11 октября с.г. стало известно, что Грузия в одностороннем порядке приняла решение об отмене визового режима с северокавказскими республиками РФ. Об этом сообщила заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. Острый приступ грузинской любви к народам Северного Кавказа вызвал недоумение российской стороны. Ведь предполагается, что граждане России, проживающие на территории Дагестана, Чечни, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи смогут, не в пример всем прочим гражданам РФ, без визы въезжать в Грузию и оставаться там на протяжении 90 дней.
Своё решение Грузия объяснила ещё и тем, что жителям северокавказских республик, прежде чем попасть в Грузию, приходится обращаться за визой в секцию грузинских интересов при посольстве Швейцарии в Москве, а это трудно: дипломатических отношений между Россией и Грузией нет, и путь из Грозного, например, в Тбилиси пролегает через Москву. Так что положение народов российского Северного Кавказа, мыкающихся без грузинских виз, вызвало сочувствие правительства Грузии и лично Михаила Саакашвили. Правда, ни якутам, ни чукчам, ни нивхам не нашлось места в сердцах грузинских политиков, а ведь для того, чтобы добраться до Тбилиси, народам Севера приходится переживать одиссею и воздушные мытарства. Однако глуха к их страданиям Грузия, вожделенно поглядывающая на Северный Кавказ, словно невеста на жениха.
«Такие вопросы должны обсуждаться на двустороннем уровне, а не решаться по прихоти какого-то Саакашвили», - заявил в ответ на разыгравшийся у Тбилиси аппетит заместитель полпреда президента РФ в Северо-Кавказском Федеральном округе Аркадий Еделев, назвавший решение грузинской стороны провокацией.
12 октября последовал комментарий министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «В рамках отношений, которые приняты между цивилизованными партнёрами, это принято обсуждать на взаимной основе».
Как заявила 11 октября Нино Каландадзе, соответствующее распоряжение Михаила Саакашвили готово и вступит в силу через две недели, но уже 12 октября стало известно, что безвизовый режим в Грузии для жителей республик Северного Кавказа вводится по распоряжению президента Саакашвили с 13 октября.
В интервью изданию LentaCom.ru российский политик Виктор Алкснис напомнил, что «в Грузии действует закон о том, что люди, незаконно побывавшие в Абхазии или Южной Осетии, будут подвергаться уголовному преследованию на территории Грузии. Так что я расцениваю этот шаг как провокацию, власти Грузии пытаются сделать так, чтобы россияне не ездили в эти республики и нажить на этом политический капитал. <…> Я думаю, что вряд ли в ближайшее время возможно восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией. Пока у власти будет Саакашвили и его команда, нормализации отношений не произойдет. Для России Грузия - это лишнее государство. По большому счету мы не испытываем никакой нужды в поддержании отношений с Грузией, а вот Грузия наоборот заинтересована в этом. Известно, что солидная часть бюджета Грузии формируется за счет денежных переводов грузин, проживающих в России. По разным оценкам от 30 до 40% населения Грузии постоянно находится на заработках в России. Но я очень сомневаюсь, что кто-то из россиян находится на заработках в Грузии, может быть, какие-то экстремалы, которые хотят приключений на свою голову. Поэтому Грузия заинтересована в улучшении отношений с Россией, а России особой нужды в этом нет. Так что мы, очевидно, будем ждать смены руководства в Грузии».
Несмотря на протесты России и опасения грузинкой оппозиции, как бы в Грузию с Северного Кавказа не потянулись члены террористических организаций, Тбилиси не намерен менять своё решение. Председатель парламентского комитета по вопросам диаспор Нугзар Циклаури прокомментировал: «…на Генассамблее ООН президент
Выступая в сентябре на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Михаил Саакашвили провозгласил, что «нет северного и южного Кавказа – есть один Кавказ». Теперь за словами следуют дела: отменены визы для жителей северокавказских республик РФ, в Тбилиси создаётся русскоязычный телеканал, на правительственном сайте Грузии появилась страница на абхазском языке, начался процесс введения в стране английского языка как второго государственного.
С 2010 года обязательным для изучения в Грузии становится английский язык, русский – факультативным. В планах правительства – пригласить в каждую школу преподавателя, для которого английский был бы родным. Каждый школьник от 5 до 16 лет должен будет освоить английский язык. Шорена Шавердашвили, редактор грузинского еженедельника «Либерали», прокомментировала это нововведение так (см. статью в The Guardian от 12 октября): «Зачем заменять один язык на другой? Наш общий язык с нашими соседями – русский…». Она также отметила, что Грузия добровольно стала протекторатом США и готовится вступить в НАТО, стало быть, грузинам необходимо сегодня осваивать язык своих командиров. И если Грузия нацелена на «геополитическую революцию» и объединение политических образований Южного и Северного Кавказа, языком общения в этом союзе может быть только английский.
Кавказ, владение которым означает захват плацдарма для наступления на Российскую Федерацию и Иран, контроль над выходом в Чёрное море и над нефтью Каспия, – это особо лакомый кусок для тех, кто все территории планеты считает сферой своих интересов. 15 октября, комментируя недовольство Москвы отменой грузинских виз для части граждан РФ, министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе сказал, что Кремль недоволен, потому что Грузия – успешная страна. В чём состоят эти успехи, никто не знает, а вот, что будет с Россией в случае успеха «геополитической революции», начатой Михаилом Саакашвили и его американскими хозяевами, понятно всем: Калининградскую область, Татарстан, Якутию, Поволжье заставят захотеть стать «независимыми», как это было с советскими республиками.
Перед режимом Саакашвили поставлена задача – подготовить условия для отторжения от Российской Федерации её северокавказских республик. Задача не из лёгких, и решается она не в один день. Но если Москва будет ограничиваться заклинаниями вроде того, «что у нас нет проблем с Грузией и грузинским народом, у нас проблемы с Саакашвили», то решение задачи отторжения от РФ Северного Кавказа будет найдено.
Панкавказские идеи не новы. Они, как блуждающие огни, вспыхивают то и дело на сетевой информационной трясине, а впервые в новейшей истории их провозгласил в 1918 году президент США Вудро Вильсон в своих знаменитых «14 пунктах» (сегодня это принято называть «глобализацией»). В шестом пункте Вудро Вильсона предусматривалось расчленение России и сведение её к Среднерусской возвышенности. Предполагалось, что цепочка из независимых государств от Балтики до Туркестана образует буфер между Россией и остальным миром. Балтийские государства отсекут Россию от Европы и Балтийского моря; единый Кавказ – от Чёрного и Каспийского морей, а также от Турции и Персии; Туркестан – от Индии.
Реализация вильсоновских «14 пунктов», начавшись в 1990-е годы, продолжается.
_______________
Светлана ЗАМЛЕЛОВА - член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств.