История поставок российского газа на Украину как независимого государства насчитывает 18 лет. Все эти 18 лет наполнены драматизмом переговоров, уступками, поблажками, принятием кулуарных решений и характеризуются полным отсутствием прозрачности в решении газовых проблем. Однако всему когда-то приходит конец.
Мы помним, как 1 января 2009 г. «Газпром» прекратил подачу газа на Украину «в связи с отсутствием соответствующего контракта», а с 7 января был прекращен транзит газа в Европу. Началось то, что окрестили «январским газовым кризисом». От сокращения поставок газа понесли убытки предприятия и в Европе, и на Украине, а прямые потери «Газпрома» от недопоставок газа в Европу превысили $ 2 млрд. А больше всех пострадали простые потребители и те предприятия там, где реально испытывался недостаток газа.
Тогда более двух недель украинские и российские специалисты и политики, а также их европейские коллеги провели в напряжённых переговорах. В результате 19 января 2009 г. ОАО «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украины» подписали долгосрочные контракты (сроком на 10 лет) на транзит российского газа в Европу через территорию Украины и на поставку российского газа потребителям на Украине. 20 января «Газпром» возобновил поставки газа на Украину, был восстановлен и транзит газа европейским потребителям.
Объём поставок газа на Украину в 2009 г. был зафиксирован на уровне 40 млрд. куб. м. В контракте предусматривались также меры по повышению платёжной дисциплины украинской стороны. Так, если НАК «Нефтегаз» до 7 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем поставки, не оплатит поставленный газ либо оплатит его не в полном объёме, стороны на весь оставшийся срок действия контракта переходят на предоплату. Предусматривались и санкции за неполную выборку законтрактованных объёмов газа. По условиям контракта Украина обязана оплачивать не менее 80% законтрактованного газа, несмотря на потребляемый объем.
В то же время контракт зафиксировал льготную цену на газ для Украины (80% от европейской) и льготную цену на транзит газа для России на 2009 г. С 1 января 2010 г. Украина станет платить России за газ на 20% больше, чем в 2009 г., а Россия заплатит Украине за транзит газа на 50-71% больше.
За газ, поставленный в январе – апреле 2009 г., украинская сторона рассчитывалась своевременно. В то же время к концу весны у российской стороны стали возникать сомнения относительно платежёспособности партнёров из Киева. Так, 22 мая 2009 г. Дмитрий Медведев заявил: «У нас есть сомнения в платежеспособности Украины. Партнеры в этой ситуации помогают своим партнерам, и мы готовы помочь украинскому государству, но хотели бы, чтобы значительную часть этой работы взял бы на себя и Европейский Союз, то есть те страны, которые заинтересованы в надежности и безопасности энергосотрудничества».
Закачке в подземные хранилища Украины подлежит большой объём газа – около 19,5 млрд. куб.м, что стоит более $ 4 млрд. Д. Медведев добавил, что он предложил Евросоюзу помочь Украине привлечь кредитные средства: «Если речь идет о кредитах, давайте поможем Украине синдицировать соответствующие деньги, но этим должна заниматься не одна Россия, в конце концов, не у нас проблемы с платежеспособностью».
В конечном счёте Украина своевременно заплатила за газ, поставленный в мае, но напряжённость с оплатой за газ осталась. 29 июня 2009 г. в Брюсселе проходили переговоры между представителями Еврокомиссии, международных финансовых организаций, ОАО «Газпром» и НАК «Нефтегаз Украины». Результатом переговоров явилось решение Брюсселя выделить Украине около $ 2 млрд. на закачку газа в подземные хранилища. Заглядывая в будущее, отметим, что этих денег Украина так и не получила, хотя своевременно рассчиталась за поставленный газ в июне – октябре 2009 г. Где Украина брала деньги для оплаты за газ?
Один только факт: НАК «Нефтегаз» «досрочно, 6 августа» рассчиталась за газ, поставленный в июле. 6 августа – это как раз день поступления на Украину третьего транша кредита МВФ. Другими словами, сомнения насчёт возможностей украинского правительства покрывать закупки газа из собственных ресурсов остаются.
В ноябре 2009 г. ситуация с оплатой за газ, поставляемый Россией Украине, вновь накалилась. МВФ не выделил Украине 4-й транш стабилизационного кредита Stand-by в размере $ 3 млрд., который, как предполагалось, Украина должна была получить 15 ноября 2009 г. Возникшая ситуация имеет не только экономическую, но и политическую подоплеку. Можно предположить, что МВФ не оказывает необходимую Украине поддержку в том числе из опасений, что средства кредита будут использованы не для стабилизации экономики, а на президентскую кампанию.
Ещё один камень преткновения - недобор украинской стороной российского газа, составляющий около 50%, что во многом связано с мировым экономическим кризисом. 19 ноября 2009 г. на пресс-конференции в Ялте (после встречи премьеров России и Украины) Владимир Путин лично гарантировал, что российская сторона не будет применять к Украине штрафных санкций за недобор газа.
23 ноября на брифинге председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Олег Дубина сообщил, что возглавляемая им компания и «Газпром» подпишут документы, предусматривающие уменьшение ранее законтрактованных объемов импорта газа на 2010 год. Также стороны подпишут соглашение об отказе от применения штрафных санкций к Украине за недобор газа в 2009 г.
24 ноября 2009 г. Ю.Тимошенко на совещании с представителями угольной отрасли отметила, что расчеты с российской стороной проводятся согласно заключённым договорённостям: «Текущий газ, который потребляет Украина, проплачен полностью». Также она отметила, что с начала 90-х годов и до 1996 г. оплата закачанного в подземные хранилища газа проводилась с отсрочкой на несколько месяцев до тех пор, пока этот газ не начинал использоваться. И теперь Ю.Тимошенко намерена просить у России отсрочки оплаты газа, закачанного в 2009 г. в подземные хранилища в общей сложности около 17 млрд. куб. м.
«Мы бы хотели, - сказала она, - чтобы на этот газ, который находится в хранилищах и не оплачен потребителями, Украине была предоставлена небольшая, всего в несколько месяцев, отсрочка по этому платежу, пока мы не начнем использовать газ, который закачан в газовые хранилища, и получать расчеты от потребителей этого газа».
Стремление Ю. Тимошенко при катастрофической нехватке бюджетных средств рассрочить оплату за полученный газ совершенно понятно. И если премьер-министру удастся достигнуть соглашения с Москвой по данному вопросу, это станет ещё одним плюсом к её рейтингу в ходе президентской избирательной кампании.
В целом 2009 год в отношениях между Украиной и Россией по вопросам поставок газа прошел сложно, но при этом достаточно конструктивно. Хотелось бы надеяться, что так будет и дальше. И всё же украинской стороне следует учитывать, что решение газовых проблем в двусторонних отношениях должно строиться на взаимовыгодных и реалистических условиях. И платить придётся по реальному счёту.