14 октября в Казань с кратким (фактически всего на полдня) визитом прибывает государственный секретарь США Хиллари Клинтон. По словам пресс-секретаря Госдепа Иэна Келли, «Госсекретарь хочет побывать еще где-нибудь в России за пределами московской кольцевой автодороги».
«Если вы действительно хотите понять какую-либо страну, то не следует ограничиваться посещением только одной столицы, - разъяснил Келли. - Я думаю, что в Казани хорошо побывать, так как в этом городе наглядно можно убедиться в том, что Российская Федерация является многоэтнической страной. Я думаю, что поездка туда поможет госсекретарю и всем нам понять, что в России есть много этнических групп и приверженцев различных религиозных учений».
Данная точка зрения распространяется не только в Государственном департаменте США. В последнее время интерес к Татарстану на Западе заметно увеличился.
Как сообщил заместитель госсекретаря Филипп Гордон, Хиллари Клинтон намерена перенять у Казани «передовой опыт в развитии толерантности и межконфессионального диалога». По словам представителя Госдепа, Клинтон рассчитывает «получить совет от молодых лидеров, в том числе и исламских, а также от участников программ обмена с США и представителей гражданского общества», чтобы понять, как опыт мирного сосуществования может быть применен «в других обществах».
В Государственном департаменте США опровергли предположение о том, что визит Х.Клинтон вызван стремлением обозначить внимание Вашингтона к Татарстану и мусульманскому населению России на случай распада Российской Федерации. «Мы хотим работать со всеми сегментами российского общества, как этническими, так и политическими», - пояснили в Госдепе. В Казани тоже хотят работать во всех направлениях и уже подготовили конкретное предложение: имам-хатиб Закабанной мечети Саиджафар хазрат Лутфуллин в своем видеообращении к Хиллари Клинтон предложил ей принять ислам, чтобы облегчить положение мусульман.
Пока неизвестно, сможет ли имам лично передать американскому госсекретарю свой наказ. Программа пребывания Клинтон в Казани включает встречи с президентом Республики Татарстан, студентами Казанского государственного университета, круглый стол с представителями мусульманского духовенства.
Визит Госсекретаря США практически совпал по времени с юбилейным, двадцатым по счёту «Днём памяти защитников Казани»: 15 октября (по новому стилю) 1552 года войска Ивана Грозного взяли столицу Казанского ханства. Активисты татарского национального движения отметили эту дату «научным семинаром» об исторических уроках завоевания Казани и митингом, на котором присутствовало около двухсот человек. Мероприятие прошло под девизом «Максатыбыз – байсезлек!» (Цель – независимость). В ходе венчавшего митинг шествия под флагами Татарстана и зелёными знаменами ислама и тюркского единства, демонстранты скандировали: «Азатлык!» (Свобода), «Татары, объединяйтесь!», «Ля илляха ильАлла!» и «Аллах акбар!», что живо напомнило демонстрации исламистов в Крыму.
Плакаты митингующих поражали «креативностью» - так, юная девушка стояла с транспарантами «Я помню 1552 год», «Холокост татарского народа – 1552!» и «Татарская речь слух ласкает», пожилые мужчины держали лозунг «Требуем! Запрета русского языка в образовании, как запрещен татарский», а их соратники охраняли разложенные на бордюре плакаты с призывом «Остановить геноцид коренных народов Идель-Урала, продолжающийся с 1552 г.!».
Содержание призывов дает представление об идеологии части татарских националистов, отличающихся деревенским менталитетом и пестованием исторических «обид» полутысячелетней давности. Принятая единогласно резолюция митинга, адресованная президенту России Д.Медведеву и руководству высших органов государственной власти, гласила: «Империя (Российская Федерация) уничтожает народ своих колоний, в частности, татар, проводит их геноцид. Идет непрерывная русификация и христианизация РФ, все подгоняется под путинскую вертикаль».
В качестве примеров в резолюции названы «закрытие около трех тысяч татарских школ», перевод образования в Татарстане и Башкортостане на русский язык, принятие федерального закона №309, отменяющего национально-региональный компонент, ликвидация «всех радио- и телепередач, газет и журналов на татарском языке», а также преследование лидеров Милли меджлиса и других национальных организаций. В действительности ситуация в культурно-языковой сфере весьма далека от описанной. Что касается уголовного преследования лиц, фактически призывающих к развалу страны, то пенять им следует исключительно на себя.
«Всемирная глобализация способствует ассимиляции, к тому же федеральные власти продолжают демонстрировать полное безразличие к потребностям национальных меньшинств», - формулируют свои претензии члены Всемирного форума татарской молодёжи и Движения нового поколения «Узебез» («Мы сами»), подготовившие ко Дню памяти красочную листовку на русском и татарском языках. По их мнению, памятная дата должна стать «еще и напоминанием о том, что каждый человек имеет право на свободу».
Молодые люди полагают, что «татарское движение не будет иметь будущего, если будет концентрироваться только на вопросах языка и культуры», как заметил на митинге член правления Татарского общественного центра Башкирии Ильнар Гарифуллин, ему необходимо становиться политическим.
Что касается исламистской составляющей (в первых рядах кричавших «Аллах акбар!» шла, естественно, молодёжь), то о воззрениях этой части митинговавших красочно рассказывается на сайте Закабанной мечети имени 1000-летия принятия ислама. «11 октября в Казани состоялся «Хатер коне» - День памяти шахидов, - говорится в размещённом на нем информационном сообщении. - Татарский народ продолжил битву за свою свободу, имя, независимость, язык и религию. Эта борьба продолжается и по сей день». Мероприятие, состоявшееся 11 октября, открылось и закрылось коллективной молитвой с поминанием «шахидов, отдавших свои жизни за свободу и независимость татарского народа». Отдельно были произнесены имена «мусульман-активистов, не жалевших себя на пути Аллаха, и ушедших из жизни за последние 20 лет возрождения Ислама в Татарстане».
«Наши отцы и деды, порой принося в жертву самое дорогое – свое имущество и жизни, сделали все, что могли, для возрождения Ислама и татарской нации, - пишет автор анонимной статьи на том же сайте. - Теперь настал наш черед! Сможем ли мы повторить их доблестный путь? Готовы ли мы пожертвовать самым дорогим для Ислама, для своей нации и религии, и совершить Великий Джихад – джихад против низменных страстей и пороков?» Создатель материала благоразумно не конкретизирует свои риторические вопросы. Излишне добавлять, что его оценки политики Российской империи имеют мало общего с исторической действительностью.
Основные антирусские стереотипы, бытующие в татарской националистической среде, были отражены в ряде выступлений на упоминавшемся «научном семинаре». Мероприятие прошло в Национальном культурном центре «Казань», руководителем которого является глава Всемирного конгресса татар Ринат Закиров.
«Российское государство сделало все, чтобы искоренить нас, и татары-мусульмане сохранились не благодаря, а вопреки воле российского государства», - заявляет историк Искандер Измайлов, рассуждая о взятии Казани. Декан татфака Казанского госуниверситета Искандер Гилязов долго возмущался широко известной фразой М.В.Ломоносова о том, что российское могущество прирастать будет Сибирью. Комментируя вопрос о том, почему же татары в Смутное время (когда с момента разгрома Казанского ханства прошло лишь 60 лет) не восстали против Москвы, а поддержали ее в отражении польской интервенции, Гилязов со вздохом сообщил, что «ни в 1552-м, ни в 1612-м году не было лидеров, способных повести татар за собой, поэтому основная масса татар не смогла поддержать идею восстановления татарской государственности».
Кроме учёных, на семинаре могли высказаться и обычные граждане. Бурные аплодисменты вызвала татарская тётушка, заявившая, что русские – «завоеватели, грабители, агрессоры», «Казанское ханство было куда более миролюбивым, чем Московское княжество», да и вообще, «Россию трудно понять: почему-то она постоянно зарится на чужое богатство, при этом свое не развивает!».
Некоторые наблюдатели связали события в рамках «Дня памяти» с визитом Хиллари Клинтон, предположив, что поведение националистов санкционировано или даже прямо инспирировано местными властями. Правда, доказательств этому нет. Иногда совпадения – это просто совпадения. В настоящее время руководству Татарстана, строго говоря, нет нужды осложнять отношения с Кремлём, особенно путём спекуляций на национальной теме. Похоже, местные власти были не рады происходящему, но на запрет мероприятий не пошли: с одной стороны, из-за сочувствия некоторым идеям митингующих, с другой – из опасения, что вокруг «Дня памяти» поднимется ещё больший шум. В целом реакция руководства республики на выступления татарских националистов остаётся непоследовательной: так, отменяя намеченный в Казанском госуниверситете диспут по книге Нуруллы Гарифа «Освободительная война татарского народа», власти в то же время никак не препятствуют распространению публичных призывов к запрету в школах русского языка.
Возможно, таким образом тестируется реакция Москвы на всё происходящее.