Не лучше ли «Рокот» в полёте, чем «Вега» в прожектах?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Подлинно надёжна лишь та внешняя политика, которая имеет прочную экономическую основу. Казалось бы, это – азбука международных отношений, однако как часто вместо обоснованной и дальновидной внешней политики мы имеем сегодня неумное политиканство. Не потому ли и в сфере экономики общие подходы далеки от рациональности? В основе современной глобальной экономики лежит не разумный, а авантюрный, сиюминутный, по сути – политиканский – подход. В свою очередь, политиканы диктуют авантюрные экономические "решения" - и стоит ли удивляться, что эти решения то и дело оказываются далёкими от подлинного экономического расчёта?..

Особенно неумно на фоне всё более провокационной и авантюристической линии США выглядит линия вроде бы объединённой Европы. Впрочем, не более умно ведут себя порой и Российская Федерация, и остальные политические субъекты в пределах Российского геополитического пространства. В подтверждение сказанного можно привести пример двух коммерческих ракет-носителей (РН) – существующей на бумаге, но усиленно проталкиваемой европейской "Веги" и реального, но задвигаемого российского "Рокота".

Ракетно-космический комплекс лёгкого класса «Вега» задумывался Европейским космическим агентством как совместный проект семи стран Европы: Италии, Франции, Бельгии, Испании, Швеции, Швейцарии и Нидерландов. Заметим, что в перечне отсутствует такая универсальная промышленная держава, как Германия, первой в мире создавшая во время Второй мировой войны впечатляющую БР "Фау-2".

Предполагалось, что в результате разработки "Веги" Европа получит свой носитель и не будет зависеть от традиционных космических держав. Однако, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить. Эту истину давно понимали умные люди на Руси, и то, что в данном случае речь не о ходьбе, а о полётах, да ещё и в космос, по существу ничего не меняет – "Вега" "благополучно" входит в пике, даже не взлетев.

Немного истории… Совет Европейского космического агентства одобрил программу «Vega» в июне 1998 года, причём ведущая роль отводилась французской «Аrianespace». Однако не заладилось сразу, финансовый вклад галлов к 1999 году составил 8% необходимых средств (для сравнения – Италия дала 55% того, что от неё требовалось). Начались неурядицы, причину которых многие эксперты усматривают в политических разногласиях, в неоднозначном отношении к проекту Франции и прочем подобном. Среди объяснений проскакивали и ссылки на наличие конкурента в виде российской РН "Рокот". Но об этом – чуть позднее…

Первый пуск "Веги" был намечен на 2002 год. Потом его переносили на 2006-й, 2007-й, 2008-й годы. 22 июля 2008 года генеральный директор корпорации «Arianespace» Жан-Ив Лё Галь сообщил, что первый пуск РН «Вега» назначен на конец 2009 года.

Однако и сегодня "Веги" на рынке космических перевозок нет. Зато там есть, например, российский носитель «Космос-3М», РН «Днепр» на основе советской "тяжёлой" МБР типа Р-36 днепропетровского производства, а также – российский "Рокот", который в Европе рассматривается как дублёр «Веги».

Но потенциал отечественных РН явно не востребован так, как это могло бы быть. На мой взгляд, в этой коммерческо-космической коллизии хорошо видна порочность позиции ЕС, Российской Федерации и ряда республик СНГ в части выстраивания не сиюминутно-политизированной, а долгосрочной взвешенной политической линии в сфере совместных масштабных экономических проектов. И дело не в частных неурядицах, а в принципиально неумной линии. В Европе вряд ли можно сделать в сфере коммерческих носителей что-либо путное, если не обеспечить объединение возможностей ЕС с двумя компонентами системно единого советского авиакосмического комплекса – российской и украинской, при подключении к работе Казахстана, на территории которого общими усилиями советского народа была создана мощная стартовая инфраструктура с космодромом Байконур.

Вспомним, что представляет из себя тот же "Рокот". Эта конверсионная РН разработана в ГНЦКП имени М.В.Хруничева на базе МБР УР-100Н УТТХ и разгонного блока "Бриз" совместно с фирмой "Даймлер Бенц Аэроспейс". Запуски могут производиться с космодромов Плесецк и Байконур, а также – в перспективе с космодрома Свободный. РН "Рокот" способна выводить на низкие орбиты до 2000 кг полезной нагрузки. Первый испытательный пуск "Рокота" был проведён 20 ноября 1990 года с космодрома Байконур из штатной шахтной ПУ ракеты УР-100НУ, второй – через тринадцать месяцев. Оба – без полезной нагрузки. В третьем пуске 26 декабря 1994 года на орбиту был выведен спутник "Радио-Росто". РН "Рокот" предполагалось использовать и в морском космическом ракетном комплексе "Океан".

Казалось бы – перспективы вполне реальные, но реализованы ли они?

У советской МБР УР-100Н УТТХ славная и – что очень существенно для коммерческих целей – долгая история, что обеспечивает отработанную конструкцию РН и высокую надёжность пусков. Первая УР-100 ("универсальная ракета") разрабатывалась с марта 1963 года. В феврале 1971 года был произведён первый испытательный пуск модернизированной УР-100М. С октября 1972 года она была принята на вооружение. Последняя модификация УР-100Н УТТХ разрабатывалась – как и все предыдущие – по соответствующему Постановлению ЦК и Совмина СССР с августа 1976 года, а в 1980 году ракетный комплекс был принят на вооружение. То есть сегодня мы имеем более чем тридцатилетний опыт пусков РН, а что это значит для, например, надёжности специалистам объяснять не надо.

Далее… Современная мощная ракета-носитель – это всегда большая кооперация. Так, маршевые жидкостные ракетные двигатели для "сотки" были разработаны в воронежском КБ химической автоматики (КБХА) А. Конопатова, тормозные двигатели – в МКБ "Искра" под руководством И. Кортукова, автономная система управления – в харьковском НПО "Хартрон" под руководством В. Сергеева. Серийное производство развёрнуто в Москве. Коммерческая переделка боевой МБР была произведена совместно с "Даймлер Бенц", а пуски производились в Казахстане.

Можно ли двигаться вперёд, разрознивая силы? Нужна ли "Вега", если есть "Рокот"?

Потребность в надёжном, хорошо отработанном и достаточно дешёвом коммерческом носителе имеется у всей Европы, и не только у неё. Причём есть нужда не только в РН лёгкого класса, но и в тяжёлой коммерческой РН, на роль которой подходит РН "Днепр" на основе тяжёлой советской МБР типа Р-36.

Но что значит налаженное и хорошо финансируемое производство "Рокота" и "Днепра", развитие совместных НИОКР в рамках восстановления и развития кооперации НИИ, КБ и заводов РФ и Украины? Это означает реальное возрождение на территории Европы могучего ракетно-космического комплекса в рамках СНГ на базе традиций советского ракетно-космического комплекса. Народам, учёным, инженерам и производителям России и Украины, потребителям в ЕС и во всём мире это выгодно.

Но вот только выгодно ли это политиканам?..

К слову, если нелетающая "Вега" полетит, то отработанные ступени РН и прочие обломки будут падать на густонаселённую Европу. При пусках же "Рокота" или "Днепра" с Байконура таких проблем не будет. То есть с любой точки зрения Европе и миру выгодно возрождение нашей отечественной космической отрасли.

Европа уже десять лет не может сделать летающую ракету, а мы её сделали за считанные годы. И хотя многое разрушено, возможности нового развития имеются. Однако реализоваться они могут лишь в атмосфере разумной политики, направленной на взаимно выгодное сотрудничество.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться