Энергетическая программа Обамы торпедирована

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Еще пару лет назад мало кто из американцев (если, конечно, говорить о нормальных американцах) воспринимал всерьез Гленна Бека (Glenn Beck) - ведущего одного из телешоу на канале "Фокс Ньюс." Бывший алкоголик и наркоман, внешне чем-то напоминающий снеговика, не шибко умный (хотя хваткий и наглый), несущий чушь и умеющий прослезиться перед камерой, Бек казался очередным безобидным придурком, коими полны студии многочисленных американских теле- и радиостанций консервативного толка.

Все это в прошлом. Сегодня телешоу Бека - одно из самых популярных в Америке, и для либерального политика нет кошмара страшнее, чем оказаться героем очередного эпизода бековского шоу. Звездный час Бека настал в начале сентября, когда ему удалось "свалить" советника президента Обамы по энергосберегающим технологиям Вэна Джоунса (Van Jones).

Выпускник факультета права престижного Йельского Университета, Вэн Джоунс является одной из наиболее заметных фигур в общественной жизни США. Будучи афроамериканцем, он с раннего возраста включился в движение в защиту прав расовых меньшинств. Участвовал в уличных протестах, арестовывался полицией. Политических взглядов молодой Джоунс придерживался довольно радикальных: в какой-то момент примкнул к марксистской группировке, проповедовавшей идеи мирового коммунизма.

В середине 2000-х годов Вэн Джоунс увлекся проблемами изменения климата и защиты окружающей среды. А затем в его взглядах произошел поворот. Джоунс решает, что интересы бедных (в первую очередь, конечно, чернокожих) американцев нужно отстаивать не только традиционными акциями протеста, а прежде всего созданием высокооплачиваемых рабочих мест в перспективных отраслях экономики. К числу последних Джоунс относил использование новых источников энергии как альтернативы углеводородам.

В 2007-2008 годах Джоунс развивает бурную деятельность, создавая неправительственные и коммерческие организации, специализирующиеся на подготовке специалистов в области энергосберегающих технологий. Он также публикует книгу, проповедующую идею борьбы с бедностью путем использования альтернативных источников энергии. Книга немедленно становится бестселлером.

Деятельность Джоунса начинает приобретать общенациональное звучание, а сам он становится любимцем либерального крыла Демократической партии. На Джоунса обращает внимание президент Обама.

10 марта 2009 г. Белый Дом объявляет, что Джоунс начал работу в президентском Совете по защите окружающей среды (Council on Environmental Quality) в качестве специального советника ("царя") по созданию рабочих мест в новейших отраслях энергетики. На своем посту Вэн Джоунс стал ключевой фигурой в реализации энергетической программы президента Обамы, в частности его плана по созданию 5 миллионов новых рабочих мест для разработки "чистых" источников энергии (на что Обама пообещал выделить 150 миллиардов долларов).

Противники энергетической программы Обамы, разумеется, тоже не дремали и восприняли назначение Джоунса серьезно. А вскоре последовал и ответный удар. За Вэна Джоунса взялся Гленн Бек.

Бек посвятил Джоунсу 14 эпизодов своего шоу. Припомнили Джоунсу все. И его связь с марксистской группировкой в начале 90-х. И его подпись под заявлением некой организации, практически обвинившей администрацию президента Буша в подготовке и осуществлении террористических актов 11 сентября 2001 г. И даже то, что однажды по случаю Джоунс назвал республиканцев в Конгрессе США "задницами." Затем несколько сенаторов от Республиканской партии публично усомнились в соответствии Джоунса занимаемой должности. Белый Дом был захвачен врасплох. К концу лета стало ясно, что отбить Джоунса не удастся, и 5 сентября он подал в отставку.

Американские СМИ попытались представить всю эту историю как акт личной мести Бека по отношению к Джоунсу. Незадолго до этого Бек назвал президента Обаму расистом, и в ответ одна из общественных организаций, основанная Джоунсом, призвала рекламодателей бойкотировать бековское шоу (что, конечно, нанесло бы серьезный удар по рейтингу передачи - и, соответственно, по бековской зарплате). Мол, Бек и решил вернуть Джоунсу "должок."

Настораживает, однако, другое. Атаки Бека на Джоунса наложились по времени с началом рассмотрения Конгрессом США законопроекта об ограничении выброса парниковых газов - ключевого компонента энергетической программы президента Обамы. Законопроект был одобрен Палатой представителей и направлен на обсуждение в Сенат. Сам законопроект нельзя назвать революционным: беря за основу уровни выброса углекислого газа 2005 г., законопроект предусматривал их снижение на 17% к 2020 г. и на 83% к 2050. (Для сравнения: Европейский Союз пообещал сократить уровни выброса на 30% к 2020 г. и на 95% к 2050 г. И не от уровней 2005 г., а от гораздо более низких уровней 1990 г.). И все же законопроект в чем-то был историческим, как первая попытка в истории США законодательно регулировать активность, влияющую на изменение климата.

Внося этот законопроект, президент Обама хорошо понимал, что любые попытки прямого административного снижения объема выброса вредных газов - например, за счет налогообложения избыточных выбросов - обречены на неудачу. Поэтому разработчики законопроекта положили в его основу "рыночный" подход: т.н. систему "ограничения и торговли квотами на выброс" (cap-and-trade). Суть этого подхода в том, что каждый год федеральные власти будут вводить ограничения на общие уровни выброса вредных газов, а затем раздавать всем крупным производителям ежегодные квоты. При этом предприятиям разрешается торговать этими квотами между собой. Так что, если какая-то компания испытывает трудности, она может подкупить себе дополнительных квот. А компании, стабильно уменьшающие выброс вредных газов, смогут продавать свои квоты и получать таким образом дополнительную прибыль. По идее законопроекта каждый год лимиты выбросов будут становиться все жестче, а квоты все дороже, вынуждая предприятия активно внедрять энергосберегающие технологии.

Однако пилюля оказалась слишком горькой для энергетического лобби. Даже в Палате представителей, где Демократическая партия обладает внушительным большинством в 80 голосов, законопроект прошел с перевесом всего в 7 голосов (219 к 212), причем 44 конгрессмена-демократа проголосовали против законопроекта. А затем он прочно застрял в Сенате. Оппозиция республиканцев, которые потребовали от администрации дополнительного экономического обоснования законопроекта, была ожидаемой. Против законопроекта выступили и многие сенаторы-демократы, в первую очередь из центральных и южных штатов, где электроэнергия производится в основном на угле. Сенатские однопартийцы Обамы высказали сомнение в необходимости дополнительного давления на бизнес в то время, когда страна едва начинает выходить из глубокого экономического кризиса.

Ни для кого не секрет, что существующая в США политическая оппозиция экологическим инициативам Обамы проплачена влиятельным энергетическим лобби. Ведущую роль здесь играет Американская Торговая Палата - АТП (U.S. Chamber of Commerce). Представляющая интересы в основном мелкого и среднего бизнеса (и поэтому идеологически крайне консервативная). В принципе признает угрозу глобального потепления, но она бескомпромиссно выступила против самой идеи торговли квотами на выброс вредных газов, считая ее не более чем завуалированной формой повышения налогов.

В последние месяцы в рядах АТП произошел раскол. Если угледобывающие компании (например, Massey Energy) продолжают настаивать на блокировании любой попытки регулировать выбросы газов, другие корпорации (особенно те, которые инвестировали деньги в энергосберегающие технологии) поддержали энергетические инициативы администрации Обамы. Дело дошло до того, что компания Apple публично заявила о своем выходе из состава АТП, а ее примеру вскоре последовали несколько компаний-производителей электроэнергии: Pacific Gas & Electric, PNM Resources и Exelon.

Однако не только деньги лоббистов влияют на позицию политиков: озабоченность администрации Обамы экологическими проблемами не разделяет большинство американцев. Согласно недавнему опросу общественного мнения в США, только 57% опрошенных считают, что глобальное потепление является научно установленным фактом (еще в апреле прошлого года таковых было 71%), и только 1% называют изменение климата главной угрозой для страны.

Осознавая опасный сдвиг в общественных настроениях, защитники окружающей среды начинают менять тактику. Снижая тон апокалиптических угроз глобального потепления, они теперь упирают на то, что поиск альтернативных источников энергии позволит создать миллионы новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Озабоченный ходом войны в Афганистане и судьбой законопроекта по реформе здравоохранения президент Обама, похоже, уже признал свое поражение. Еще в начале ноября он говорил, что готов поехать на международную конференцию по проблемам изменения климата в Копенгагене. Однако после того, как стало ясно, что конференция в Копенгагене не примет никакого юридически обязывающего договора, всякий смысл экстренного "продавливания" законопроекта по парниковым газам пропал. Согласно последним сообщениям из Сената, к законопроекту вернутся не ранее весны следующего года.

Так что Гленн Бек может торжествовать: он не только "наказал" ненавистного Вэна Джоунса, но и, по сути дела, торпедировал энергетическую программу администрации Обамы.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться