Традиция встречать день 23 февраля как праздник пережила в нашей стране и переворот 1991 года, и смену официального названия праздника при новой власти, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 февраля 1993 года «День Советской Армии и Военно-Морского Флота» был переименован в «День защитника Отечества». Шёл второй год «ельцинской» эпохи, общество с исступлением отрекалось от собственного прошлого, и многое, напоминавшее о достижениях советского времени, бездумно (или злонамеренно) сбрасывалось с «корабля современности». Однако и в эти лихие годы законодатель, принимая Указ от 08.02.93, отдал «дань исторической традиции уважения ратного труда». Потому что традиция эта – народная. Потому что есть вещи, не колеблемые изменениями политического климата и крушением государств. Среди них – укоренённое в русском самосознании памятование о ратном подвиге отцов с их заветом оборонять отеческое наследие.
Заученно повторяют, что «корни праздника уходят в далекий 1918 год, когда была создана Красная Армия». Это закреплено даже в действующем федеральным законе «О днях воинской славы (победных днях) России», принятом в 1995 году. Там праздник 23 февраля поименован с достойной удивления детализацией: «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитника Отечества». И тут уж, как ни крути, у законодателя получилась большая неувязка.
В самом деле: на дворе 1995-й год, «красно-коричневый» Верховный Совет уже отправлен в небытие, его место заняла «демократическая» Государственная Дума, и вдруг «Днём защитника Отечества» наша Дума объявляет… «день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии» (?). Мало того, что, как известно, и победы-то в тот день никакой не было, так ведь у революционеров-большевиков, имевших дело с кайзеровскими войсками, и Отечества, как они гордо заявляли, тоже отродясь не было, мировая коммунистическая революция была их «отечеством». Отчего же такая нелепица в законе и что, собственно, Государственная Дума решила предложить россиянам праздновать? Хорошо, что у нас законы не читают, а то бы обязательно вопросы появились…
Задумаемся на минуту: отчего другие праздники, учреждённые на гребне революции 1917 года, ушли из нашей жизни с крушением Советского Союза или вскоре после этого, а праздник Армии и Флота – живёт?! Наверное, потому как раз, что корни его уходят гораздо глубже 1918 года.
Кто не знает сегодня знаменитых слов императора Александра III, ставших в последние двадцать лет от частого повторения едва ли не хрестоматийными: "У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника - её армия и флот". Кем-то замечено, что эта фраза императора-миротворца стоит десятка трактатов о геополитике. В неё действительно вложена глубокая философия российской внешней политики, но я сейчас не об этом. Я хочу лишь обратить внимание на «корни» - на прямую преемственность между «армией и флотом» Александра III и наименованием одного из главных советских праздников.
И правители советской России, и царь Александр Александрович управляли нашей страной в эпоху жесточайшего передела мира. Начало этой эпохе, как считал О.Шпенглер, положила русско-турецкая война 1877-1878 годов (и, в частности, тот её кульминационный эпизод, когда русская армия, вызвав страшную панику в Лондоне и других западных столицах, подошла на расстояние 12 километров к Константинополю). Основные правила «большой игры» в эту эпоху, несмотря на неоднократную смену технологических способов производства во второй половине XIX - начале XXI веков, практически не изменились. Отсюда – и преемственность мысли, стремившейся найти и находившей устойчивый стереотип подобающего Российской державе самоопределения в мире.
Армия и Флот, контроль над сушей и контроль над морем! Это и есть ключ к международной политике России. Потому и не ведала наша страна с такими «двумя надёжными союзниками» за 13-летнее царствование Александра III ни одной войны, а Европа со смесью уважения и страха признала в русском монархе «царя-миротворца».
Победа красных в гражданской войне в России, затем победа народов СССР в Великой Отечественной войне закрепили положение Советского Союза как геополитического эквивалента Российской империи на «географической оси истории» (по меткому определению местоположения России, данному ещё в 1904 году британцем Х.Д.Маккиндером). Освоить это положение, закрепить его, удерживать, зная, как знал Александр III, что у тебя в мире «нет друзей», стоило русскому народу и всем народам огромной страны колоссальных трудов, не в последнюю очередь – трудов ратных.
Географическая ось истории – это ось земной цивилизации. Особость России, её культурно-историческая уникальность неразрывно связаны с её «огромностью». Тут не имеют никакого смысла оценки «хорошо» или «плохо». 23 февраля, в день Армии и Флота, он же день защитника Отечества, уместно заметить, что «огромность» Русского государства и бремя служения русского человека надо принимать, как принимают свою участь, ибо только выродки отрекаются от отеческого достояния. И помнить, что «нашей огромности» действительно боятся – боятся, а потому хотят, нисколько уже не таясь, покончить с ней раз и навсегда…
И ещё о глубоких корнях народного праздника, приходящегося на 23 февраля. Царь-миротворец, опиравшийся на Армию и Флот как единственных надёжных союзников, был наречён именем благоверного князя Александра Невского, занимающего самое видное место в сонме святых князей – воителей за русскую землю. Его образ, отразившийся в житиях, - это образ «благого отечестволюбца». Два подвига Александра Невского, о которых писал Г.Вернадский («подвиг брани на Западе» и «подвиг смирения на Востоке»), «имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа». Эта сила и сегодня является тем «удерживающим», который обеспечивает защитникам нашего Отечества главную линию обороны.