Действующие в Чеченской Республике зарубежные организации («Международный красный крест», «Датский совет по беженцам») и российские НПО («Правозащитный центр «Мемориал», «Совет неправительственных организаций» и др.) осуществляют подбор фальсифицированных данных «о похищениях людей и внесудебных казнях», якобы практиковавшихся военнослужащими федеральных сил. Поставлена задача подготовить создание «международного трибунала по Чечне» по аналогии с трибуналом по бывшей Югославии.
Указанные организации акцентируют внимание на фактах исчезновения после 1994 года около 5 тыс. этнических чеченцев, оставляя без внимания проблему розыска пропавших без вести в 1991-99 гг., в период правления Д.Дудаева и А.Масхадова русских и русскоязычных жителей республики, а также похищенных заложников.
В завуалированной форме в сознание населения северокавказских республик внедряется стереотип «геноцида» Россией народов Кавказа, насильственном включении территорий нынешних северокавказских республик в состав Российской федерации. Мировое общественное мнение готовят к восприятию тезиса о необходимости «защиты народов Кавказа от России».
В последнее время отмечается рост активности адыгских общественных организаций («Адыгэ Хасэ Республики Адыгея», «Черкесский конгресс», Международная Черкесская Ассоциация). Предвзято излагая исторические события и односторонне оценивая их политические последствия, радикально ориентированные члены этих организаций (в том числе зарубежных) пропагандируют политико-идеологическую платформу, которая обосновывает идею восстановления «исторической справедливости» в отношении адыгских народов и призвана консолидировать как зарубежных, так и российских адыгов путем поэтапной реализации следующих положений:
- добиться от Российской Федерации признания «геноцида черкесского (адыгского) народа», якобы имевшего место в ходе Кавказской войны XIX века;
- добиться признания статуса соотечественников для потомков адыгов, эмигрировавших из России (с получением российского гражданства по упрощенной процедуре);
- добиться создания нового субъекта Российской Федерации, объединяющего территории исторического проживания адыгов (Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию) с последующим образованием самостоятельного государства.
Такого рода проекты прорабатываются и внедряются в адыгскую среду, выносятся на публичное обсуждение адыгскими националистами. Так, в апреле 2009 г. на ежегодной конференции в Колумбийском университете (США) получила поддержку идея создания самостоятельного адыгского государства. Некоторые зарубежные адыгские лидеры выдвинули предложение сформировать правительство Черкесии в изгнании с представительством в штаб-квартире ЕС, а также в США и Турции. С помощью ведущих «мозговых центров» США (RAND Corp., Джеймстаунский фонд) на международном уровне создается основанное на фальсификациях «научно-историческое» обоснование «геноцида». В странах проживания адыгской диаспоры организуются «научные» конференции с участием ученых из США, Турции, европейских государств, лейтмотивом которых являются требования к России признать факт геноцида, восстановить «историческую справедливость» путем возврата утраченных черкесами территорий и образования независимого черкесского государства. Через адыгские мононациональные организации («Черкесский конгресс» в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия, «Кабардинский конгресс», «Независимый общественно-исследовательский центр», «Общественный правозащитный центр» в Кабардино-Балкарской Республике) идеология адыгоцентризма распространяется среди населения республик Северного Кавказа и прежде всего среди молодежи.
Попытки мифологизировать историю своих народов предпринимаются также карачаевскими и балкарскими общественными деятелями и некоторыми представителями научной интеллигенции. Так, в массовое сознание этих этносов активно внедряется тезис о якобы аланском происхождении карачаевцев и балкарцев (на самом деле имеющих тюркские корни), устанавливается на этой основе историческое право на земли, принадлежавшие ранее аланам, в том числе Новоархызский музей-заповедник, на территории которого расположены раннехристианские святыни. Это служит серьезным фактором инспирирования дополнительной напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике.
И здесь особую актуальность приобретают вопросы преподавания отечественной и мировой истории в учебных заведениях. Предпосылки для распространения националистических и экстремистских взглядов у современной молодежи были созданы ещё в начале 90-х годов ХХ столетия. Тогда в республиках Северного Кавказа широко распространились учебники, в которых исторические события излагались с позиций той или иной титульной национальности. Преподавание такого рода «национальных историй» приводило к этноцентризму, способствовало росту межэтнической напряженности.
К тем же результатам приводит распространение материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости в средствах массовой информации. Заметно выросла активность исламских пропагандистских сайтов радикального направления. Примером может служить одиозный сайт «Объединенного вилайата Кабарды, Балкарии и Карачая». На этих ресурсах размещаются материалы, крайне тенденциозно трактующие общественно-политические события последнего времени (например, судебный процесс по делу о нападении террористов на правоохранительные структуры Нальчика в октябре 2005 года).
Одним из основных факторов, усиливающих этносепаратизм на Кавказе, является фактическая дерусификация северокавказских республик в результате массового исхода русского населения. К настоящему времени Чеченская Республика и Республика Ингушетия стали практически мононациональными. Отток русского и русскоязычного населения наблюдается во всех бывших «русских» районах Северного Кавказа: Кизлярском и Тарумовском районах Дагестана, Моздокском районе Северной Осетии, Прохладненском и Майском районах Кабардино-Балкарии, Гиагинском и Майкопском районах Адыгеи, Зеленчукском и Урупском районах Карачаево-Черкесии. Аналогичные тенденции складываются и в районах Ставропольского края - Курском, Нефтекумском, Левокумском.
В ряде северокавказских республик, по сути, уже сформированы этнократические режимы, деятельность которых способствует «выдавливанию» русского населения. Продолжается дискриминация русских при формировании властных структур, при назначении руководителей предприятий и учреждений. В то же время создается система политических, экономических и правовых привилегий для представителей «титульных» этнических групп.
Суммируем угрозы национальной безопасности России в сфере межнациональных отношений на Кавказе:
- в ряде регионов сохраняется значительный уровень межэтнической напряженности, широко распространены проявления этнического и религиозно-политического экстремизма;
- налицо попытки политизации рядом международных организаций этнического (этнокультурного) фактора, стремление использовать некоторые общественные объединения для дестабилизации российского общества;
- сохраняются клановость и коррупция, которые тесно связаны с межэтническими противоречиями и земельными этнотерриториальными спорами;
- осуществляется противодействие со стороны ряда этнорегиональных элит укреплению общероссийской гражданской идентичности;
- продолжается отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа.
Демографические процессы на Юге России имеют разную направленность. С одной стороны, завершается осуществлённая в постсоветское время дерусификация восточных регионов Северного Кавказа, с другой - укрепляется полиэтничность равнинного Предкавказья. Происходит замещение русского и русскоязычного населения выходцами из горных и предгорных районов Северного Кавказа.
Доля федеральной помощи в бюджетах республик Северного Кавказа составляет до 70-90%. В то же время этноклановая организация власти в республиках Северного Кавказа, ее коррумпированность и непрофессионализм порождают недоверие населения к государственным институтам. Недовольство народа в этих условиях зачастую приобретает этническую окраску.
***
Главная угроза безопасности на Северном Кавказе сегодня - непрекращающаяся террористическая активность. Целью террористов является создание на Северном Кавказе исламского государства.
В 2010 году в рамках уже Северокавказского федерального округа необходимо создать более совершенные системы национального и глобального мониторинга состояния, факторов и эффективности мер противодействия терроризму, сепаратизму и ксенофобии, которая бы опиралась не только на статистические показатели, но и на результаты исследований общественного мнения, экспертных опросов. В настоящее время большинство важнейших политических решений (как на национальном, так и на международном уровне), связанных с принятием мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и ксенофобией, принимается на основе анализа конкретных фактов, макроэкономических показателей и данных правовой статистики. При этом обычно не учитывается то обстоятельство, что терроризм, сепаратизм и ксенофобия должны рассматриваться не только как социально-правовые, но и социально-психологические явления, оценка которым не может быть дана лишь на основе статистики актов поведения. Мониторинг общественного сознания и изучение мнения экспертов должны стать государственной функцией, а их результаты - обязательным элементом системы принятия политических и правовых решений, направленных на противодействие терроризму, сепаратизму и ксенофобии.
Наиболее активно информационно-пропагандистская деятельность идеологов терроризма осуществляется среди последователей ислама. Используются противоречия процесса распространения ислама в России и в ряде сопредельных государств, несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей деятельность религиозных объединений. Этому, в частности, способствуют:
- рост численности мусульман в силу особенностей демографической ситуации в регионах традиционного распространения ислама, а также увеличение миграционных потоков из ряда преимущественно мусульманских по вероисповеданию стран бывшего СССР;
- повышение популярности фундаменталистских исламистских идей на Северном Кавказе на фоне социально-экономической депрессивности и политической нестабильности региона;
- слабость отечественной системы подготовки мусульман-священнослужителей, недостаток образованных и независимых религиозных исламских ученых-богословов, способных вести просветительскую работу среди широких слоев населения на основе традиционных течений ислама.
Кроме того, отечественные и зарубежные экстремистские мусульманские лидеры активно используют тот факт, что в настоящее время до 95% мусульманских общин в России не получают никакой помощи ни от духовных управлений, ни от светских учреждений и вынуждены изыскивать любые источники финансирования. В этой ситуации даже небольшие денежные средства от «спонсоров» оказывают существенное влияние на состояние умов.
В настоящее время наиболее характерной чертой информационно-пропагандистской деятельности указанных религиозных объединений является стремление получить максимальный доступ к СМИ, к сфере образования и к благотворительной деятельности. Характерно, что, по данным социальных опросов, около 60% опрошенных православных и мусульман, до 30% католиков и протестантов высказываются против права на свободу проповеди для представителей «нетрадиционных религий».
Представляется целесообразным в 2010 году инициировать проведение в рамках специально созданной исследовательской структуры прикладных исследований по истории и культуре народов Северного Кавказа, а полученные результаты использовать для системного противодействия национализму, этносепаратизму, религиозному экстремизму, особенно среди молодежи.