Следствием договорённостей Александра Лукашенко и Уго Чавеса о поставках венесуэльской нефти на НПЗ Белоруссии может стать очередное похолодание в отношениях Москвы и Минска. Речь идёт о поставках 80 тыс. баррелей нефти в день, которую после переработки планируется продавать в Европе.
СМИ сделали особый упор на том, что А.Лукашенко в первый раз покинул страну, когда туда приехал В.Путин; в мае и октябре 2008 г. и в мае 2009 г. российский премьер, приезжая, встречался с белорусским лидером. Сейчас переговоры с В.Путиным В.Лукашенко возложил на своего премьер-министра С.Сидорского, а сам предпочёл отправиться за океан.
Белорусы добывают нефть в Венесуэле с конца 2007 года. Им принадлежит 40% в добывающем совместном предприятии «Петролера БелоВенесолана». Раньше нефть, добытая этим СП в Венесуэле, в Беларусь не поставлялась – Минск получал лишь деньги от её реализации на рынке. Теперь, похоже, речь идёт о поставке на белорусские НПЗ физических объёмов венесуэльской нефти.
Реальной заменой российской венесуэльская нефть не станет. Транспортные расходы, даже с учётом подешевевшего в последнее время фрахта, окажутся намного выше, чем при поставках по старым маршрутам. По разным оценкам, такая нефть будет стоить на 30-40% и даже в два раза больше российской. Кроме того, необходимо организовать её перекачку по нефтепроводу в аверсном направлении. По оценкам, для этого необходимы инвестиции порядка $40 млн. Существует проблема с ёмкостями для хранения сырья.
Вызывают вопросы и качественные характеристики венесуэльской нефти. Необходимы мощности, рассчитанные на переработку тяжёлой, высоко сернистой венесуэльской нефти. Они имеются в США, а вот белорусские заводы могут работать только с сортом Urals. В Венесуэле добывают сырьё и более высокого качества, но неизвестно, будут ли поставлять в Белоруссию именно его.
Здесь выгодными могут оказаться только бартерные схемы. «Прямые поставки нефти из Венесуэлы, безусловно, не имеют смысла, но если применять в оплате схемы бартера, нет ничего невозможного. Нужно учитывать условия поставок в Венесуэлу МАЗов, тракторов, другой техники, поставок в Белоруссию венесуэльской продукции», - отметил в интервью агентству «Интерфакс» представитель одного из белорусских НПЗ. Говорилось также о встречных обязательствах Минска построить в Венесуэле заводы по выпуску тракторов и грузовиков, наладить производство стройматериалов.
По мнению наблюдателей, договорённости в Каракасе имеют, прежде всего, психологическое значение как попытка усилить позицию Минска на переговорах по нефти с Москвой. Белорусское руководство готово понести дополнительные расходы, закупая нефть в Венесуэле, чтобы только продемонстрировать Москве, что может найти ей альтернативу даже в таком сложном вопросе. Что ж, диверсифицировать источники снабжения важнейшим ресурсом - законное право любой страны. В поставках же Белоруссии никто не отказывает: Россия ежегодно поставляет ей 21 млн. т нефти. Однако лишь 6,3 млн. т – беспошлинно, для внутренних нужд республики
России субсидирование белорусской экономики обходится недёшево. Экономия Белоруссии от льготных тарифов и пошлин на энергоресурсы, поставляемые из РФ, превышает 4,2 млрд. долл. в год. В.Путин напомнил, что цена на газ для Белоруссии составляет $169 за 1 тыс. куб. м, тогда как для Украины - $304 за 1 тыс. куб. м. Выигрыш Белоруссии от льготных цен на газ по сравнению с ценами для Европы - $2,6 млрд. ежегодно. Еще $1,6 млрд. Белоруссия экономит за счет беспошлинных поставок нефти для внутреннего потребления (6,3 млн. т в 2010 г.). Кроме того, Газпром доплачивает за свою часть "Белтрансгаза" $600 млн. "Мы исходим из того, что эти вложения являются оправданными", - заявил В.Путин.
Если раньше значительные объёмы российской нефти реэкспортировались белорусами в Европу, то теперь этот источник дохода перекрыт. Минск недоволен, отсюда и конфликты. А многолетний процесс создания Союзного государства с единой валютой, единым таможенным и экономическим пространством, которые только и могут оправдать столь объёмные дотации чужой пока экономике, идёт чудовищно медленно и с постоянными сбоями.
После нефтяного скандала Москвы и Минска сокращение поставок российского топлива серьёзно сказалось на двусторонней торговле. Объём товарооборота между двумя странами в 2009 году составил $23,4 млрд., что почти на треть ниже показателя 2008 года – $34,2 млрд. При этом российский экспорт, в котором преобладают углеводороды и товары сырьевой группы, сократился почти на 29% - до $16,7 млрд.. Импорт белорусских товаров с высокой добавленной стоимостью в Россию снизился более чем на 36%. Отрицательное сальдо Минска в торговле с Москвой достигло $10 млрд.
В последнее время, правда, ситуация несколько выправляется. На переговорах в Бресте В.Путин и С.Сидорский, оперируя статистикой начала 2010 года, постарались показать, что сокращение двусторонних торгово-экономических связей – уже дело прошлое. Объём российско-белорусской торговли в январе - феврале вырос на 40% по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. Большинство вопросов на переговорах решено к взаимному удовлетворению. Согласованы пошлины на нефть, разрешены таможенные недоразумения, связанные с отказом во ввозе белорусских товаров, достигнуты договорённости по обмену активами (точнее, передаче белорусских активов российским компаниям в обмен на лояльную ценовую политику при импорте белорусами газа и нефти). Закрытая часть переговоров затянулась дольше запланированного; возможно, обсуждалась цена транзита российской электроэнергии по белорусской территории.
Так что всё-таки должен означать на этом фоне отъезд А.Лукашенко в Каракас, когда В.Путин приезжает в Брест? Нежелание договариваться?
_________________
Игорь ТОМБЕРГ - руководитель Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД России.