В первое время после американского вторжения в Ирак много говорили о том, что демократизация этой страны приведет к её экономическому расцвету. На поверку всё оказалось не так. В 2005 г. была принята конституция Ирака, объявившая его демократическим государством, были проведены президентские и парламентские выборы (вторые состоялись в марте 2010 г.), по результатам выборов сформировано правительство, однако динамика экономического развития Ирака, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
До того, как американцы принесли в Ирак демократию, эта страна была одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. На тот момент перспективность иракского рынка для России определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти, возможностями экспорта на этот рынок российской продукции.
С одной стороны, в ту пору, когда члены партии «Баас» занимали при Саддаме Хусейне ключевые и руководящие посты во всех сферах жизни иракского общества, всеобщей практикой была делёжка чиновниками части доходов от экспорта энергоносителей между «своими людьми». Подобное явление в арабском мире получило название - «мухасасса» («пропорциональное распределение»). С точки зрения западной экономической модели это был путь к стагнации. Однако, с другой стороны, это давало определенную стабильность местному обществу, которое привыкло жить по особым законам. Как отмечал Евгений Примаков, прекрасно знающий Ирак, «это своя специфика». Да и то правда, что экономическое развитие страны обеспечивается не насаждением институтов западной демократии, а эволюцией методов традиционной хозяйственной практики.
До начала процесса демократизации Ирака официальные представители США много говорили о преимуществах огромных залежей нефти на территории страны, утверждая, что углеводородное сырье позволит обеспечить развитие иракской экономики и выведет ее на «светлый путь» модернизации.
Что же получилось в итоге?
В конце 2009 г. в Ираке состоялся международный тендер, на котором были выставлены десять нефтяных участков. В борьбе за право на их разработку приняли участие нефтяные компании многих стран. Как и ожидалось, победителями в основном оказались консорциумы, в составе которых присутствуют и две компании из России - «Лукойл» и «Газпром нефть».
Однако в распределении контрактов, направленных якобы на скорейшую экономическую реконструкцию современного Ирака, далеко не всё прозрачно.
Как отмечает работавший с Госдепом США до войны иракец аль-Хафаджи, фирмы, получавшие контракты, заключали до шести субподрядов с другими фирмами, позволяя каждой получать свою долю. Во многих случаях ни одна из фирм даже и не начинала свою работу по контракту. Например, частная американская компания «CusterBattles», получившая за 13 месяцев контракты по охране общей стоимостью в 100 млн. долларов, заключила субподряд на работу, а затем представила поддельные документы с «раздутыми» затратами.
Картина будет еще более безрадостная, если добавить, что, по оценкам специалистов, на сегодняшний день Ирак уже потерял 90 млрд. долларов от контрабанды нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, ежегодно впустую сжигается около 600 млн. кубометров газа, а из 1041 нефтяной скважины эксплуатируется лишь 441. Экспортные мощности, оцениваемые в 4,2 млн. баррелей в сутки, не используются и наполовину.
За истекшую «демократическую семилетку» в Ираке не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, несмотря на выгодные предложения иностранных компаний.
По данным американского Управления по подотчетности правительства, главного контрольно-ревизионного органа конгресса США, из ежедневно добываемых в Ираке двух млн. баррелей нефти «неучтенными» остаются от 100 до 300 тыс. баррелей, что в денежном исчислении составляет от 5 до 15 млн. долларов.
Сравнивая экономическое состояние Ирака при Саддаме Хусейне и сейчас, можно с уверенностью заключить, что для развития экономики демократия, привнесённая американцами, оказалась губительной. В арабском обществе западные демократические модели не работают.