Бельгийское председательство в ЕС и «албанский фактор» в «единой Европе»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

1 июля началось полугодовое председательство в Европейском союзе Бельгии. Оно может стать новым испытанием для «единой Европы», учитывая проблемы в самой Бельгии и её непростые отношения с кандидатами на вступление в ЕС из Балканского региона. Отсутствие в Бельгии полноценного правительства – лишь один из факторов, способных нанести ущерб и без того перегруженному проблемами Евросоюзу. «Ситуация, мягко сказать, неординарная, так как страной руководит кабинет, действующий в режиме временного исполнения обязанностей», - не без иронии отмечает в своем комментарии «Радио франс интернасьональ». [1]

Внеочередные парламентские выборы 13 июня завершились триумфом сепаратистов во Фландрии – наиболее экономически развитой части Бельгийского государства. Сложные консультации по формированию коалиционного кабинета затянулись. Действующий премьер Ив Летерм вынужден признать, что новое федеральное правительство появится «не раньше середины осени», а уходящий кабинет исполняет только текущие обязанности. В ближайшие две недели министры действующего кабинета и госсекретари, всего 21 человек, будут держать «экзамены перед Европейским парламентом», депутаты которого серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией. Министры и госсекретари должны будут в различных комиссиях «детально изложить приоритеты бельгийского председательства в Евросоюзе». Выступит на пленарном заседании Европарламента и Ив Летерм. [2]

Евросоюзу не привыкать иметь действующим председателем страну без полноценного правительства. В первой половине 2009 года в ЕС председательствовала Чехия, в которой полтора месяца функционировал отправленный парламентом в отставку кабинет Мирека Тополанека. Тогда Еврокомиссия даже обнародовала специальное заявление, в котором постаралась рассеять тревогу европейцев, выразив надежду, что председательство Чехии в ЕС «не пострадает».

Однако сейчас ситуация представляется гораздо более сложной для Брюсселя - города-столицы Бельгии и одновременно штаб-квартиры ключевых институтов европейской и евро-атлантической интеграции. В условиях, когда ЕС продолжает носиться по волнам финансово-экономического кризиса, отсутствие «руля и ветрил» у его действующего председателя не добавит уверенности ни самой организации, ни единой европейской валюте. В настоящее время от руководящих органов ЕС требуются не столько навыки достижения политических компромиссов, сколько умение проводить жесткие непопулярные решения, касающиеся бюджетной сферы. А подобная линия применительно к бельгийским условиям означает не что иное, как дальнейшее углубление раскола страны. Если же в Бельгии окончательно возобладают центробежные тенденции, под ударом окажутся идеалы «единой Европы».

Правда, еврооптимисты подчеркивают, что действующий в Евросоюзе Лиссабонский договор отводит стране-председателю, скорее, формальные функции по сравнению с главой Совета ЕС. Однако в силу примечательного стечения обстоятельств этот пост до 31 мая 2012 года будет занимать еще один бельгиец Херман ван Ромпей, предшественник Ива Летерма на посту премьера – к слову, от Христианско-демократической и фламандской партии. Примечательное замечание обронил один из бельгийских политиков на условиях анонимности: именно ван Ромпей как бывший премьер «поможет сделать Бельгию заметной» на уровне Евросоюза. То есть, надо полагать, на ближайшие месяцы ведущие европейские институты окажутся заложниками внутриполитической борьбы в Бельгии [3].

Есть и еще одно обстоятельство, не позволяющее относиться к председательству Бельгии в ЕС с оптимизмом. Не далее как в феврале-марте в Бельгии разгорелся нешуточный скандал в связи с массовыми демонстрациями в Брюсселе албанских беженцев и нелегальных иммигрантов. Они потребовали от правительства финансовой помощи, жилья и работы, а кабинет Ива Летерма выступил с ответными жесткими заявлениями в адрес властей балканских стран, обвинив их в неспособности избавить Евросоюз от наплыва своих соотечественников. Одновременно в письме на имя еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальмстрём он поставил происходящее в прямую связь с либерализацией визового режима для ряда государств Балкан с 19 декабря 2009 года, покусившись тем самым на главное достижение балканской политики Евросоюза. «Этот наплыв создает ненормальные материальные трудности с точки зрения его приема. Инфраструктура по приему просителей убежища в Бельгии уже перегружена. Наши власти предполагают, что за этим внезапным наплывом скрываются организованные структуры», - подчеркивалось в официальном письме Ива Летерма. Глава бельгийского правительства тогда призвал Еврокомиссию принять решения или предпринять действия для того, чтобы «ограничить пагубные последствия либерализации европейского визового режима». [4]

На Балканах расценили подобную позицию как стремление «отыграть назад» решение ЕС о либерализации безвизового режима со странами региона и даже заморозить их дальнейшую интеграцию в ЕС. Тогда пламя скандала удалось притушить, но победа националистических сил на июньских выборах в Бельгии способна дать новый импульс дискуссиям насчет «албанской» и в более широком смысле «балканской» угрозы для «единой Европы». К тому же слова Летерма об «организованных структурах», стоящих за передвижениями албанцев из Косова и других районов Балкан, могут свидетельствовать об определенной «переоценке ценностей», происходящей в бельгийском и западноевропейском общественном мнении, относительно роли «албанского фактора» на Балканах. Известно, что та же Бельгия была в 2006-2008 годах одним из ведущих международных адвокатов албанских сепаратистов Косова, что приобретает новое звучание в условиях сепаратистских тенденций в бельгийской Фландрии.

А потому один из уже заявленных пяти приоритетов Бельгии на посту действующего председателя Евросоюза – «подготовка стран-кандидатов к вступлению в ЕС» - выглядит, мягко говоря, двусмысленно. «Говорить о том, что эта страна может быть лидером Европы, просто абсурдно. Я думаю, что Бельгии следовало бы отказаться от председательства. Но бельгийцы этого не делают, поэтому во время своего председательства будут заниматься внутренними вопросами», - приводит одно из бытующих в Брюсселе (штаб-квартире ЕС, а не бельгийской столице!) мнений «Радио франс интернасьональ» [5]. Невеселая перспектива для «единой Европы»!


[1] http://www.russian.rfi.fr/evropa/20100701-belgiya-na-polgoda-vozglavit-…

[2] La Libre Belgique, 02.07.2010.

[3] http://news.bbc.co.uk/2/hi/world/europe/10473036.stm

[4] Le Soir, 26.02.2010.

[5] http://www.russian.rfi.fr/evropa/20100701-belgiya-na-polgoda-vozglavit-…


________________

Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться