С недавних пор Вашингтон активно взялся за «окучивание» среднеазиатских республик. Массированное присутствие в регионе вооружённых сил США стало реальностью. Военно-тренировочные центры, которые Пентагон намерен открыть в Киргизии и Таджикистане, вкупе с возведением контрольно-пропускных пунктов на узбекской территории, позволят американцам стать здесь хозяевами положения. Это учитывают и в Ташкенте, где постоянно заигрывают с Вашингтоном. Узбекистан наряду с Казахстаном является ключевой региональной державой и ориентируется на достижение гегемонистских позиций в среднеазиатском регионе, поскольку лидирует среди других среднеазиатских республик и по численности населения, и по размеру армии. Ташкент пытается обеспечить себе пространство для стратегического манёвра и избежать влияния Российской Федерации, а миротворческие усилия Москвы в регионе раздражают узбекское руководство. Вашингтон это вполне устраивает.
В подписанном президентом И. Каримовым Плане по укреплению двустороннего сотрудничества с США на 2010 г. главный акцент сделан на взаимодействие в сфере безопасности и поставку вооружений Узбекистану из США. Американцы организуют подготовку и переподготовку офицерских кадров Узбекистана в ведущих военно-образовательных учреждениях США, в том числе в рамках программы "Международное военное образование и обучение" (IMET) . Намечено взаимодействие в области обеспечения безопасности границ и нераспространения оружия, противодействия терроризму, а также в рамках программ "Зарубежное военное финансирование" (Foreign Military Financing) и "Передача излишков вооружений" (Excess Defense Articles). Достигнуты договорённости об обмене информацией об угрозах и мерах по их предупреждению, связанных с транзитом невоенных грузов через Северную распределительную сеть в Афганистан, в том числе в рамках реализации проекта строительства железной дороги "Хайратон - Мазари-Шариф". Рамки сотрудничества Ташкента и Вашингтона будут расширяться и в дальнейшем. В США больше не замечают нарушений прав человека в Узбекистане, устранив тем самым повод для разногласий с режимом И. Каримова. Однако в Вашингтоне не оказывают явного предпочтения только Ташкенту, взаимодействуя одновременно с Бишкеком. Уступчивая по отношению к администрации США политика И. Каримова продиктована его желанием превратиться в фаворита американцев, оттеснив Бишкек.
У И. Каримова есть прекрасный повод подружиться с Соединёнными Штатами – это идея совместной борьбы с радикальным исламом. Официальный Ташкент озабочен консолидацией исламских террористических группировок, прежде всего Исламского движения Узбекистана (ИДУ). 11 августа 2010 года исполнилось десять лет с начала второй Баткенской кампании, когда боевики ИДУ под руководством Тахира Юлдашева и Джумы Намангани вторглись в Киргизию, пытаясь прорваться в узбекскую часть Ферганской долины. Ранее при вторжении в тот же район исламисты из ИДУ объявили «джихад» узбекскому президенту И. Каримову, заявив, что их цель – установление исламского государства в Узбекистане. Сейчас лидеры ИДУ, скрывающиеся на территории Пакистана, пытаются избавиться от опеки талибов и выработать собственную стратегию. Около трети членов ИДУ в Пакистане глубоко инкорпорированы в террористические группировки талибов. Остальные вынашивают планы возвращения в Среднюю Азию для продолжения борьбы. Основным объектом внимания является Ферганская долина, где вновь наблюдается рост популярности радикального ислама. Влияние Душанбе на ситуацию в Ферганской долине ограничено в связи с наличием сдерживающих факторов географического характера. В то же время узбекские власти поддерживают в долине массированное присутствие сил безопасности.
По данным зарубежных экспертов, для полномасштабной дестабилизации в Ферганской долине достаточно возвращения из Афганистана нескольких сот ветеранов Исламского движения Узбекистана, которые поодиночке и группами уже проникают на узбекскую территорию. ИДУ активно увеличивает свою роль в контрабанде афганского опиума и контролирует коридоры переправки наркотиков на участке таджикско-киргизско-узбекской границы.
Лидеры ИДУ медленно превращаются из курьеров в распространителей и оптовых торговцев наркотиками в Cредней Азии и России и стремятся восстановить свою значимость в среднеазиатских республиках. Параллельно часть лидеров ИДУ всё больше склоняется к возобновлению широкой террористической кампании, но такая постановка вопроса привела к разногласиям между главарями, поскольку многих из них устраивает существующий статус-кво. В то же время «идейная» часть боевиков выступает за возобновление бескомпромиссной борьбы с режимом И. Каримова в ущерб финансовым проектам, осуществляемым ИДУ (торговля оружием и наркотиками).
По данным СНБ Киргизии, свергнутый президент Курманбек Бакиев и его ближайшее окружение контактировали с Исламским движением Узбекистана, Объединённой таджикской оппозицией, Союзом исламского джихада. Один из таких контактов имел место в апреле 2010 г. в Дубаи (ОАЭ), второй – в мае 2010 г. в Бахораке (Афганистан). Перечисленные радикальные группировки ставят целью свержение правящих режимов не только в Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Таджикистане и Туркмении с переносом террористической деятельности на территорию КНР и РФ. Циркулируют слухи о негласных контактах Временного правительства Киргизии во главе с Розой Отунбаевой с умеренными представителями «Хизб ут-Тахрир», которые выставляют себя миротворцами в узбекско-киргизском конфликте в г. Ош. «Хизб-ут-Тахрир» не примыкает ни к одной из сторон и старается сплотить вокруг себя недовольных властями как среди киргизов, так и среди узбеков.
В дальнейшем Ташкент будет придерживаться тактики лавирования между главными полюсами силы, избегая ситуации, когда один из полюсов превратится в полновесного хозяина центрально-азиатского региона. Предсказать возможные повороты во внешнеполитическом курсе Ташкента после ухода И. Каримова крайне сложно в связи с отсутствием кандидатуры его преемника на посту президента. Отказ Ташкента присоединиться к ОДКБ означает поворот И. Каримова к Западу и нежелание считаться с интересами Москвы в данном регионе. Одним из условий участия Узбекистана в ОДКБ явилось требование запрета на использование подразделений Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ для разрешения конфликтов между участниками организации, что позволяет сделать вывод о готовности Ташкента придерживаться в дальнейшем курса на конфронтацию с Таджикистаном, Киргизией и РФ. Демарш узбекских руководителей не позволяет РФ и другим государствам-участникам ОДКБ закрыть центрально-азиатское направление мощной военной группировкой, как позволили сделать это на западном и кавказском направлениях российско-белорусские и российско-армянские договорённости. Окончательный переход Узбекистана в лагерь атлантистов создаст России большие проблемы. Только с образованием геополитической оси Москва – Астана - Ташкент можно всерьёз говорить о возвращении российского влияния в Центральную Азию. Душанбе и Бишкек обладают куда меньшим политическим весом в регионе, и их внешняя политика определяется во многом отношениями России с Казахстаном и Узбекистаном.