Бенедикт XVI (в миру Йозеф Ратцингер), избранный Папой Римским 19 апреля 2005 года, известен не только своими глубокими теологическими познаниями и организаторскими талантами, но и некоторыми, так сказать, специфическими особенностями. И касаются они, прежде всего, склонности к «отбеливанию» всего, что связано с немецким нацизмом и неблаговидной ролью Ватикана в то трагическое для сотен миллионов людей время. То ли служба в немецком зенитном батальоне в конце Второй мировой войны, то ли изыскания в области теологии, в ходе которых епископу Йозефу Ратцингеру приходилось сталкиваться с идеологией иудаизма, так на него повлияли, но факты, как говорится, налицо.
В январе – феврале 2009 года разгорелся скандал вокруг британского епископа Ричарда Уильямсона, который ранее выступал с антисемитскими высказываниями. В ходе телевизионного интервью епископу были заданы вопросы по поводу Холокоста. Прелат вначале дал понять, что у него существуют сомнения в отношении масштабов геноцида евреев. Он не верит в то, что в нацистских лагерях их было убито шесть миллионов. «Да, это мое мнение, я думаю, что газовые камеры никогда не существовали». Он добавил, что, вероятнее всего, в нацистских концентрационных лагерях погибли не шесть миллионов евреев, а «лишь» 200-300 тысяч, а что касается газовых камер, так их вообще никогда не было. При этом столь «гуманный» епископ привел ряд технических аргументов, утверждая, что не могло существовать печей такой высоты и формы, а двери не могли герметично закрываться.
Отвечая на вопрос журналиста, считает ли он себя антисемитом, Уильямсон ответил: «Антисемитизм плох только тогда, когда он идет против правды, но, коль скоро существуют достоверные факты, он не может быть плохим». Совет немецких еврейских общин обратился с запросом о том, может ли епископ Уильямсон быть привлечен к ответственности, поскольку в Германии отрицание Холокоста является преступлением. Эти заявления предали гласности 22 января 2009 года «Der Spiegel» и шведское телевидение.
Тем не менее Бенедикт XVI 24 января принял решение вернуть Уильямсона и еще трех епископов из Братства Святого Пия X, последователей ультраконсервативного епископа Марселя Лефевра, в лоно Римско-католической церкви. Всех четверых отлучил от церкви в 1988 году Иоанн-Павел II за то, что Лефевр рукоположил их в епископы без папского мандата.
Бенедикта XVI, отменившего решение своего предшественника, не смутил антисемитизм Уильямсона. И хотя понтифик, пытаясь уладить конфликт, осудил отрицание Холокоста, в Германии сочли это заявление недостаточным.
Причем возмутились не только еврейские организации. Несогласие с решением Папы Римского высказали многие видные католические священники и теологи ФРГ. Так, кардинал Карл Леман, епископ Майнцский, председатель Конференции немецких епископов, счел необходимым «принести извинения за случившееся, причем сделать это должна высшая инстанция». Во-вторых, по словам кардинала, следовало отчетливо заявить, что подобное несовместимо с диалогом, который католическая церковь последовательно ведет с иудеями на протяжении 50 лет.
Заботясь об укреплении отношений с Израилем, вынуждена была вмешаться и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она призвала Бенедикта XVI и Ватикан «выступить с недвусмысленным заявлением о неприемлемости отрицания Холокоста и о необходимости положительного обращения с иудаизмом в целом».
Осознав, что он ставит под удар не только себя, но и Ватикан, Ричард Уильямсон извинился перед Римским Папой, но не перед пострадавшим народом. Он выразил сожаление, что его «неосторожные фразы», подвергающие сомнению Холокост и использование газовых камер в фашистских концентрационных лагерях, вызвали полемику. Однако же наличие газовых камер так и не признал.
А вот авторитет Бенедикта XVI Ричард Уильямсон подорвал основательно. Журнал «Der Spiegel» в те дни категорично заявил: «Немецкий Папа позорит католическую церковь». Другой еженедельник – «Stern» – назвал нынешнего понтифика «Папой, потерявшим очарование». Действия Бенедикта XVI привели к тому, что главный раввинат Израиля в начале 2009 года разорвал официальные связи с Ватиканом, а Центральный совет евреев в Германии приостановил диалог со Святым престолом. Год понадобился для того, чтобы нормализовать эти отношения. Знаком нормализации стали посещение папой римской синагоги 17 января 2010 года и встреча с представителями еврейской общины Италии.
Как сообщило Радио Ватикан, «обращаясь к братьям по вере в единого Бога, явившего Себя Отцам и пророкам, Бенедикт XVI выразил надежду, что контакты католиков с римскими евреями будут впредь «укрепляться», следуя по дорогам примирения и братства. Папа еще раз заверил в «уважении и любви», питаемой Епископом и Церковью Рима, равно как и всей Католической Церковью, к римской иудейской общине и ко всем общинам евреев, рассеянным по миру». «Кроме того, - добавил святой отец, - Церковь не могла не осудить ошибки своих сынов и дочерей, попросив прощения за все, что так или иначе провоцировало раны антисемитизма и антииудаизма». Речь идет, в частности, о документе под названием «Мы помним: размышления о Катастрофе», разработанном Комиссией по религиозным связям с иудаизмом.
Однако не всё так гладко с «укреплением» контактов католиков с иудеями. Президент еврейской общины Рима Риккардо Пачифичи во время встречи явно не случайно обратился к роли одного из предшественников нынешнего Папы – Пия XII - в годы Второй мировой войны: «Молчание Пия XII перед лицом Шоа, то, что он не сделал, по-прежнему ранит. Может быть, ему не удалось бы остановить поезда смерти, но он мог дать какой-то сигнал, слово последнего утешения, человеческой солидарности нашим братьям, перевозимым в Освенцим». Пачифичи также добавил, что евреи ожидают «общего суждения», надеясь, что «историки получат доступ к Ватиканским архивам, касающимся того периода и всех событий, последовавших за крахом нацистской Германии».
Между тем в отличие от еврейской общественности, Ратцингер в «общем суждении» не нуждается. Наоборот, он считает, что Пия XII следует причислить к лику блаженных, а затем канонизировать. В июне 2009 года постулатор по делу о беатификации Пия XII, занимающийся сбором и обработкой всей информации о его деяниях, священник Петер Гумпель заявил, что Бенедикт с большим уважением и восхищением относится к личности Пия XII.
Однако документы о беатификации Пия XII в то время не были подписаны. Почему? По словам Гумпеля, «представители еврейских организаций заявили четко и ясно, что если он (Папа) сделает что-то в пользу Пия XII, то отношения между Римско-католической церковью и евреями будут окончательно скомпрометированы». Видно, понтифик выжидает удобного для этого момента. А пока он успешно продвигает беатификацию Иоанна Павла II. С папой – ниспровергателем «мирового коммунизма» проблем не предвидится.
Кардинал Карл Леман ставит вопросы
Кто же такой Пий XII, которым восхищается нынешний понтифик?
В Германии кардинала Карла Лемана, председателя Конференции немецких епископов, хорошо знают как крупного общественного деятеля, который решительно выступает против ввоза в ФРГ стволовых клеток человеческих зародышей для лечения болезни Альцгеймера и сокращения количества выходных дней. В последние годы кардинал обратил внимание на неприглядное поведение Ватикана во время Второй мировой войны.
В 2004 году кардинал поведал общественности некоторые факты, касающиеся отношения главы Ватикана к фашизму. Еще в годы студенческой юности в римском колледже «Германикум» будущий кардинал имел возможность ознакомиться с частной библиотекой покойного Пия XII. В библиотеке было много книг на немецком языке. В том числе и «Майн кампф».
К удивлению Лемана, эта книга была испещрена пометками. Значит, Папа Римский всё знал. Он должен был понимать, к какой катастрофе вёл путь нацистов. Так почему же он, зная всё это, молчал? Могли ли возражения понтифика предотвратить убийство миллионов евреев? Или же существовала угроза оккупации Ватикана? Может быть, Папе Римскому не хватало мужества? Или же поведение курии определял подспудный антисемитизм?
На все эти вопросы, считает К. Леман, пришло время честно ответить.
Конгресс выражает беспокойство
Похоже на то, что Пий XII не только знал, но и сотрудничал с нацистскими властями. В этой связи представляет интерес заявление руководства Всемирного еврейского конгресса в июле 2001 года о временном прекращении работы комиссии, которая расследовала роль Ватикана в массовом истреблении евреев во время Второй мировой войны. В заявлении говорится, что специалисты не могут гарантировать объективность и глубину исследования до тех пор, пока Ватикан не предоставит им доступ ко всем необходимым материалам. Исполнительный директор конгресса Элан Штайнберг тогда также сказал, что историков, представляющих еврейскую общину, практически лишили доступа к архивам Священного города.
Комиссия, о которой идет речь, была учреждена в 1999 году совместными усилиями еврейских активистов при вынужденном участии Папы Римского. Она расследовала роль Папского престола и Папы Пия XII в событиях мировой войны.
В начале работы у историков не было никаких сомнений в том, что Ватикан поможет разобраться в деятельности Пия XII. Некоторые ученые утверждали, что он знал о Холокосте и не предпринял никаких мер, чтобы остановить истребление евреев. Но вскоре представители Ватикана направили в комиссию письмо, в котором говорилось, что «по техническим причинам» они могут предоставить ученым доступ лишь к тем документам, которые попали в архив до 1923 года.
После того, как руководители Всемирного еврейского конгресса обвинили Ватикан в попытках скрыть нежелательную для папского престола информацию, лед вроде бы тронулся. В феврале 2003 года Ватикан открыл для исследователей часть архивов, в которых собраны некоторые «нейтральные» документы о связях Святого престола с нацистской Германией. Гриф секретности был снят и с документов, в которых речь идет о позиции Пия XII по поводу Холокоста.
Однако самые интересные для историков документы Ватикан пообещал предоставить только три года спустя. Однако, как стало известно из заявления президента еврейской общины Рима Р. Пачифичи, не предоставил. В результате историки так и не смогли получить ответы на все интересующие их вопросы. Хотя ясно, что информации о Холокосте у Папы было предостаточно.
Кстати, в архиве также хранятся записи, сделанные послом Ватикана в Берлине Эудженио Пачелли с 1922 по 1929 годы. А ведь это не кто иной, как будущий Папа Пий XII, занимавший папский престол с 1939 по 1958 годы.
Задержку с открытием архива для исследователей хранитель архива Серджио Пагано объяснил нехваткой рабочих рук, «а вовсе не желанием скрыть что бы то ни было от общественности». Кроме того, Ватикан заявил, что документы за 1931-1934 годы были практически полностью «уничтожены или рассеяны [по другим хранилищам]» в ходе бомбардировок Берлина и в результате пожаров.
Такое развитие событий посеяло у историков новые сомнения в искренности официального Ватикана, а активисты Всемирного еврейского конгресса призвали Святой Престол отложить процесс канонизации столь неоднозначной исторической фигуры, как Пий XII.
Тем не менее постыдное поведение Пачелли полностью скрыть не удалось. Джерард Ноэль, бывший редактор издания «The Catholic Herald», в своей книге «Пий XII: пёс Гитлера» пишет, что Конкордат 1933 года с Третьим рейхом, который обсуждал Пий XII, будучи еще кардиналом Эудженио Пачелли и госсекретарем, непосредственно позволил Гитлеру в том же году прийти к власти. «В обмен на значительные материальные уступки католической церкви в Германии Конкордат гарантировал, что немецкие католики отойдут от всякой партийной политической деятельности. В частности, по указанию Папы распускалась центристская партия Германии. Эта партия поддерживала равновесие во властных структурах, и без нее Гитлер смог получить верховную власть». А спустя несколько дней после Конкордата «Гитлер начал гонения на евреев».