Нешуточный скандал разгорается на сербской политической сцене. Ряд местных и зарубежных средств массовой информации сообщили о готовности властей страны «при определенных условиях» признать самопровозглашенную независимость Косова. Так, выходящая в Приштине албаноязычная газета «Коха диторе» утверждает, что это произойдет при выполнении трех условий: «экстерриториальность православных монастырей в Косово», «специальный статус для сербов, проживающих к югу от реки Ибар» и «признание существующего статус-кво на севере Косово». По словам газеты, ссылающейся на надежные источники в высокопоставленных кругах сербской дипломатии, уже можно говорить о «первом публичном сигнале», свидетельствующем, что власти Белграда готовы решить косовскую проблему «раз и навсегда», исходя из своего видения будущих отношений с мировым сообществом [1]. Аналогичные публикации появились на страницах белградской газеты «Правда», хорватского издания «Нови лист» и ряда других «по горячим следам» переговоров, которые провел в Белграде министр иностранных дел Гидо Вестервелле. Он впервые однозначно заявил от имени Европейского союза, что Сербия должна «признать реальность», заключающуюся в существовании независимого косовского государства, если намерена стать членом ЕС.
До сих пор чиновники Евросоюза и руководство его стран-членов избегали напрямую увязывать эти два вопроса, говоря лишь о необходимости развития сотрудничества между Белградом и Приштиной в рамках региональной и общеевропейской интеграции. Как указала в данной связи белградская газета «Правда», президент Сербии «серьезно рассматривает это предложение, сознавая, что при жесткой позиции Сербия легко может остаться и без ЕС, и без южного края». Заголовок статьи в «Правде» более чем откровенен: «Тадич соглашается признать Косово» [2].
Разумеется, канцелярия президента Сербии Бориса Тадича поспешила опровергнуть эти утверждения как «абсолютно неверные». «Президент Тадич никогда не признает независимость Косово», - цитирует агентство ТАНЮГ заявление его представителя. Сам Тадич заявил журналистам, посещая город Ужице, что «Сербия никогда не признает Косово»: «Это красная линия, через которую мы не переступим». Однако уже прозвучавшая следом же фраза Тадича о том, что «ему ни один иностранный политик никогда не говорил о том, что признание Косово является условием для вступления Сербии в Европейский союз», оставляет странное впечатление, так как противоречит всему тому, что мировые информагентства сообщали о белградских переговорах Гидо Вестервелле [3]. Аналогичные рекомендации дает в своем последнем докладе и «Международная кризисная группа», советующая Вашингтону и Брюсселю одновременно содействовать переговорам между Борисом Тадичем и премьер-министром Косово Хашимом Тачи – и «работать с Косово над обеспечением новых международных признаний». [4]
Еще более наглядно о происходящих в сербском руководстве подвижках в вопросе о Косове свидетельствует странная инициатива, выдвинутая Тадичем также после переговоров с Гидо Вестервелле. Он заявил о намерении провести срочные консультации с руководством США и Евросоюза по поводу вроде бы уже подготовленного проекта резолюции, которую Сербия намерена поставить на голосование на сентябрьской сессии Генеральной Ассамблеи ООН (предполагается, что это произойдет 9 сентября). В проекте документа речь шла о «недопустимости» для ООН самопровозглашенной независимости Косова и о необходимости новых переговоров между Белградом и Приштиной «по всем открытым вопросам». Однако теперь сербский президент намерен внести в документ существенные изменения с тем, чтобы он одновременно «остался на линии национальных интересов государства Сербия, но и удовлетворил великие державы» [5]. Сербский президент выразил благодарность «России, Бразилии, Китаю и Индии», однако тут же подчеркнул, что вопрос о Косове «следует решать и в переговорах с ведущими странами ЕС, прежде всего, Германией, Францией, Великобританией, Италией, и США», то есть с теми государствами, которые сразу же признали Косово и явно не собираются менять свое решение в угоду Сербии. [6]
В эту линию хорошо вписывается и оглашенное 30 августа сербским министерством обороны намерение открыть уже в сентябре представительство Сербии при штаб-квартире НАТО: очевидно, тоже для того, чтобы, говоря словами Тадича, «удовлетворить великие державы».
Действительно ли руководство Сербии готово в нарушение текста Конституции страны, определяющей Косово составной частью территории Сербии, признать его независимым государством? По имеющейся информации, Демократическая партия президента Тадича и ее партнеры по правящей коалиции, в первую очередь либерал-демократы Чедомира Йовановича, уже ответили для себя на этот вопрос положительно. Проблема теперь в нахождении подходящего внутриполитического контекста. Это фактически признал и бывший посол Сербии в Париже Предраг Симич, которого цитирует вышеупомянутая газета «Правда». По его словам, «признание Косово натолкнулось бы на весьма острую реакцию большей части внутреннего общественного мнения». «Мы увидим, приведет ли это к падению правительства», - обещает господин Симич, тем самым явно считая сам вопрос признания предрешенным [5],
Признание властями Сербии независимости Косова станет серьезнейшим вызовом России, ибо поставит под сомнение всю систему ее геополитических приоритетов в регионе (разумеется, если такая система существует). После этого у Москвы, на первый взгляд, будут две формальные возможности отреагировать: либо заявить, что признание Белградом Приштины ничего не меняет в оценке косовской независимости как противоречащей международному праву, или вслед за Белградом заявить о необходимости «уважать реалии». И то и другое нанесет удар по авторитету России и ее способности играть конструктивную роль в урегулировании многочисленных региональных конфликтов.
Однако есть и «третий путь», связанный с утратой определенных иллюзий, но зато полностью соответствующий той самой Realpolitik, которая все больше утверждается на евразийском пространстве. Этот путь предполагает продвижение, прежде всего, собственных национально-государственных интересов посредством заключения временных союзов и коалиций, в том числе и с оппозиционными внутриполитическими силами в тех или иных государствах. Признание Сербией Косова должно поставить жирный крест на все еще существующих в российском руководстве надеждах на полноценное геополитическое сотрудничество с нынешними властями Сербии. Конечно, «Южный поток» и покупка «Нефтяной индустрии Сербии» - слишком серьезные для России вопросы, чтобы зависеть от косовской конъюнктуры, но как раз они никуда не денутся из российско-сербской повестки дня. Речь о другом: о необходимости выработки внятной российской системы приоритетов на сербской политической сцене с тем, чтобы вычленить для себя те силы, которые после прихода к власти не заявят Москве, что ключевые балканские проблемы следует решать не с ней, а с ведущими державами Евросоюза. Определив таких потенциальных союзников, необходимо содействовать укреплению их позиций во властных структурах Сербии. Собственно говоря, исторически именно такую политику Россия и проводила в отношении Сербии, Болгарии, Черногории, Румынии и других государств региона. И называлось это предельно честно и откровенно – отстаиванием государственных интересов, а не защитой тех застарелых международно-правовых норм, через которые, похоже, готовы переступить даже нынешние сербские власти.
_______________________
[1] Koha Ditore, 27.08.2010.
[2] Правда, 28.08.2010.
[3] http://www.predsednik.rs/mwc/default.asp?c=305000&g=20100829115819&lng=…
[4] Kosovo and Serbia after the ICJ Opinion. Pristina–Belgrade–Brussels, 2010. P.ii-iii.
[5] http://rian.ru/world/20100828/269906735.html
[6] Правда, 28.08.2010.
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».