Центрально-азиатский регион – пространство тесного переплетения интересов мировых центров силы. Соперничество между США, Россией, Евросоюзом, Китаем, Индией, Ираном напрямую затрагивает здесь сферу экономики, а одной из главных платформ для проникновения в Среднюю Азию финансовых потоков из-за рубежа является Узбекистан.
Узбекистан занимает промежуточное положение между более благополучными в экономическом плане Казахстаном и Туркменией и более бедными Таджикистаном и Киргизией. Многие стратегические предприятия испытывают износ фондов, отток русскоязычных специалистов, нет чёткой программы подготовки новых кадров. В стране нет эффективной финансовой системы. Действуют несколько частных банков, которые обладают мизерным капиталом и находятся под жестким давлением государства. Роль олигархов выполняют государственные чиновники, курирующие через родственные связи те или иные экономические структуры и целые отрасли экономики. При этом Ташкент всё чаще смотрит в сторону Запада, и среди возможных преемников Ислама Каримова называют министра финансов Рустама Азимова, связанного с мировой финансовой элитой, на которую Р. Азимов - мультимиллионер и вице-президент Европейского банка реконструкции и развития - и рассчитывает опереться в будущей борьбе за власть.
17 июня 2010 г. Совет директоров Всемирного банка уже одобрил кредит в сумме $25 млн. США для проекта повышения энергоэффективности промышленных предприятий Узбекистана. Целью проекта является повышение энергоэффективности узбекских промышленных предприятий. Финансовыми посредниками проекта являются два государственных банка («Асака» и «Узпромстройбанк») и один частный банк («Хамкорбанк»). В рамках кредитной линии каждый из этих банков получит по $8 млн. для перекредитования промышленным предприятиям. Продолжительность реализации проекта пять лет, общая сумма инвестиций – $34,6 млн. Из этой суммы Международная ассоциация развития (входит в группу Всемирного банка) выделяет $25 млн., а $9,6 млн. предоставляют банки Узбекистана и промышленные предприятия на основе софинансирования.
Страны Евросоюза заметно активизировались в последнее время на узбекском рынке. Сегодня среди основных торговых партнёров Ташкента следует назвать Германию. Особое внимание немецкие деловые круги уделяют финансированию легкой промышленности. За последнее десятилетие немцы вложили в экономику Узбекистана более $1,5 млрд. Сейчас Германия имеет в Узбекистане крепкую базу в виде 140 совместных предприятий, в каждом из которых немецкая доля превышает 1 млн. евро. При участии немецкой стороны в Республике Узбекистан учреждена Ассоциация предприятий – экспортеров легкой и швейной промышленности. Кроме лёгкой промышленности, Берлин внедряется в проекты по разработке полезных ископаемых. Германская компания Engineering Dobersek заключила контракт на поставку оборудования для строительства золотодобывающего комплекса на двух узбекских месторождениях.
В последнее время заметна активизация в Узбекистане чешского бизнеса. Консорциум чешских компаний Inerkon Power и Sitronics Ts планирует уже в текущем году принять участие во внедрении автоматизированной системы контроля и учёта потребления электроэнергии. Проект стоимостью $15 млн. предусматривает создание Единого центра для управления системой и рассчитан на 1 год.
Однако особо быстрыми темпами наращивается экономическое сотрудничество Ташкента и Пекина. В Средней Азии Узбекистан является лидером по темпам роста торгово-экономического сотрудничества с Китаем. Администрация И. Каримова с готовностью отвечает на экономические предложения китайцев, рассматривая Пекин в качестве противовеса Москве. На сегодня благодаря выделенной китайским правительством кредитной линии в Узбекистане разработаны около 20 проектов по развитию инфраструктуры на общую сумму свыше $600 млн. долларов. Расширяются также масштабы инвестиционного сотрудничества, особенно в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях. Национальная нефтегазовая корпорация Китая (CNPC) ведет геологоразведочную работу в акватории Аральского моря, Устюртском, Бухаро-Хивинском и Ферганском инвестиционных блоках. Общий объем узбекско-китайского товарооборота по итогам 2009 года увеличился на 20% и составил $1,91 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 22% до $1,56 млрд., импорт увеличился на 6,2% до $350 млн.
О влиянии Пекина свидетельствует подписание в июне 2010 г. рамочного соглашение о поставках в Китай 10 млрд. кубометров газа, ранее обещанного российскому «Газпрому». Соглашение заключено между холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" и китайской China National Petroleum Corp (CNPC). И это - несмотря на предыдущие заявления И. Каримова о том, что Ташкент "продает газ России, и только России, а кому она поставляет дальше и как — это полностью компетенция России". Узбекское руководство недовольно отказом российской стороны приступить к модернизации ГТС Узбекистана, и это выразилось в частичной переориентации на Китай.
Важной сферой будущего приложения международных инвестиций является сельское хозяйство Узбекистана как одна из самых устойчивых отраслей в экономике страны. Особое внимание сельскому хозяйству Узбекистана уделяет Азиатский Банк Развития (АБР). Объем финансирования в Узбекистане проектов по линии АБР составляет на сегодняшний день более $2,4 млрд. Руководство АБР ожидает, что в 2010 году рост ВВП может составить 8,5 процента, а в 2011 году – 9 процентов (один из самых высоких показателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Наиболее мощным финансовым учреждением в узбекской экономике является компания дочери президента Гульнары Каримовой «Zeromax», которая контролирует около десятка проектов в нефтегазовой сфере, а также подмяла под себя производство строительных материалов, текстильную и пищевую промышленность Узбекистана. Благодаря контактам с компанией «Zeromax» «Газпром» подписал с Ташкентом соглашение, предусматривающее долгосрочные закупки узбекского газа на период 2003–2012 гг., а также сотрудничество в области развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана и транспортировки среднеазиатского газа через территорию республики. Пилотным проектом в области добычи газа является сотрудничество в восстановлении добычи газа на месторождении «Шахпахты». С учетом ранее достигнутых договоренностей, всего «Газпромом» в 2010 году будет закуплено до 15,5 млрд. кубометров узбекского газа, что делает Узбекистан лидером среди стран Центральной Азии по продажа газа в РФ.
В целом Ташкент придерживается многовекторной экономической политики, но более всего обращает на себя внимание напористость Пекина, который взял курс на жёсткое противостояние с Москвой в борьбе за узбекские ресурсы. (Польский политический обозреватель Марек Копровский отмечает, что «это – результат длительной многоступенчатой политики [Пекина]», которая охватывает не только Китай: «особенно прокитайское лобби сильно в Казахстане, возглавляет его премьер Карим Масимов»).
Кстати, в декабре 2009 г. Польша заключила договор с Китаем о развитии военного сотрудничества. Взяв Россию в своеобразные «клещи» и действуя слаженно, поляки и китайцы смогут существенно затруднить реализацию внешнеполитических инициатив Кремля. Сумеет ли Москва не дать польско-китайской дружбе превратиться в дружбу против России? Это не просто, учитывая, что клан И. Каримова не заинтересован в усилении влияния Москвы не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии. В этом его интересы вполне совпадают с интересами и Вашингтона, и Брюсселя, и Пекина. По мнению экспертов, последние авансы Ташкента Пекину – намёк Москве на то, что если РФ и дальше будет тянуть с увеличением закупок узбекского газа, а также необходимой для этого модернизацией газотранспортной системы, Узбекистан переориентируется на Китай. Отстоять свои интересы одновременно перед лицом западной и восточной экспансии в узбекскую экономику Кремлю будет уже не под силу.