Что делают США и Израиль в Центральной Азии?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Активизация в Центральной Азии мировых центров силы, представленных Вашингтоном, Москвой, Пекином и Брюсселем, во многом сводится к определению наиболее выгодных сфер взаимодействия с той или иной страной региона, к поиску здесь партнёров и политических клиентов. Интересы всех без исключения мировых держав в Центрально-Азиатском регионе касаются заключения долгосрочных контрактов со странами-экспортерами энергоресурсов.

Периодически возникающие и меняющиеся планы строительства крупных энергетических сооружений, участия в региональных проектах, а также размещения иностранных военных баз в Центральной Азии указывают на незавершенность процесса определения приоритетов и, как следствие, на высокую вероятность внесения новых внешнеполитических коррективов.

При этом не следует считать энергетическую составляющую этой активности единственной, военно-политический аспект играет существенную, а подчас решающую роль.

Приход в США администрации Обамы не изменил политику Вашингтона в регионе; она по-прежнему направлена в основном на организацию поддержки военной кампании в Афганистане. Этому служит и преобразование в Кыргызстане американской военной базы в аэропорту «Манас» в Центр транзитных перевозок.

Размещение в Центральной Азии военных баз Пентагона ясно обозначило контуры противоречий между Россией, Китаем и США. Блоковый характер соперничества привел к тому, что в каждой из стран региона стал складываться изменчивый баланс американского, китайского и российского влияний. При этом налицо тенденции расширения американского присутствия. Инициатива Пентагона по созданию антитеррористического учебного центра в Баткенской области (на юге Кыргызстана) с начальным уставным фондом в 5,5 млн. долл. была поддержана официальным Бишкеком в ходе визита в Кыргызстан генерала Центрального командования Дэвида Петреуса 10 марта 2010 г.

Открытие подобного военного объекта следует рассматривать не столько через призму «контртеррористической» деятельности США и НАТО в Афганистане, сколько в контексте общей стратегии Вашингтона в Центральной Азии и близлежащих странах.

Благодаря положению Центральной Азии как региона, смежного с Китаем, Россией и Ираном, США, укрепившись здесь, приближают достижение своей стратегической цели – господства в мировом геополитическом пространстве. Недавнее задержание лидера террористической организации «Джундалла» Абдумалика Риги на борту киргизского самолета и его заявления о создании американцами тренировочных баз террористов в Кыргызстане – наглядное тому подтверждение.

Дислокация новой американской военной базы на юге Киргизии с учетом существования неконтролируемых участков границы и проходящего здесь афганского наркотрафика, а также близости к зонам открытых военных действий обрисовывает контуры новой проблемы - нарушения систем безопасности Ирана, Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район), а также России. Попытки противодействия государств Центральной Азии экспорту экстремистских идеологий извне, а также проникновению радикальных элементов в Ферганскую долину, обладающую большим конфликтогенным потенциалом, пока существенного результата не дают.

Ко всему прочему в соседнем Афганистане и Пакистане, являющимся своего рода прикрытием зоны «управляемого хаоса», уровень напряженности продолжает расти. Нельзя не заметить взаимосвязь войны в Афганистане с латентным (но не менее разрушительным) конфликтным потенциалом Ферганской долины. Это даёт поводы как для наращивания в регионе военного присутствия США, так и для расползания радикально-экстремистских элементов. Одно подпитывается другим.

Государствам Центральной Азии не приходится ждать помощи в случае возникновения регионального конфликта. «Расхлебывать» конфликт им придется самим, а Вашингтон постарается снять с него «сливки».

Укрепление позиций Вашингтона в отдельных странах Центральной Азии сопровождается поддержкой им своего стратегического союзника Израиля, активизировавшего воздействие на Казахстан, Узбекистан и заинтересованного в дискредитации ислама.

Для государств Центральной Азии пришло время качественного переосмысления проблем региональной безопасности и своих национальных приоритетов.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться