти требования незаконными. В ходе грузино-осетинского конфликта тогда погибли около 3000 грузин и более 1500 осетин. 23 ноября 1989 г. началась осада Цхинвала. 20 сентября 1990 г. Южная Осетия принимает Декларацию о суверенитете республики. 10 декабря 1990 г. власти Грузинской ССР упраздняют осетинскую автономию, объявив территорию Южной Осетии «Цхинвальским регионом». В ночь с 5 на 6 января 1991 г. начался третий грузино-осетинский конфликт, который продолжался до 14 июля 1992 г. Во время этого конфликта были сожжены 117 осетинских сел, 1000 чел. убиты, 3000 ранены. Число беженцев из Южной Осетии и внутренних областей Грузии составили белее 43 000 чел. С 7 августа по 13 августа начался четвёртый по счёту конфликт, переросший в грузино-осетинскую войну с этническими чистками осетинского населения. По данным НАТО, в итоге боев 198 грузинских солдат были убиты, 1700 ранены, 5000 рассеяны. При нападении Грузии на Южную Осетию погибли 1492 человека. Потери российской 58-й армии: 74 человека, ранения различной степени получили 323 человека,19 пропавших без вести.
Акт независимости от 9 апреля 1991 г. фактически объявлял о выходе Грузии из СССР и преемстве по отношению к грузинской конституции 26 мая 1918 г. Советский Союз являлся преемником Российской империи, поэтому при выходе из СССР Грузия аннулировала Георгиевский договор 1783 г., а также Манифест 1800 г. об упразднении Картли-Кахетинского царства. В соответствии с международным правом Грузия могла выйти в самостоятельное государственное образование только с той территорией, с какой она входила когда-то в Россию.
В то же время Южная Осетия и Абхазия, оставаясь в правовом поле СССР, приняли участие в референдуме 17 марта 1991 г., в котором Грузия участия не принимала, высказались за сохранение Советского Союза. Таким образом, в 1991 году на территории Грузинской СССР возникли три государства: Грузия, объявившая о своей независимости, Абхазия и Южная Осетия, оставшиеся в составе СССР.
Когда грузинские представители применяют термин "российская оккупация", они преднамеренно упускают из виду периоды 1918г., 1992-1993 и 2004-2008 годов. Во всех этих случаях со стороны Грузии имела место оккупация Южной Осетии и Абхазии (в первом случае германо-грузинская, во втором и третьем случаях грузинская, в четвёртом - грузинско-НАТОвская).
Почему же российский МИД обо всём этом молчит? Почему оружейники способны заключить контракты на российских условиях, а МИД не в состоянии дать свою интерпретацию историко-правовых основ политики России на таком важном направлении? Наверное, если бы российские дипломаты систематически представляли на приёмах в посольствах РФ по всему миру своё видение проблемы, итоги признания государственной независимости Южной Осетии и Абхазии за год не исчерпывались бы, помимо России, Никарагуа и Венесуэлой.