Недавний теракт в московском метро вызвал глубокое возмущение на Северном Кавказе и, в частности, в среде местного мусульманского духовенства. Муфтий Северной Осетии Али-Хаджи Евтеев от имени духовного управления и всех мусульман республики выразил глубокое соболезнование родным и близким пострадавших в результате теракта, совершенного в метрополитене г. Москвы утром 29 марта. «Мы обращаемся вновь и вновь ко всем, от кого зависит моральное и нравственное состояние российского народа, принять незамедлительно все меры и бросить все свои силы на возрождение здорового, духовно-обогащенного общества. Общества, в котором вновь зацветёт дух общечеловеческого братства и человеколюбие», - подчеркнул Али-Хаджи Евтеев.
О том, что причина не спадающей нестабильности на Северном Кавказе, эхом отзывающаяся в московской подземке, имеет не только сугубо социально-экономические корни, теперь уже открыто говорят и высшие руководители российского государства. Несмотря на заявления о достижении стабильности там, где о ней, казалось бы, не приходилось и мечтать, стабильность эта имеет, как представляется, достаточно хрупкий характер.
Череда перманентных межнациональных конфликтов и войн, охвативших Кавказ начиная с 1990-х годов, не обошла стороной и Республику Северная Осетия - Алания, являвшуюся в советское время одним из наиболее экономически развитых и спокойных регионов. Достаточно сказать, что каждый шестой житель республики оказался в свое время беженцем вследствие грузино-осетинского и осетино-ингушского конфликта; необходимо вспомнить и о трагедии 2004 года, которая будет вечно напоминать о себе «Городом Ангелов» в Беслане.
Сегодня общественно-политическая ситуация в РСО – Алания характеризуется депрессивными настроениями, стагнацией прироста населения, увеличением миграционного оттока, тенденциями обособления русского и осетинского населения. Конечно, они еще не перешли некую «точку невозврата», однако уже создают определенные проблемы и социальный дискомфорт. При этом информационный продукт, предлагаемый, например, большинством федеральных телеканалов, в лучшем случае вызывает равнодушие, оценивается как суррогат, на который не стоит обращать внимание, либо вызывает растущее раздражение, что грамотно используется заинтересованными силами. В этой ситуации местные русские все больше ощущают собственную ненужность и заброшенность. Дополнительную остроту этому ощущению придает деградация отраслей промышленности, где русские были заметно представлены (так, если ранее сектор электротехнической промышленности Владикавказа охватывал 60 тыс. чел., то теперь только 5 тыс.), упрощения социальной структуры жителей, изменение культурного облика города и в целом республики, считавшейся некогда наиболее образованной в СССР. При этом позиции православия в республике оказались в значительной степени подорванными вследствие политики «единоверной» Грузии по отношению к Южной Осетии и неурегулированности правового положения ее прихожан.
На этом фоне активная деятельность Духовного управления мусульман РСО – Алания, ориентирующегося в своей практической работе в первую очередь на молодежь, не зависимо от ее места рождения и национальной принадлежности, не должна никого удивлять. Основную свою задачу глава духовного управления видит в объединении мусульман Осетии: молодежи и сторонников традиционного ислама, верующих старшего поколения (1). Али-Хаджи Евтеев в совершенстве владеет русским, осетинским и арабским языками. После принятия ислама он обучался в исламском институте Кабардино-Балкарии, Международном исламском университете Аль-Азхар в Египте, продолжив затем обучение в Исламском университете города Медина в Саудовской Аравии (2).
Как известно, молодежь является наиболее восприимчивой к простым и понятным идеям, апеллирующим к порядочности, ответственности и социальной справедливости, да еще и обернутым при этом в привлекательную «упаковку». Притом что такие реалии «новой России», как культ наживы, демонстративное пренебрежение к закону, неэффективность управленческих механизмов, когда соответствующим образом «проплаченный» нижестоящий чиновник запросто может «послать» вышестоящего (а всего этого более чем в достатке есть и в Северной Осетии), вызывают растущее раздражение со стороны ее граждан. Глава ДУМ Северной Осетии обратил на это внимание, в частности, в ходе состоявшегося в мае 2009 года IY съезда мусульман республики, отметив: мусульман республики волнует «состояние духовно-нравственного развития общества, особенно молодежи», а попытки насаждения извне «стандартов поведения и идеологии, чуждых и даже враждебных единству и духовности народов нашей страны» вызывают вполне объяснимую озабоченность (3). «Нас превращают в бессовестных эгоистов, которых ничего, кроме своих потребностей, не интересует. То, к чему пришел запад, - общество потребления», - говорит Али-Хаджи Евтеев, напоминая о том, что «идеологический аспект всегда был мощным оружием, которым могли воспользоваться против нас» (4).
Формы выхода подспудного протеста, разумеется, могут быть различными в зависимости от исторических и социально-экономических, культурных особенностей конкретного региона. Так, в Северной Осетии традиционно существовало мусульманское меньшинство. Иногда говорится о том, что мусульмане составляют треть населения республики, однако эти данные, конечно же, преувеличены. Жители исторически мусульманских селений и городские потомки «наследственных» мусульман ничем не отличаются от христианского большинства осетин, также весьма отдалившегося от религиозной жизни за семь десятилетий советского атеистического режима (5).
Альтернативой западным глобализационным трендам, которые для некоторых слоев населения утрачивают свою привлекательность, является, с одной стороны, ислам, а с другой – неоязыческие культы, неплохо укоренившиеся в Северной Осетии за последние 20 лет и ведущие, в частности, активную издательскую деятельность. Тот факт, что разнообразные внешние игроки никогда не скрывали своего интереса к самым, казалось бы, незначительным нюансам происходящего на Кавказе, также является секретом Полишинеля. Достаточно вспомнить хотя бы устроенную с подачи некоторых грузинских СМИ информационную вакханалию по поводу возможного строительства мечети на Юге Осетии. Или факт спонсирования Фондом Сороса конференции, одним из докладчиков на которой являлся ученик исламского университета в Саудовской Аравии и герой одной из публикаций журнала «Центральная Азия и Кавказ» Анзор Астемиров.
Конфессиональная самоидентификация респондентов осетин (6)
И хотя религиозная ситуация в последние годы несколько стабилизировалась, опасность межконфессионального раскола сохраняется, и деструктивные силы неминуемо заявят о себе в случае дальнейшего ослабления позиций России на Кавказе. Этот процесс нежелателен в том числе и для критиков отдельных действий Москвы в регионе, так как существует четкое убеждение: возможное развитие событий в этом направлении будет означать неминуемую войну всех против всех с самыми серьезными последствиями.
(1) Рощин М. Ислам в Северной Осетии // http://www.krotov.info/libr_min/17_r/osch/in.htm
(2) Муфтий Али-хаджи Евтеев: «С момента принятия ислама стараюсь рассказать всем, как я к этому пришёл» // http://www.noar.ru/news/news_full.php?nid=2492
(3) Али-ходжи Евтеев: «Отсутствие сегодня какого-либо налета политики и радикализма в убеждениях верующих – это их осознанный выбор» // http://osinform.ru/print:page,1,13484-ali-khodzhi-evteev-otsutstvie-seg…
(4) Иранист Авдеев встретился с муфтием Северной Осетии Али-Хаджи Евтеевым // http://osradio.ru/obshestvo/17738-iranist-avdeev-vstretilsja-s-muftiem-…
(5) "В Осетии мусульман никогда не было больше 12-15% населения": Интервью Руслана Бзарова // http://www.regnum.ru/news/1265639.html
(6) Дзеранов Т., Олейникова О. Религиозная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания // http://www.krotov.info/libr_min/17_r/osch/in.htm . Автором данного исследования не учитывались ингуши Пригородного района. Термин «язычество» понимается как до некоторой степени условный.