Последние дни в Европе бушует скандал: президент Франции Саркози решил выселить из страны цыган, проживающих без соответствующего вида на жительство. Шум и гам, как же так, нарушение прав человека, ограничение свободы и политкорректности: ведь выселение происходит по национальному признаку! И возникает естественный вопрос: зачем Саркози лезет на рожон? Ну сидел бы тихо, с молодой женой, зачем ему этот скандал? Мы, разумеется, не можем знать точных мотивов, но некоторые соображения привести можем.
Стабильность любого общества определяется наличием у него общей для большей части людей ценностной базы. В Западной Европе такая база была вначале построена на базе Библейских ценностей в католическом их варианте, но в XVI веке развитие экономики потребовало существенных изменений, в частности, отмены запреты на ростовщичество, использование ссудного процента. В результате начался процесс Реформации, который сопровождался жесточайшими религиозными войнами и многими другими эксцессами. Как следствие, в Западной Европе образовалось довольно специфическое с точки зрения ценностного базиса общество, в котором Библейские ценности продолжали играть свою роль, которая, однако, все более и более размывалась.
Особенно сильно этот процесс ускорился в 80-е годы прошлого века, когда изменение экономической политики в сторону усиления роли чисто финансовых механизмов привело к созданию современного «информационного» общества с его проповедью «свободы», «политкорректности» и отказу от всех базовых ценностей. Напомню, слово «свобода» в его «западной» интерпретации означает право любого индивидуума самостоятельно выбирать себе набор ценностей, в частности, от любой из них в любую минуту отказываться, а «политкорректность» — это запрет общества на анализ таковой системы ценностей у любого индивидуума. Впрочем, такие изменения совершенно естественны в рамках общества, которое сменило в качестве своей базовой задачи справедливость, свойственную Библейской системе ценностей, на корысть, наживу.
Соответственно, принципиально изменились те мотивы, которыми руководствуются люди, живущие в рамках такой системы. Если ранее главным ограничителем была мораль, то есть осознанное человеком и принятая им Библейская система ценностей (даже в случае осмысленного нарушения соответствующих заповедей, это нарушение человеком осознается), то в «Западном» обществе ей на смену пришел закон. А специфика закона состоит в том, что, во-первых, он не может описать все возможные случае, которые случаются в жизни, во-вторых, часто не поспевает за событиями и, наконец, он требует серьезных условий для своего соблюдения: суда, полиции, тюрьмы и так далее.
Классический пример – поведение людей, привыкших к такой системе, скажем, в Ираке или Афганистане. Американский закон не защищает афганца или иракца: и мы все неоднократно читали про массовые убийства, которые там организовали американские граждане (не обязательно солдаты). Для них достаточно предъявить аргумент, что им что-то угрожало, и они практически освобождаются от ответственности. Это даже не десятки, это сотни тысяч убитых людей. Причем дело доходит до вещей совсем удивительных с точки зрения христианина или мусульманина: как сообщают новостные ленты, в вещах солдат находят сувениры из частей тела убитых ими людей. Вымывание ценностей достигло критических значений.
Отметим здесь же и уничтожение индейцев (просто так, из спортивного интереса, но ровно до тех пор, пока это не было запрещено законом), преступления, совершенные американскими оккупантами в России 1918–19 годов и так далее. Все они не осознавались исполнителями этих преступлений, поскольку морали у них нет, а закон на «чужих» не распространялся. Отсутствие закона привело и к кровавой вакханалии в Новом Орлеане во время урагана Катрина.
И вот здесь пришло время вернуться к Франции. Франция — страна вроде бы католическая, Реформация в ней проиграла, но последние десятилетия не прошли даром. И в результате ценностная база оказалась сильно расшатанной. Пока жизненный уровень населения рос, это не было угрозой, но вот дальше, как только начался кризис, начались серьезные проблемы. И главной из них стало мусульманское население. Причем дело даже не в том, что оно не хотело ассимилироваться, а в том, что оно продолжает жить в рамках Библейской системы ценностей и по этой причине ставит перед властями Франции и ЕС крайне неудобные вопросы.
А именно, вместо того, чтобы смириться с ситуацией, поскольку все происходит по закону, они начинают задаваться вопросом о том, как по справедливости начать реформировать систему. Именно Саркози, будучи министром внутренних дел, занимался борьбой со знаменитыми восстаниями последних лет, и уж он-то должен был понять, что подавить их можно только силой, поскольку «Западная» аргументация в такой ситуации не работает.
А если учесть, что уровень жизни населения падает и будет падать еще очень основательно, что часть исконно французского населения в такой ситуации может и вспомнить про католицизм (тем более, что церкви пока в Европе на закрывают, хотя это и противоречит политкорректности, поскольку пропагандирует одни ценности в противовес другим), что могут найтись люди, которые эту тягу к справедливости сформулируют в конструктивном виде (как это сделали большевики в России в начале ХХ века) – то современная власть в западных странах начинает нервничать. Сильно нервничать.
Выход у них, собственно, единственный. Это – применение силы, причем не постфактум (тут велика вероятность проиграть), а упреждающим образом. Иными словами, те, кто пытается перевести тему ценностей и справедливости в конструктивное русло, должны знать и понимать, что свободы в этом деле им не дадут. И депортация цыган – это первый шаг в этом направлении, в некотором смысле — демонстративный. Да, он противоречит некоторым базовым принципам, но направлен на защиту «Западного» общества в целом. И такие шаги будут усиливаться, поскольку общество без ценностей атомизировано, и для сохранения власти элиты оно должно будет управляться все более и более жестко. Так что действия Саркози – это только один шаг в соответствующем направлении. Шаг абсолютно логичный, который еще получит свое продолжение.
Михаил Леонидович Хазин
Российский экономист, публицист, политолог
Источник: KMnews
http://news.km.ru/chem_sarkozi_ne_ponravilis_czyga