О стратегическом значении Курильских островов (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Уже тот факт, что остров Сахалин и Курильские острова неоднократно переходили, где полностью, а где частично, под юрисдикцию то России, то Японии, то снова России (СССР), свидетельствует о стратегической значимости этих территорий.

"В начале эры Мэйдзи, около 1867 г., в Японии... было немало людей, которые старались упрочить национальные права путем экспансии в сторону Курильского архипелага и Сахалина с тем, чтобы усилить оборону севера и колонизировать (подчеркнуто мной. – В.З.) эти земли. В последующее время между Россией и Японией была достигнута договоренность относительно разграничения территории. Несмотря на это Япония хотела обладать Сахалином, как в интересах национальной обороны, так и экономики... В результате русско-японской войны Япония получила от России Южной Сахалин." Эта цитата – часть обширных "собственноручных показаний" военнопленного японского полного генерала, главнокомандующего Квантунской группировкой войск, разгромленной светскими войсками в конце Второй мировой войны, Ямады Отодзо, датированных 8-9 апреля 1946 г. [1].

Откровенные рассуждения бывшего властелина Маньчжурии об этих и

других причинах "агрессивной политики Японии на Дальнем Востоке", как и само нахождение в результате агрессии японских войск на обширных территориях Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии, бассейна Тихого океана, убедительно говорят о том, что в вопросах территориальной экспансии официальный Токио никогда не обращал внимания на такие "пустяки", как международное право, исконность принадлежности и приоритетность в освоении захватываемых земель.

Чем тогда объяснить начатые в 1960-х годах и активизированные с конца 1980-х годов попытки Японии обосновать именно с точки зрения международного права претензии на так называемые "северные территории", под которыми понимаются обычно четыре острова Южнокурильской гряды.

Надо сказать, что в японском политическом истеблишменте понятие "северные территории" трактуется по-разному. Вот как, например, обозначались подходы к решению проблемы "северных территорий" в "Промежуточном отчете по исследованию внешней политики и комплексного обеспечения национальной безопасности" (Токио, май 1988 г., с. 13), подготовленном по заказу японского кабинета министров: "Япония должна продолжать требования о возврате всех северных территорий... Заключить японо-советский мирный договор после возвращения четырех северных островов. Япония должна также пытаться заключить японо-советский мирный договор, включая возвращение всех Курильских островов.

Объявить пункт с) 2-й статьи мирного договора с Японией (Сан-Францискского, 1951 года. – В.З.), в котором утверждается, что Япония отказывается от Курил, недействительным".

В официальном правительственном документе "Белая книга по обороне Японии" "северные территории" с 1955 г. обозначаются еще более фривольно. Японские границы обозначаются в "Белых книгах" в районе Курильских островов севернее острова Итуруп, а "спорные территории" простираются до середины острова Сахалин и до полуострова Камчатка. Правда, в одной из таких разработок японского военного ведомства, опубликованном, в частности, в Интернете 13 января 2002 г., авторы "великодушно" оставляют за Россией один из островов Курильской гряды, расположенный непосредственно у южной оконечности полуострова Камчатка, видимо, Шумшу, на котором в ходе освобождения Курил советскими войсками шли самые ожесточенные бои. Показательно, что карта-схема с «фривольным» обозначением границ опубликована в разделе "Миссия японских сил самообороны"[2].

Что это, как не "картографическая агрессия"? Именно такая картографическая агрессия, предпринятая японскими военными в 1930-х годах, привела к крупному вооруженному конфликту у восточных границ Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Кроме того, агрессию на карте осуществляют не только японские военные – тем же самым грешит и японское министерство иностранных дел, в течение ряда лет публикуя в своих "Голубых книгах" карты с аналогичным изображением "северных территорий".

Главная опасность картографических фальсификаций, практикуемых Токио в вопросе о Курилах, заключается в том, что они воспитывают у населения Японии реваншистские настроения по отношению к России. На обложке и почти половине из 66 страниц "Общественно-политического атласа Японии для начальной школы" и на 25 страницах из 150 "Нового географического атласа мира для старших классов японской средней школы", например, южные части исконно российских острова Сахалин и островов Курильской гряды изображены (судя по соответствующей расцветке) как спорные, а на ряде карт – как японские территории [3]. И на картах солидного издания – "Большого атласа Японии", идущего приложением № 1 к энциклопедическому словарю [4], под номерами 1, 3, 6, 8, 10, 11, то есть с первых листов атласа, – читателю также предлагается образчик картографической агрессии против России.

Все это не так безобидно, как может показаться. Квинтэссенцией "взрослых" упражнений в шулерстве с отнюдь не игральными картами, а теми, на которых обозначены международно признанные границы суверенных государств, стало принятие в июне – июле 2009 года обеими палатами японского парламента законодательного положения, определяющее принадлежность Южнокурильской гряды Японии. Японский парламент законодательно подтвердил "правомерность" такой картографической агрессии, заявив о принадлежности российских территорий Японии, и дал карт-бланш силам японского реванша на более решительные действия против России.

В 1956 г. в истории отношений между двумя странами произошло, как известно, знаменательное событие – была подписана Декларация о восстановлении советско-японских дипломатических отношений. По сути, Декларация сыграла и продолжает играть роль мирного договора, позволяет строить отношения между Москвой и Токио в полном объеме. Для СССР не существовало в то время (как нет и сейчас для России) проблемы территориального размежевания со своей дальневосточной соседкой. Граница между нашими странами оформлена целым рядом международно-правовых документов.

Обязательство, взятое советским руководством в 1956 г., передать Японии после подписания мирного договора два южнокурильских острова было не актом, направленным на реализацию требований международного права, а очередным шагом доброй воли, ошибочным, на мой взгляд, как и в 1855, 1875 и 1905 гг., но все же рассчитанным на встречное движение японской стороны. Эти расчеты не оправдались.

В 1956 г. мяч снова оказался на стороне Японии, которая, однако, не захотела позитивно оценить жест доброй воли Москвы и пошла по пути быстрого возрождения регулярных вооруженных сил, в 1960 г. подписала новый договор с США о военном союзе, предусматривавший сохранение на ее территории американских военных баз, что не могло в условиях “холодной войны” не признаваться Советским Союзом враждебным по отношению к нему актом, и вышеупомянутое обязательство было Москвой дезавуировано.

Именно Япония остановила процесс подготовки мирного договора, поставив условием его подписания передачу островов, права на которые ею были утрачены в результате политики экспансии в первой половине ХХ в.

Вот уже около 50 лет переговоры по мирному договору между двумя странами и сопутствующему ему взаимно признаваемому обозначению разграничительных линий находятся по этой причине в тупике.

Россия и сейчас делает все возможное для создания благоприятной атмосферы, способствующей окончательной нормализации российско-японских отношений. Поступательно развиваются торгово-экономические связи. За последнее двадцатилетие существенно сокращена численность российских вооруженных сил как в целом на Дальнем Востоке, так и на Курильских островах, снижены активность и масштабы их военной деятельности. А Япония за 20 лет догнала по объему военного бюджета такие ядерные державы, как Англия и Франция, значительно модернизировала свои вооруженные силы; её соседей продолжают шокировать количество и масштабы проводимых Японией самостоятельно и совместно с американцами, а порой и вооруженными силами других стран военных учений и маневров. На граничащем с Южными Курилами и Сахалином о-ве Хоккайдо размещена добрая половина вооруженных сил Японии, в том числе крупнейшая Северная армия, единственная бронетанковая дивизия. Здесь сосредоточено 60% всего танкового парка японских "сил самообороны".

Приходится лишь удивляться тому, с какой легкостью некоторые российские "исследователи" идут, не останавливаясь перед подлогом исторических фактов, на доказательства "обоснованности" японских претензий на исконно российские земли, вводя в заблуждение и российскую, и японскую общественность.

Не вдаваясь в доказательства исконной принадлежности Сахалина и Курил России, подтверждаемой фактами первооткрытия, первоосвоения и первоприсоединения этих территорий Российской империей в соответствии с действовавшими в те времена международно-правовыми нормами, и в историю смены принадлежности островов России или Японии, скажу лишь, что исторический спор был окончательно разрешен и международно принят в результате Второй мировой войны.

Именно Япония начинала серию широкомасштабных агрессивных экспансионистских вооруженных акций, вылившихся затем вместе с такими же действиями Германии и ее сателлитов в то, что и стало мировой войной. И Япония, так же как и Германия, опять же в полном соответствии с международно-правовыми нормами, была за это наказана. Не вина Советского Союза, что Япония 26 июля 1945 года отказалась пойти на капитуляцию в соответствии с требованиями Потсдамской декларации, что предопределило вступление в войну с ней СССР со всеми вытекавшими для Японии последствиями.

Тяжелый опыт Великой Отечественной войны, когда Южный Сахалин и Курильские острова были превращены Японией в барьер, мешавший выходу советского торгового и военного флота к восточным берегам Камчатки и Чукотки и в открытый океан, а также морским поставкам всего необходимого для СССР в годы войны в Приморье, существенно затрудняло мобилизацию советской экономики и обеспечение Вооруженных Сил Советского Союза в борьбе с гитлеровской агрессией. Уже само по себе это доказывает их стратегическую значимость для того государства, которое ими обладает.

Даже никогда не питавший симпатий к Советскому Союзу У. Черчилль, подчеркивая именно эту стратегическую значимость Сахалина и Курил, в дни Ялтинской конференции, касаясь территориального вопроса, заявил, что будет "приветствовать появление русских кораблей в Тихом океане" и высказался за то, чтобы "потери, понесенные Россией во время русско-японской войны, были восполнены" [5].

Сегодня утрата Россией этих территорий вновь нанесла бы ей непоправимый, стратегически значимый ущерб в экономическом и военном плане.

(Окончание следует)

___________________

Вячеслав ЗИМОНИН - доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Института проблем безопасности и развития Евразии.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться