Внешняя политика Ташкента: носом к Вашингтону, кормой к Москве

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С недавних пор Вашингтон активно взялся за «окучивание» среднеазиатских республик. Массированное присутствие в регионе вооружённых сил США стало реальностью. Военно-тренировочные центры, которые Пентагон намерен открыть в Киргизии и Таджикистане, вкупе с возведением контрольно-пропускных пунктов на узбекской территории, позволят американцам стать здесь хозяевами положения. Это учитывают и в Ташкенте, где постоянно заигрывают с Вашингтоном. Узбекистан наряду с Казахстаном является ключевой региональной державой и ориентируется на достижение гегемонистских позиций в среднеазиатском регионе, поскольку лидирует среди других среднеазиатских республик и по численности населения, и по размеру армии. Ташкент пытается обеспечить себе пространство для стратегического манёвра и избежать влияния Российской Федерации, а миротворческие усилия Москвы в регионе раздражают узбекское руководство. Вашингтон это вполне устраивает.

В подписанном президентом И. Каримовым Плане по укреплению двустороннего сотрудничества с США на 2010 г. главный акцент сделан на взаимодействие в сфере безопасности и поставку вооружений Узбекистану из США. Американцы организуют подготовку и переподготовку офицерских кадров Узбекистана в ведущих военно-образовательных учреждениях США, в том числе в рамках программы "Международное военное образование и обучение" (IMET) . Намечено взаимодействие в области обеспечения безопасности границ и нераспространения оружия, противодействия терроризму, а также в рамках программ "Зарубежное военное финансирование" (Foreign Military Financing) и "Передача излишков вооружений" (Excess Defense Articles). Достигнуты договорённости об обмене информацией об угрозах и мерах по их предупреждению, связанных с транзитом невоенных грузов через Северную распределительную сеть в Афганистан, в том числе в рамках реализации проекта строительства железной дороги "Хайратон - Мазари-Шариф". Рамки сотрудничества Ташкента и Вашингтона будут расширяться и в дальнейшем. В США больше не замечают нарушений прав человека в Узбекистане, устранив тем самым повод для разногласий с режимом И. Каримова. Однако в Вашингтоне не оказывают явного предпочтения только Ташкенту, взаимодействуя одновременно с Бишкеком. Уступчивая по отношению к администрации США политика И. Каримова продиктована его желанием превратиться в фаворита американцев, оттеснив Бишкек.

У И. Каримова есть прекрасный повод подружиться с Соединёнными Штатами – это идея совместной борьбы с радикальным исламом. Официальный Ташкент озабочен консолидацией исламских террористических группировок, прежде всего Исламского движения Узбекистана (ИДУ). 11 августа 2010 года исполнилось десять лет с начала второй Баткенской кампании, когда боевики ИДУ под руководством Тахира Юлдашева и Джумы Намангани вторглись в Киргизию, пытаясь прорваться в узбекскую часть Ферганской долины. Ранее при вторжении в тот же район исламисты из ИДУ объявили «джихад» узбекскому президенту И. Каримову, заявив, что их цель – установление исламского государства в Узбекистане. Сейчас лидеры ИДУ, скрывающиеся на территории Пакистана, пытаются избавиться от опеки талибов и выработать собственную стратегию. Около трети членов ИДУ в Пакистане глубоко инкорпорированы в террористические группировки талибов. Остальные вынашивают планы возвращения в Среднюю Азию для продолжения борьбы. Основным объектом внимания является Ферганская долина, где вновь наблюдается рост популярности радикального ислама. Влияние Душанбе на ситуацию в Ферганской долине ограничено в связи с наличием сдерживающих факторов географического характера. В то же время узбекские власти поддерживают в долине массированное присутствие сил безопасности.

По данным зарубежных экспертов, для полномасштабной дестабилизации в Ферганской долине достаточно возвращения из Афганистана нескольких сот ветеранов Исламского движения Узбекистана, которые поодиночке и группами уже проникают на узбекскую территорию. ИДУ активно увеличивает свою роль в контрабанде афганского опиума и контролирует коридоры переправки наркотиков на участке таджикско-киргизско-узбекской границы.

Лидеры ИДУ медленно превращаются из курьеров в распространителей и оптовых торговцев наркотиками в Cредней Азии и России и стремятся восстановить свою значимость в среднеазиатских республиках. Параллельно часть лидеров ИДУ всё больше склоняется к возобновлению широкой террористической кампании, но такая постановка вопроса привела к разногласиям между главарями, поскольку многих из них устраивает существующий статус-кво. В то же время «идейная» часть боевиков выступает за возобновление бескомпромиссной борьбы с режимом И. Каримова в ущерб финансовым проектам, осуществляемым ИДУ (торговля оружием и наркотиками).

По данным СНБ Киргизии, свергнутый президент Курманбек Бакиев и его ближайшее окружение контактировали с Исламским движением Узбекистана, Объединённой таджикской оппозицией, Союзом исламского джихада. Один из таких контактов имел место в апреле 2010 г. в Дубаи (ОАЭ), второй – в мае 2010 г. в Бахораке (Афганистан). Перечисленные радикальные группировки ставят целью свержение правящих режимов не только в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане и Туркмении с переносом террористической деятельности на территорию КНР и РФ. Циркулируют слухи о негласных контактах Временного правительства Киргизии во главе с Розой Отунбаевой с умеренными представителями «Хизб ут-Тахрир», которые выставляют себя миротворцами в узбекско-киргизском конфликте в г. Ош. «Хизб-ут-Тахрир» не примыкает ни к одной из сторон и старается сплотить вокруг себя недовольных властями как среди киргизов, так и среди узбеков.

В дальнейшем Ташкент будет придерживаться тактики лавирования между главными полюсами силы, избегая ситуации, когда один из полюсов превратится в полновесного хозяина центрально-азиатского региона. Предсказать возможные повороты во внешнеполитическом курсе Ташкента после ухода И. Каримова крайне сложно в связи с отсутствием кандидатуры его преемника на посту президента. Отказ Ташкента присоединиться к ОДКБ означает поворот И. Каримова к Западу и нежелание считаться с интересами Москвы в данном регионе. Одним из условий участия Узбекистана в ОДКБ явилось требование запрета на использование подразделений Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ для разрешения конфликтов между участниками организации, что позволяет сделать вывод о готовности Ташкента придерживаться в дальнейшем курса на конфронтацию с Таджикистаном, Киргизией и РФ. Демарш узбекских руководителей не позволяет РФ и другим государствам-участникам ОДКБ закрыть центрально-азиатское направление мощной военной группировкой, как позволили сделать это на западном и кавказском направлениях российско-белорусские и российско-армянские договорённости. Окончательный переход Узбекистана в лагерь атлантистов создаст России большие проблемы. Только с образованием геополитической оси Москва – Астана - Ташкент можно всерьёз говорить о возвращении российского влияния в Центральную Азию. Душанбе и Бишкек обладают куда меньшим политическим весом в регионе, и их внешняя политика определяется во многом отношениями России с Казахстаном и Узбекистаном.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы