Началом активной польской экспансии на земли Белой Руси является 1385 год (на Украине эта экспансия началась чуть раньше – с 1349 года, после захвата поляками Галицкой Руси), когда Великий Князь Литвы и Руси Ягайло, князья Скиргайло, Корибут, Лугвен и Витовт с многочисленной свитой по решениям Кревской унии дали обещание «на вечные времена присоединить свои земли, литовские и русские, к короне польской». На этот шаг руководство Великого княжества Литовского вынуждено было пойти в связи с ослаблением государства после многолетней гражданской войны между Ягайлой и отцом Витовта Кейстутом, убитым сторонниками Ягайлы в Креве. В 1386 году Ягайло заключил династический брак с польской королевой Ядвигой и перешёл из православия в католичество, приняв имя Владислав. Согласно подписанным Ягайлой обязательствам, он намеревался оказывать полное содействие переводу всех православных и язычников в католичество. По сути, данный династический договор стал отправной точкой для последующей многовековой польской этнорелигиозной экспансии.
Вся последующая политика поляков на востоке сводилась к религиозному прозелитизму и колонизации западнорусских территорий. Подлежащие колонизации территории Украины и Белоруссии поляки называли Кресы Всходни. Это было даже не столько географическое понятие, сколько некий новый мир за пределами польской короны, который необходимо было преобразовать по польскому образцу.
В 1387 году Ягайло проводит массовое крещение литовцев-язычников по католическому образцу. Для того, чтобы способствовать этому процессу, Ягайло издаёт специальную грамоту, которая наделяла дополнительными правами и вольностями представителей дворянства, принявших католицизм. Этих привилегий православная знать была лишена. Часть православной западнорусской знати также приняла католицизм, прельстившись привилегиями. В этот же период начинается строительство костёлов и католических монастырей, причём не только в крещёной по католическому обряду Литве, но и в западнорусских землях - Белоруссии и на Украине. Были со стороны Ягайлы попытки привлекать к католичеству православных и насилием. Сохранились свидетельства о мученической смерти двух знатных жителей княжества, которые не пожелали переменить православие на латинство.
Всё это вызывало значительное недовольство русских феодалов. Они начали всё решительнее выступать против объединения княжества и польской короны. Их поддержали и часть литовской знати, недовольная усилением польского влияния в Литве. Борьбу против Ягайло возглавил сын Кейстута Витовт и православный князь Андрей Полоцкий. В 1392 году Ягайло, будучи польским королём, вынужден был уступить – два трона было не удержать, и Витовт стал великим князем литовским, русским и жемойтским. Польша и Великое княжество Литовское объявлялись союзными государствами, но всё же с первенствующей ролью польского короля. Полякам было запрещено приобретать земли и селиться в Великом княжестве Литовском.
XVвек
Витовт вёл дело к окончательному разрыву унии и восстановлению самостоятельности Великого княжества Литовского. Этому содействовали и военные успехи – в состав княжества в результате успешных войн вошла Южная Подолия, появился выход к Чёрному морю. В 1410 году Польша и Великое княжество Литовское при поддержке русских полков нанесли решающее поражение Тевтонскому ордену, после которого он уже не восстановил былого могущество. Теперь уния была уже не так и нужна.
В это время ни Польская корона, ни княжество Литовское не были абсолютными монархиями. Многие вопросы решались на радах и сеймах – коллективных собраниях наиболее значимых представителей знати. В Великом княжестве Литовском католическая знать опасалась потерять те привилегии, которые она приобрела в результате унии. Она добивалась не столько независимости от Польши, как этого хотел Витовт, сколько уравнивания прав с польской шляхтой. На этом противоречии и сыграли Ягайло и польская шляхта.
В 1413 году в Городле (замке на Западном Буге) произошёл съезд феодалов Польши и княжества Литовского. Княжество было представлено католиками. Сорок семь польских феодалов наделили такое же количество своих коллег из княжества своими гербами и приняли их в своё гербовое братство. Согласно решениям Городельской унии шляхта, принявшая польские гербы и католичество, получила новые привилегии. Православным было запрещено заседать в раде Великого княжества Литовского и занимать ведущие государственные посты. После смерти Витовта и Ягайлы новых короля и великого князя польско-литовские феодалы должны были избрать совместно. Витовту был обещан королевский титул, а княжество должно было стать полноправным королевством, как и польская корона. Православные феодалы княжества остались ни с чем.С Городельского сейма в Литве постепенно устанавливаются черты польского общественного порядка. До 1413 года устройство княжества было похоже на русское: под великим князем правили удельные, вокруг них группировалась дружина, города имели вечевое устройство, крестьянство свободно передвигалось. С введением польских порядков, с 1413 года, в Литве начинает образовываться шляхта на манер польской, и среди нее распространяются католичество и польские нравы; города получают "Магдебургское право польских городов". В Литве являются сеймы и сеймики (местные сеймы), как были они в Польше, появляются и пожизненные должности по польскому образцу.
Это ещё больше усугубило противоречия между двумя составляющими ВКЛ (Великого княжества Литовского) – нового литовского католичества и русского православия. В 1430 году новым великим князем был избран Свидригайло. Последний, несмотря на то что придерживался католичества, был противником унии с Польшей и поддержал требования исповедующей православие знати уравнять их в правах с католиками. Стремясь привлечь православных на свою сторону, Свидригайло начинает привлекать их к управлению государством, раздавать земли и замки. Недовольная литовская католическая знать при поддержке поляков провозглашает великим князем брата Витовта Сигизмунда. Свидригайло отправляется в один из оплотов православия – Полоцк. В 1432 году начинается гражданская война. Православные составляли в ВКЛ численное большинство и поначалу казалось, что именно они и одержат победу. Однако Ягайло и поддерживаемый ими Сигизмунд хорошо понимали, что православные поддерживают Свидригайло из-за того, что не имеют равных прав с католиками. Поэтому в 1432 и 1434 годах Ягайло и Сигизмунд издали новые привилегии, практически уравнивающие православную и католическую знать. Русские стали покидать лагерь Свидригайло, и последний в 1436 году был окончательно разгромлен. Поляки вынуждены были временно уступить, чтобы не потерять западнорусские земли.
В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена уния церквей - восточной и западной. Польское правительство, само мечтавшее о такой унии, вздумало поддерживать ее в Польше, и в результате явилась грамота преемника Ягайлы Владислава III. Предоставляемые русской Церкви права, в случае принятия ею унии, должны были служить внешним побуждением к переходу православного духовенства в унию. Но русские не приняли Флорентийской унии. Эта грамота не имела никакого практического значения, но она интересна в том отношении, что знакомит нас с фактическим положением православной Церкви в Польше: в ней прямо говорится, что «церковь восточная» и ее духовенство, из-за разности в вере и несогласия с католической, «первей... утисненье поносили» и иногда до такой степени, что у них даже отбирались разными лицами «села и державы» (имения).
В 1440 году преемник Ягайлы Владислав IIIстал ещё и королём Венгрии, что привело к войне с турками. Потребовалось серьёзная мобилизация всех военных сил короны и княжества, в том числе и поддержка православных. Брат Владислава III, погибшего в 1444 году под Варною в битве с турками, Казимир Ягеллон только спустя почти три года согласился принять предложенную ему польскими панами (еще в 1445 году) польскую корону и таким образом, снова соединил в своем лице Польшу и Литву. В 1447 году при Казимире православные феодалы добились окончательного юридического уравнивания своих прав с католиками, хотя на практике неявная дискриминация православных всё равно продолжалась.
Польско-литовские противоречия обострились после смерти Казимира. Знать ВКЛ в 1492 году самостоятельно, без учёта мнения поляков, избрала себе нового великого князя – королевича Александра. Поляки в то же время вынуждены были избрать своим королём третьего сына покойного короля Яна Альбрехта, который прибыл на Пиотрковский съезд с сильным военным отрядом. Уния вновь оказалась под угрозой расторжения. И корона, и княжество в конце века вновь втягиваются в кровопролитные войны. Польское коронное войско терпит тяжелейшее поражение в 1497 году на Буковине от турок и крымских татар и вынуждено отступить с большими для себя потерями. Почти непосредственно за этой неудачей последовали два больших нашествия турок на Польшу. Турки проникли вглубь Польши, дошли даже до Сандомира, произвели страшные опустошения и забрали в неволю десятки тысяч людей. Литовское войско в 1500 году на реке Ведроша проигрывает сражение войскам Ивана III в начавшейся русско-литовской войне.
XVIвек
Поводом к войне между Московским и Литовским княжествами было то, что многие князья Восточной Белоруссии стали переходить в подданство единоверному московскому князю. Литва в результате утратила 25 городов и волостей и вынуждена была признать за Иваном III титул «государь Всея Руси», а не только «великий князь Московский», что было важной победой московского великого князя для обоснования в последующем объединения всех русских земель.
После смерти Яна Альбрехта Александр занимает и польский престол и вновь объединяет два государства. Война с Московским княжеством заканчивается в 1503 году ценой территориальных уступок и брака Александра с дочерью Ивана III. Турок и татар удаётся остановить только в 1527 году после победы под Каневым на Украине.
Успехи православных князей Восточной Белоруссии и победы московских войск подтолкнули православных ВКЛ к новому восстанию. После смерти Александра западнорусское национально-освободительное восстание в 1508 году возглавил один из лидеров православных ВКЛ Михаил Глинский. Иван III обещал ему свою поддержку в стремлении создать самостоятельное православное государство. В целом восстание было неудачным – Глинских поддержали только Мстиславские и некоторые другие князья. Большинство православной знати решило отсидеться. В этих условиях Глинский вынужден был отойти к Днепру, где стояли русские войска. Но и Русь была обескровлена прошедшей войной, и русские рати, прикрыв отряды Глинского, переправились вместе с ними на другую сторону реки, не вступая в сражение с подошедшими войсками нового польского короля Сигизмунда I. Участники восстания, оставшиеся в Литве, подверглись репрессиям. Вместе с тем Сигизмунд I понимал, что притеснения православных были главной причиной прорусского восстания. Поэтому при нем православным не навязывали никакой религиозной унии, а латинское духовенство не предпринимало никаких особенных мер к распространению своего учения среди православных.
В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, имевшую целью обеспечить Руси выход на побережье Балтийского моря. Ливонский орден терпит поражение и признаёт себя вассалом Великого княжества Литовского. Русские войска вступают на территорию ВКЛ. В 1563 году русские войска овладевают Полоцком. Путь на Вильно в Литву открыт. Православные белорусы открыто поддерживают русские войска.
В этих условиях в 1569 году в Люблине был созван общий польско-литовский сейм, который продлился шесть месяцев. Поначалу литовские послы, увидев, что поляки хотят воспользоваться трудностями княжества и навязать свои условия унии, демонстративно покинули Люблин. Тогда Сигизмунд IIсвоим указом присоединил к Польше почти всю Украину. ВКЛ, занятое войной с Русью, не смогло этому воспрепятствовать. Попытки договориться с Иваном Грозным также не имели успехов. Тогда через полгода литовские послы вернулись в Люблин и подписали унию на польских условиях.
Многие современные польские, литовские и даже белорусские историки представляют Люблинскую унию в качестве «равноправного договора народов», хотя на самом деле это был обыкновенный аншлюс – Польша, воспользовавшись трудным положением княжества, навязала ему свою волю. Обе страны окончательно объединялись в единое государство с единым монархом – Речь Посполитую. Княжество сохранило определённую автономию – название, местное самоуправление, войско, русский язык в качестве государственного. Но ведущая роль Польши в Речи Посполитой была очевидной. Поляки добились также права получать земли и проживать на территории княжества Литовского. Это послужило началом новой волны польской экспансии – польская шляхта стала получать от короля земли на территории Белоруссии и православных русских людей в качестве крепостных. Украина окончательно отошла от ВКЛ под власть Польши. О степени «равноправности» короны и княжества можно судить по количеству депутатов сената Речи Посполитой – из 180 делегатов лишь 46 представляли Великое княжество Литовское.
Люблинская уния стала предвестником унии религиозной, усиления польского гнёта и последующих крестьянско-казацких восстаний. К этому времени иезуиты, явившиеся в Польшу и Литву в 1565 году, успели ликвидировать занесённое в Литву из Германии протестантство и обратили своё внимание на православных. В этом они встретили полное понимание со стороны польского короля Стефана Батория, также желавшего подорвать влияние «схизматиков».
В ответ на Люблинскую унию во многих городах Белоруссии создаются православные братства.
Конец XVI века ознаменовался борьбой за престол в Речи Посполитой. Существовал даже и такой своеобразный, но так и не реализованный проект объединения в одно государство Речи Посполитой и Руси.
(Окончание слудует)