За политическими баталиями в медиа-пространстве практически незаметной осталась информация о преддефолтном состоянии многих украинских областных центров. Пока кандидаты в Президенты Украины соревновались в том, кто больше наобещает (обеспечит наибольший рост количества лапши на ушах украинцев), государственное казначейство постепенно переставало выполнять свои функции по обеспечению проводок платежей.
Практически никто не обратил внимание на то, что перед Новым годом, 30 декабря, прошла пресс-конференция главы Николаевской Облгосадминистрации Алексея Гаркуши. На ней он сообщил собравшимся пренеприятнейшее известие: несмотря на то, что областной бюджет выполнен на 107,6% (а это на 3% больше, чем был выполнен областной бюджет 2008 года), – счета областной общины региональным отделением Госказначейства заблокированы. Области не дают распоряжаться собственными средствами и совершать необходимые проплаты. По словам А.Гаркуши, региональным отделением Госказначейства финансируется только заработная плата, а другие статьи – незащищенные статьи областного бюджета, строительство, экологические программы и прочее – нет. На утро 29 декабря на счетах Госказначейства заблокированными были 28 млн. грн., на утро 30 декабря – 17 млн. грн.
Похожая ситуация наблюдалась и в других регионах Украины. Буквально сразу после Нового года Горисполком Черкасс подал иск в суд на неправомерные действия Государственного казначейства, которое 30 декабря 2009 года прекратило оплачивать платежки исполнительного комитета. Таким образом, не проведено платежей на более чем 4 млн. гривен по взятым мэрией обязательствам. Хотя на счетах оставались свободными 20 млн. гривен.
Ситуация достаточно интересная, потому что деньги на счету общины города были, а вот проводки почему-то отсутствовали. Куда же исчезают деньги из бюджетов украинских городов? Первое, что приходит на ум, – на выборы и расчет за газ. Безусловно, в этом вопросе свое веское слово должна сказать в первую очередь прокуратура. Но пока она молчит. Но не молчат руководители местных органов исполнительной власти.
Директор департамента бюджетной политики Черкасского горисполкома Н. Джуган: «Это уголовное преступление – нецелевое использование средств нашего общества государственным органом. Казначейство должно обслуживать наши проплаты, а не вмешиваться в выполнение бюджетного процесса. Однако в конце года казначейство определило для себя другую цель: перекрывать «дыры» государственного бюджета и выплачивать пенсии за счет доходов города. Исполкому же они сообщают, что не могут провести наши платежи в связи с отсутствием средств на счету, хотя мы свои остатки видим».
В конце января похожая ситуация сложилась и во Львове 26 января, на пресс-конференции начальник департамента финансовой политики Львовского горсовета Олег Ищук сообщил, что Львов очутился в состоянии дефолта. По его информации, Государственное казначейство не выполнило финансовых обязательств перед городом на сумму 130 млн. грн.
Львовская ситуация до боли напоминает Николаевскую и Черкасскую. Такое впечатление, что отрабатывается один и тот же сценарий банкротства регионов ради получения денег для внешних выплат и финансирования предвыборной деятельности главы Кабинета министров Украины.
«В конце 2009 года, а особенно в настоящий момент сложилась ситуация: деньги на счетах общины есть, о чем свидетельствуют выписки Государственного казначейства, а, чтобы перечислить, – их нет», – сообщил О.Ищук. По словам О.Ищука, при наличии денег на счёте город не может оплатить 2,5 млн. грн. на питание в системе образования (там питается около 40 тыс. детей), нет возможности перечислить 600 тыс. грн. на питание в больницах, а 1,2 млн. грн. – на медикаменты, почти 5 млн. грн. – на энергоносители. Ситуация может дойти до того, что городские службы отключат от сети. Не хватает также 20 млн. грн. на социальную защиту граждан.
Анализ открытых источников показывает, что подобная ситуация складывается и в других областях Украины: Донецкой, Запорожской, Черновицкой, Винницкой, Харьковской.
Очень возможно, что до второго тура выборов Кабмин (Ю.Тимошенко) прибегнет к искусственному дефолту, чтобы в пожарном порядке организовать выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.
Такую возможность Правительству даёт новый Бюджетный кодекс. Правда, он не принят Парламентом и не подписан Президентом, но вряд ли в период выборов будет организован депутатский или президентский запрос в Конституционный суд Украины относительно правомочности использования Кабмином незаконной по сути редакции Бюджетного кодекса для своих нужд. На это нет времени. Такой «правовой цейтнот» и позволяет премьер-министру распоряжаться средствами местных общин для решения частных задач Кабмина, что может оказать существенное влияние на выборный процесс. Причем влияние это может быть как в пользу Ю. Тимошенко, так и сработать против неё.
Напомню, что после первого тура в «преддефолтных» областях было следующее распределение голосов:
Что может сыграть в пользу Тимошенко? Безусловно, своевременные денежные выплаты – пенсии и зарплаты бюджетникам. Что может сыграть против? Конечно же перебои с подачей горячей воды, электроэнергии, задержки с иными видами социальных выплат (например, выплат по рождению ребенка), плохая работа городского и внутри- и межобластного пассажирского транспорта.
Очевидно, что чем больше накопится проблем в регионах из-за непрохождения денег, тем ниже будет явка избирателей и выше процент проголосовавших за В.Януковича или против всех.
Похоже, разыгрывается сценарий, ориентированный на снижение законности выборов, а то и на их срыв. Потому что на данный момент картина складывается печальная: в Бюджете денег нет, надо рассчитываться за газ, количество инфраструктурных катастроф нарастает. Закономерно, что украинский избиратель в своих бедах начинает все сильнее обвинять действующую власть. В таких условиях лидеру оппозиции, главное, вовремя обращать внимание на каждую ошибку премьер-министра. Лучшей агитации и придумать сложно.
Уже сейчас очевидно, что Тимошенко не рассчитывает на победу так просто, как об этом заявляют различные «полит-олухи». После того как 3 февраля Грузия ясно дала понять,что грузинских «наблюдателей» во втором туре не будет, а Парламент утвердил изменения в закон о выборах президента Украины, она отменила запланированную на 4 февраля рабочую поездку во Львов и заявила о готовящихся массовых фальсификациях.
Теперь оспорить результаты выборов можно будет только в судах. Однако уже сейчас заметно, что и провластный кандидат, и оппозиционный переборщили с наполнением СМИ информацией о возможных фальсификациях.
Создание устойчивого общественного мнения о нелегитимности выборов даст Ющенко возможность вмешаться и объявить выборы несостоявшимися. И неважно, что юридически это нереально. «Синдром майдана» может в данном случае опять сработать на Ющенко. Если народ поверит в то, что выборы были сфальсифицированы, право отойдёт на второй план.