День Крещения Руси вошёл в число памятных дат в Российской Федерации и на Украине. Факт, безусловно, радостный. Однако наша общая радость станет неизмеримо больше, если мы осознаем глубинный смысл того, что произошло на берегах Днепра в 988 году от Рождества Христова. В этом осознании современниками смысла Крещения славянских земель и народов Руси – залог будущего России, Украины и Беларуси. Здесь же надо искать и подлинные (а не мнимые, навязанные извне) цели государств, ставших ныне наследниками Киевской Руси.
Причины и обстоятельства, при которых святой равноапостольный князь Владимир крестил киевлян, часто трактуются примитивно, обывательски. И это понятно. Врагу рода человеческого выгодны невежество и беспамятство народа, а спасение в Православной вере миллионов людей для него невыносимо.
Что же на самом деле произошло в тот славный день, когда киевляне вошли в воды Днепра и были крещены во Имя Триединого Бога Отца и Сына и Святаго Духа?
Перед лицом Бога еще один народ отверг язычество, то есть служение демонам, и исповедал Истинного Бога. Исповедал Христа своим Спасителем. И силой воскресения Христова заново родился от воды и Святого Духа в жизнь вечную, в Царство Божье. И с этого великого часа Небо открылось этому народу. Отныне врата Небесного Царства открылись и перед восточными славянами. И это Небесное Царство с той поры и поныне есть подлинная цель жизни единого народа, вышедшего из днепровской купели.
То, что именно Крещение Руси стало поворотным, решающим событием в жизни восточных славян, говорит вся дальнейшая история. Всего лишь спустя несколько десятилетий, словно чудом, возникает уникальное государство – Киевская Русь. С его невиданной по красоте культурой, пронизанной любовью ко Христу, прославлением Богородицы и святых. На еще недавно диких землях появляется высочайшее монашеское сообщество, звучит дерзновенная молитва, являются величайшие подвиги духа.
Почему так происходит? Очевидно: Господь Бог именно ради веры в Своего Единородного Сына, обретенной в таинстве Крещения, и дарует возможность одному из многих непросвещенных народов явить чудеса святости, чудеса творчества и чудеса доблести.
Скажем больше. Все последующие периоды истории Руси имеют одну важнейшую, духовную характеристику своего существования. В основе каждого исторического этапа бытия русского народа всегда была и остается: либо верность благодати, полученной в Крещении, и верность вере христианской, либо забвение, измена вере и благодати Крещения. Те, кто думают, что через тысячу с лишним лет этот выбор выглядит как-то иначе, глубоко ошибаются.
И сегодня перед народами-наследниками Крещения Руси стоит та же задача. Осознать, с кем мы. Со Христом или с лукавым. Понять, кто мы. Сообщество людей, ищущих европейского комфорта или государство спасаемых во Христе ради Царства Небесного. Того Царства, которое не ради нас, грешных и забывчивых, а ради той самой Крещенской Благодати, ради подвигов наших святых и героев всё еще открыто для нас.
За последние двадцать лет Господь явил еще одно чудо на землях исторической Руси. Десятки тысяч храмов в России и на Украине восстановлены или построены заново. Однако и сегодня не потеряли смысл весьма печальные слова: «Русь крещена, но не просвещена». Понять, что с нами произошло тогда, в день Крещения, Чей Крест мы носим на груди, к какой цели призывает нас и наши государства Спаситель – всё это по-прежнему остается задачей жизненно важной. Нам по-прежнему необходимо усвоить плоды Крещения, стать, наконец, христианами и вновь попытаться жить не в «европейско-демократическом», не в «левом или правом», а в христианском государстве.
И кто бы сегодня и чему бы нас ни поучал, нам, о которых сказано: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», не пристало быть заурядными искателями «евростандартов». Теплохладными джентльменами, между бизнесом и Куршевелем приходящими в церковь с корзиной крашеных яиц. Мы должны понять, что крещены в смерть Спасителя и в Его Вокресение. Что Спасение и вечная жизнь во Христе, ставшие возможными благодаря Крещению, есть цель человеческой жизни. А создание условий для спасения во Христе граждан своих стран есть цель христианских государств. И выше этой цели для земных установлений нет. А преследование иных, ложных целей, погибельно.
Вот почему спасительная Православная вера должна быть не объектом умилительного воздыхания (ах, как красиво поют и кадят!) и не марксистской «надстройкой». Вера православная, упование на спасение во Христе, полученное в таинстве Крещения, должны стать основой жизни обществ. При всем уважении к Конституциям государств, скажем: есть Книга выше них. Это Евангелие. И вокруг этой Книги, вокруг Христа, вокруг общего Крещения и совместного пути не в НАТО и ЕС, а в Царство Небесное могут строить свою жизнь народы наших стран. А те, кто ищут основу для объединения народа, крещенного некогда Владимиром Святым, должны понимать, что совместные проекты, природный газ, конечно, объединяют, но перед лицом Бога есть неизмеримо более высокие мотивы для объединения – совместное стояние в вере православной ради Царства Небесного. И тот, кто думает сегодня о восстановлении разрушенного «беловежскими деятелями», обязан понимать – Русь возникла как государство спасаемых во Христе и восстать может в той же ипостаси.
И всё же, несмотря на праздник, придется сказать, отсюда, из Киева, несколько непраздничных слов. Прежде всего, для подтверждения нашей общей неукорененности в вере и благодати Крещения.
Святейший Патриарх прибыл на Украину. Цель его визита была объявлена – молитва с паствой у Святынь Православия. Однако стыдно и горько было слышать отдельные комментарии политиков, журналистов, людей, относящих себя к элите общества. Даже когда речь не шла о политическом заказе или помутнении ума патологической русофобией, общий тон многих высказываний был подозрительный, а по сути, хамский: дескать, знаем мы вашу молитву. Империю восстанавливаете.
Откуда подобное недоверие и приземленность суждений? Да от нас же самих. Мы лукавы и подозреваем лукавство и двоедушие в других. А главное, мы не привыкли воспринимать Церковь как Небесное установление, как корабль спасения. Мы смотрим на неё холодным взглядом как на учреждение, организацию, «инстанцию». И воспринимаем ее так потому, что в нас самих нет Неба, нет стремления к святости как высшей цели и высшей ценности в очах Божиих. Сами, стремясь лишь к «земному обустройству», мы подозреваем в том же и священноначалие. Патриарх говорит: «Хочу молиться со святыми Печерской Лавры». Но мы, маловеры, не имея опыта молитвы, не верим. Как не верим и тому, что Всемогущий Бог услышит нашу молитву, если мы обратимся к Нему. Мы всё еще находимся под гипнозом воспитавшего нас «научного безбожия».
Впрочем, настороженным искателям имперского заговора хочется сказать прямо: а что если разделение некогда единого народа есть величайший грех в очах Божиих? Тогда ведь Первосвятитель обязан указать на этот грех для его уврачевания. И День Крещения Руси, Крещения единого народа, выходит, есть важное напоминание того, что мы едины перед Богом и разделение наше, быть может, мерзко в Его очах. И пока оно будет, не стоит нам ждать всеобщего благоденствия.
Будем же надеяться, что новый прекрасный праздник, День памяти о Крещении Руси, положит начало новому осознанию тремя странами, кто они, откуда вышли, каковы их цели. Пусть этот праздник укажет народам, живущим в этих странах, вокруг чего возможно и необходимо единение.
И тогда Бог, увидев, что братья презрели низшее ради высшего, вспомнили, что их главное общее сокровище – единое Крещение и единая вера, вновь, уже в который раз, одарит нас Своей милостью. И ещё будем надеяться на то, что Создатель и Спаситель мира, увидев, что Его чада познали главный закон, закон любви, не оставит Своих. И ради Крещенской благодати, данной тысячу лет назад, откроет «пришедшим в себя» блудным сынам объятия Любящего Отца.
(Украина, Киев)