Тысячелетнее русско-польское противостояние

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Тысячелетнее соседство поляков и русских наполнено конфликтами, войнами, политическим, религиозным и этнокультурным противостоянием. Ареной особенно жёсткой и непримиримой борьбы всегда были Украина и Белоруссия – земли Западной Руси, или же Кресы Всходни в польской терминологии.

Причину такого непримиримого противостояния этнически близких народов можно усмотреть в различной, даже взаимоисключающей самоидентификации русских и поляков и производной от них квазисамоидентификации белорусов и украинцев. О.Б.Неменский как-то заметил, что поляки и русские - народы разных времён и разных пространств. В этом с ним можно согласиться.

Самоидентификация русских восходит к «золотому веку» Киевской Руси, X-XII векам, крещению Руси Владимиром и катастрофе утраты русского государственного единства и русской свободы – распаду Руси на удельные княжества и монголо-татарскому нашествию, в результате которого земли Белоруссии и Украины на долгие годы выпали из политической орбиты единой Руси. Эпоха возвышения Москвы, Российская империя, Советский Союз и даже нынешняя Российская Федерация так или иначе несут печать стремления к восстановлению русского единства. В этом отношении Белоруссия и Украина могут рассматриваться как составные части русского мира.



В отличие от этого «золотым веком» для поляков стал период первой Речи Посполитой XVI – XVII столетий. После захвата поляками Подляшья (Белосточчины), Червонной Руси и присоединения остальных западнорусских земель в результате Люблинской унии Польша впервые стала империей. Именно тогда и возникло понятие Кресов Всходних. Как справедливо замечает тот же О.Б.Неменский, понятие Кресов Всходних не столько и не только географическое, а в большей мере культурное. Это колонизуемая территория. Я бы даже сказал, что это некое подобие Нового Света для британцев. Поэтому территории Белоруссии и Украины для поляков – их земли, не имеющие отношения к Московии или России. Для поляков Русь ограничивалась Украиной и Белоруссией и была окраиной Европы и католического мира, подлежащей культурному «возрождению» (в польском духе, разумеется).

Поэтому раздел Речи Посполитой и утрата поляками национальной государственности и независимости были восприняты польской шляхтой как национальная катастрофа. Главным виновником этой катастрофы поляки всегда будут считать Россию. В этом смысле восстание Т.Костюшки для поляков является зеркальным аналогом восстания Б.Хмельницкого для русских. Воссоздание Речи Посполитой в границах 1772 года оставалось главным вопросом всей польской мысли XVIII - ХХ веков. Влияние этого вопроса сказывается и сегодня.

Вплоть до конца ХХ века русско-польское противостояние было предопределённым – любое усиление Польши означало ослабление России и угрозу потери ею своих территорий (прежде всего – Белоруссии и Украины) и, наоборот, усиление России означало успех в собирании русских земель и крах польской мечты о восстановлении Речи Посполитой. Другими словами, белорусско-украинский вопрос – ключевой вопрос русско-польских взаимоотношений.

В конце ХХ века для России и Польши начался совершенно новый этап их отношений. Впервые в своей истории Польша и Россия оказались разделёнными «буферными» государствами – Украиной и Белоруссией. При этом не только оба эти государства Западной Руси превосходят Польшу по своему экономическому и демографическому потенциалу, но Польша уступает даже одной только Украине. После распада СССР Россия ослабела, но и Польша не выиграла: в русско-польском порубежье образовались новые силы польско-русской истории – независимые Украина и Белоруссия. Соперничество Польши и России из «лобового» столкновения за земли Западной Руси перешло в область скрытой этнокультурной и религиозной борьбы за украинские и белорусские земли.

Сегодня мы становимся свидетелями становления также определённой квазисамоидентичности украинцев и белорусов. Для украинцев «золотой век» - это XVII век, период массовых восстаний запорожцев, подъём национально-освободительной борьбы, период формирования малорусских говоров и малорусской песенной, архитектурной и бытовой культуры. Не случайно Н.В.Гоголь в своём творчестве обратился именно к этому периоду Малороссии, тогда украинцам казалось, что ещё немного - и они обретут не только реальную, но и юридическую независимость. Поэтому сторонники самостоятельной Украины воспринимают Переяславскую раду враждебно, как акт сдачи уже завоевавшего независимость украинского государства Московии, «воспользовавшейся» слабостью поляков. И так же решение Екатерины II о роспуске Запорожского войска воспринимаются как враждебная акция, направленная на окончательное «покорение» Украины.

Для белорусов-литвинов, ориентированных на независимость, таким «золотым веком» представляется период Великого Княжества Литовского XIV-XV столетий. Идеологами «белорусскости» (литвинизма) на основе действительно независимого положения русского православного дворянства в Великом Княжестве Литовском рисуются довольно далёкие от действительности картины «существования древнего сильного независимого литвинского (белорусского) государства». Люблинская уния в этом случае рассматривается как абсолютно добровольная, а постепенный упадок Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой – как естественный процесс на фоне «постоянной враждебной агрессивности» Московии и России.

Достаточно странным на первый взгляд является и то, что апологеты белорусской и украинской самостоятельности в выборе между Польшей и Россией, несмотря на многовековое противостояние с польской экспансией, склоняются к выбору, скорее, Польши. В Белоруссии это связано со спекуляциями на тему противостояний Литвы и Московской Руси, а на Украине – скорее, с ревностью к более успешной Московии, в конкретных исторических условиях выигравшей конкурентную борьбу у древнего Киева за право быть центром русского мира и Православной Церкви.

Процесс развития в последние годы украинской и белорусской квазисамоидентификации во многом является сложным продуктом польско-русского противостояния. Отсюда полярность оценок истории вообще и конкретных исторических событий в частности. По сути, Польша так и не смогла удержать за собой западнорусские земли, потеряв даже надежду на их возвращение в ближайшем будущем. Всё, что расположено дальше линии Керзона на восток (кроме Подляшья – на современной Белосточчине практически завершено ополячивание белорусского населения), осталось в сфере влияния России. Поляки могут рассчитывать только на определённую реставрацию своего религиозного и интеграционного влияния через укрепление позиций католической церкви на Украине и в Белоруссии. Но и Россия не смогла удержать Западную Русь. На Украине продолжается украинизация, белорусизация в Белоруссии также выходит на новый уровень. Однако самостоятельными, отделёнными от России русские народы Украины и Белоруссии могут стать только в случае антироссийской и антирусской позиции их элит. Более того, под разговоры о «единой Европе» Польша может попытаться реанимировать проект восстановления Речи Посполитой, на этот раз - в виде польско-украинско-белорусской конфедерации. Достаточно вспомнить широко муссировавшуюся в 90-е годы ХХ века идею создания Балто-Черноморского союза в составе Польши, Литвы, Белоруссии и Украины.

В настоящий момент из-за невозможности полонизации Западной Руси Польше ничего другого не остаётся, как поддерживать украинских и белорусских националистов, играя в их глазах роль своеобразного связующего звена с Европой. Так или иначе, этому способствует и наметившийся в России на официальном уровне отказ от многовековой цели собирания русских земель и концепции триединства русского народа. Отдельные российские представители пытаются заигрывать с украинскими и белорусскими националистическими кругами, отказавшись от идеи политической поддержки пророссийских украинцев и белорусов.

Белорусские власти сегодня заявляют о консолидации белорусской нации, о том, что подавляющее большинство белорусов ощущают себя представителями отдельного государства, чьё будущее независимо от кого-либо. Между тем большинство белорусских католиков всё равно тяготеет к Польше и польской культуре. Еще руководитель антирусского восстания в Польше Т.Костюшко (которого в современной белорусской историографии причисляют к «белорусским национальным героям») считал главным средством, которое позволит переделать в поляков «русинов наших» (по выражению Т.Костюшко), станет католическая вера. Однако большинство населения Белоруссии - православные, традиционно тяготеющие к России. При всех успехах националистической пропаганды русский язык и православная вера остаются основой белорусского самосознания. Другое дело, что при отсутствии со стороны России внимания к процессам, происходящим в Белоруссии, мы можем получить второе издание Великого Княжества Литовского, когда на территории Белой Руси останется православное русское население, которое… не будет считать себя русским (особенно белорусская интеллигенция и значительная часть чиновничества). В таком случае в Белоруссии могут задуматься и об автокефалии Церкви, а там и до нового издания Речи Посполитой рукой подать.

Только поддержка Российской Федерацией на государственном уровне концепции триединства русского народа (при обязательном признании исторически развившихся особенностей великороссов, украинцев и белорусов) способна гарантировать сохранение Западной Руси в орбите общерусского мира. Противоположная позиция «уважения» украинских и белорусских изоляционистских устремлений в надежде договориться с местными националистическими элитами приведёт лишь к ослаблению русского элемента Западной Руси и всего русского мира в целом.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться