Решение предоставить Боснии и Герцеговине План действий по членству в НАТО стало, пожалуй, единственным конкретным итогом двухдневной неформальной встречи министров иностранных дел 28 стран-членов НАТО в Таллине, проходившей 22-23 апреля. Речь пока не идет о каких-либо сроках или гарантиях приема бывшей югославской республики в Североатлантический альянс. Однако теперь Босния и Герцеговина считается официальным кандидатом на вступление в НАТО, обогнав в этом отношении, в частности, Украину и Грузию. Последние не получили План действий даже тогда, когда эту идею активно лоббировала администрация Дж.Буша.
В чем причины такого решения (которое по установившейся в Брюсселе традиции согласовывается с главами оборонных ведомств) и что это несёт Балканам? Впервые с 1999 года, когда авиация НАТО бомбила Югославию, мы являемся свидетелями прямого вмешательства этого военно-политического блока в балканские дела. Ведь даже прием в 2009 году Албании и Хорватии был легко предсказуем и не особо изменил военно-политическую ситуацию на Балканах, учитывая устоявшиеся прозападные приоритеты обоих государств.
В случае же с Боснией и Герцеговиной ситуация намного сложнее и опаснее – в том числе для России. О целостности и международной состоятельности этой бывшей югославской республики сегодня можно говорить с большой натяжкой. Три государствообразующих народа – мусульмане, хорваты и сербы – не в состоянии выработать ни согласованный проект внутреннего обустройства, ни консолидированную внешнюю политику. Это наглядно подтвердил продолжающийся скандал вокруг задержания в Лондоне бывшего члена президиума Боснии и Герцеговины мусульманина Эюпа Ганича, обвиняемого в организации нападения на колонну Югославской народной армии в 1992 году. Власти Сараево предприняли беспрецедентные дипломатические усилия для его освобождения, в британскую столицу зачастили высокопоставленные мусульманские функционеры. Для боснийских же сербов вина Ганича не вызывает сомнений, а правительство Сербии потребовало выдать его Белграду, поскольку, помимо боснийского, он также имеет сербское гражданство. Столь же диаметрально противоположными остаются взгляды сторон на перспективы конституционной реформы в самой Боснии и Герцеговине. Мусульмане и с определенными оговорками хорваты поддерживают навязываемый Европейским союзом и НАТО проект жесткой централизации государства с одновременным лишением боснийской Республики Сербской полномочий, прописанных в Дейтонском мирном соглашении 1995 года. Один из мусульманских лидеров, глава Коллективного президиума Боснии и Герцеговины Харис Силайджич, с высоких международных трибун призывает к упразднению Республики Сербской как якобы продукта «этнических чисток» - что, к слову, встречает молчаливое одобрение западных держав-гарантов дейтонского устройства.
В октябре 2009 года Запад предпринял первую попытку «продавить» антисербский проект централизации Боснии и Герцеговины. Именно тогда западные эмиссары во главе с Высоким представителем международного сообщества в Боснии и Герцеговине австрийским дипломатом Валентином Инцко и главой шведского МИДа Карлом Бильдтом во всеуслышание заявили, что Босния и Герцеговина со своим нынешним политическим и административно-государственным устройством не может даже рассчитывать на вступление в ЕС.
Однако два раунда переговоров представителей США и Евросоюза с лидерами боснийских партий на натовской авиабазе «Бутмир» под Сараево (куда Россию, хотя она и является гарантом Дейтонских установлений, не пригласили) завершились безрезультатно ввиду принципиальной позиции, занятой боснийскими сербами. После этого в штаб-квартирах НАТО и ЕС взяли «тайм-аут» и приступили к разработке обходных путей решения проблемы. Еще пару месяцев назад подвергавшаяся острой критике боснийская государственность вдруг в одночасье «дозрела» до Плана действий по членству в НАТО. А учитывая, что вожделенное членство все-таки требует выстроить внутреннюю и внешнюю политику страны по заданному образцу, мусульманские власти фактически получили «карт-бланш» на самостоятельные силовые действия против Республики Сербской. Теперь (особенно после провала «бутмирского процесса») подобные действия будут квалифицироваться не как покушение на основы дейтонского урегулирования, а как обоснованное и законное стремление выполнить положения Плана действий по членству в НАТО. Иными словами, властям Сараево предложено провести «грязную» и, скорее всего, кровавую работу собственными силами, после чего они смогут рассчитывать на полноправное членство в Альянсе. Но – опять-таки только теоретически, учитывая, мягко говоря, сомнительную репутацию, которую сохраняет Сараево в глазах Европы. По признанию бывшего боснийского министра иностранных дел Младена Иванича, «восприятие этой страны все еще настолько плохое, что серьезные инвесторы не хотят хоть чем-нибудь рисковать». С ним согласна бывший министр финансов Республики Сербской Светлана Ценич: «Каких инвестиций мы можем ожидать, когда наши политические лидеры посылают подобные очень плохие сигналы миру и друг другу?»
В высшей степени показательно, что решение таллинской встречи глав МИД стран-членов НАТО было оглашено спустя всего два дня после заявления премьер-министра Республики Сербской Милорада Додика, в котором он подверг критике отказ Евросоюза предоставить Боснии и Герцеговине хотя бы обещанный безвизовый режим. «Полагаю, что отношение к ЕС переживает кризис. Отказ от предоставления безвизового режима для граждан государства, выполнившего все поставленные условия, усилит и без того преобладающие евроскептические настроения», - отметил он. Таким образом, пока ЕС продолжает проводить в отношении Боснии и Герцеговины жесткий курс, НАТО поощряет Сараево статусом своего кандидата, словно бы речь шла о разных государствах.
Однако это противоречие – только кажущееся. В данном случае обе организации действуют синхронно в качестве двух институтов, стоящих на страже интересов архитекторов «нового мирового порядка». «Зеленый свет» мусульманским властям от Альянса – это прямое поощрение планов Сараево по насильственной ликвидации боснийской Республики Сербской и намек на то, что натовские контингенты при необходимости окажут Силайджичу и компании необходимое военное содействие. А скептицизм Евросоюза – не что иное, как успокаивающий жест в сторону собственного общественного мнения «единой Европы»: при любом развитии событий беспокойная Босния и Герцеговина окажется за железным шенгенским занавесом. А вот когда населенные сербами районы Боснии и Герцеговины будут «зачищены», лишатся своей государственности и превратятся в бесправные муниципалитеты, визовый режим можно будет либерализовать. НАТО вновь продемонстрирует свою решающую роль на Балканах, Евросоюз отчитается по региональной программе «стабилизации и ассоциации», «Сербская Ойкумена» окажется еще больше урезанной, а Россия лишится своих очередных союзников. Чем не торжество новой Стратегической концепции НАТО, поддержанной на той же таллинской встрече?
____________________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».