Свинство. Послесловие к одной информационной кампании

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Свиной грипп вовсе не так страшен, как его малюют. Действительно, смертность от «животной» разновидности гриппа (причем не от него непосредственно, а вследствие вызываемых данным заболеванием осложнений) превышает этот печальный показатель у его привычного штамма (около 1,2% против 0,1% соответственно). Однако это все же не дает оснований бояться его настолько, насколько его боятся сегодня – ведь распространен он к тому же гораздо меньше. Вся паника вокруг этого вируса была создана сообщениями средств массовой информации и подогрета действиями политиков и чиновников, с тревогой на лице расписывавшими катастрофические последствия очередной напасти в популярных ток-шоу. Зачем они ставили эти «эксперименты»?

В последнее время западная поп-культура непрестанно мусолит темы и сюжеты, связанные с катастрофами. Постоянно выходят фильмы и книги, в которых человечество погибает все целиком или частично (обычно за исключением населения США), в том числе и вследствие глобальной пандемии.

Неудивительно, что после такого основательного компостирования мозгов, свиной грипп поразил души человеческие сильнее тел.

При этом СМИ быстро смекнули, что потребителю новостей будет интересна информация о новой болезни (современные «рулевые информационных потоков» вообще считают, что они лучше знают, что нам с вами интересно). И человечество совершенно бесплатно стало участником грандиозного аттракциона, поражающего возникающим чувством сопричастности.

До или после начала этого зрелища политики догадались, как его использовать, – доподлинно неизвестно. Но вот то, как виртуозно они смогли манипулировать возникшим страхом и отвлечь внимание рядовых граждан от финансового кризиса, заслуживает внимания. Простому человеку свойственно за жизнь свою беспокоиться сильнее, чем за своё материальное благополучие и тем более за экономику страны, – и это чувство используется, что называется, «на все сто».

В России вирусом прикрываются, стремясь отвлечь внимание населения от тягот повседневной жизни, от ухудшающегося год от года «социального самочувствия» большинства населения. Давно мы уже за криками о «смертельной болезни» не слышали об упадке российской экономики. Точно нельзя сказать и о том, для чего в Москве были продлены школьные каникулы. Говорят, для предотвращения распространения заразы. Однако земля под мэром столицы Ю.М. Лужковым в последнее время серьезно закачалась, и закатываемые Жириновским в эфире федерального телеканала публичные скандалы свидетельствуют об этом со всей очевидностью.

У наших соседей на Украине все обстоит ещё серьезней. Политики там не только использовали «заразу» в ходе предвыборной борьбы, но и вовсе предлагали, ссылаясь на эту самую «заразу» в качестве предлога, президентские выборы отложить и таким образом хоть еще немного дать продержаться во главе страны главному оранжевому деятелю.

За всеми этими подчас карикатурными примерами просматривается нечто гораздо более масштабное.

Мы являемся свидетелями того, как на наших глазах доказывается, что достоверная информация не есть истина, отражающая картину в целом. Все, что мы слышим из телевизоров, радиоприемников, читаем в газетах и журналах о свином гриппе, – в основном достоверная информация. Но она вынута из контекста, она рассматривается вне других важных событий и процессов. Такая информация, даже если она абсолютно достоверна и объективна, не является истиной в широком, не частном, смысле, так как она вводит в заблуждение.

Приверженцы идей постмодернизма считают, что общество будущего – это общество, где излишним является вопрос «что есть истина?», где каждый индивид имеет собственную правду, созданную на основе информации, полученной из разных источников. Однако такое положение дел приведет к невиданным манипуляциям общественным сознанием. Уже сейчас можно наблюдать, как орудуют манипуляторы на примере информационных войн (в частности, информационной войны против России по поводу конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года), а также на примере систематической фальсификации истории России (подтасовки фактов о Второй мировой войне).

Однако помешать этому можно. Проведем параллель между достоверной информацией в двадцать первом веке и нефтью в двадцатом. Иными словами, информация тогда, как и нефть в прошлом веке, – это не более чем сырье. Сырье само по себе потреблять, конечно, можно, но это весьма неэффективно. Сырье надо перерабатывать в продукт. Информацию надо доводить до состояния, в котором она способна отражать истину.

Кстати, российские государственники, заботящиеся о будущей конкурентоспособности России, должны заметить, что некие аналоги нефтеперерабатывающих заводов, но только в информационной сфере, создаваемые в целях адекватного восприятия целевыми аудиториями информации, поступающей из всех источников (как внешних, так и внутренних), уже в ближайшем будущем будут необходимы стране, желающей быть великой, уважаемой державой.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться