Последние события в политической жизни Евросоюза говорят о том, что определённые силы в Европе и США реализуют в западной части Евразии проект «нового атлантизма», отвечающий «плану игры» Вашингтона на «Великой шахматной доске».
Как политическая идеология атлантизм исходит из доминирования США в вопросах установления международного порядка. В Европе эта идеология больше известна под названиями евроатлантизма (трансатлантизма) и строится на идее сближения государств Северной Америки и Западной Европы на основе общих ценностей – демократии либерального типа, свободы индивидуума, верховенства права и т.д.
(Евро)атлантизм впервые заявил о себе после Второй мировой войны, когда США использовали миф «советской угрозы» для установления своего контроля над Западной Европой и создания военно-политического блока НАТО.
Новая эра евроатлантизма началась с падением Берлинской стены. Атлантический совет – международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. в странах НАТО, стал открывать свои филиалы в странах Восточной Европы. В 1990 г. была подписана «Трансатлантическая декларация», которая устанавливала режим консультаций между председателем Европейского союза, главой Еврокомиссии и президентом США один раз в два года. Другая организация – «Трансатлантическая сеть полиции», созданная в 1992 г., охватила собой членов парламентов Европы и США и деловые круги. В 1998 г. в Лондоне было учреждено «Трансатлантическое экономическое партнерство».
В Праге в 1996 г. по инициативе Института предпринимательства США (один из «мозговых центров» неоконсерваторов) и при участии Вацлава Гавела, Маргарет Тэтчер, Гельмута Коля, Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского была запущена «Новая атлантическая инициатива».
События после 11 сентября 2001 г. вскрыли противоречия между США и Европой, в основном по вопросам региональной безопасности. На какое-то время Европа вышла из-под влияния США, и обаяние атлантистского проекта, казалось, потускнело. Иво Даалдер, сотрудник Института Брукингс, в работе «Конец атлантизма», вышедшей в 2003 г., отмечал, что Европа будет и далее отдаляться от США. Тем не менее на уровне влиятельных политических групп американцам удалось найти точки соприкосновения с европейцами по ряду критических вопросов.
В феврале 2005 г., когда была подписана «Конвенция между США и Европой». Об этом писали в InternationalHeraldTribune Филип Гордон (помощник госсекретаря по вопросам Европы и Азии с 2009 г., один из ведущих экспертов Института Брукингса, имеющий опыт работы в Совете национальной безопасности США по проблемам глобального терроризма и Ближнему Востоку) и Чарльз Грант (директор лондонского Центра европейских реформ). Оба входят в число 55 специалистов из ЕС и США, приложивших руку к составлению упомянутой конвенции. Достойны особого упоминания и некоторые другие имена: Иоахим Биттерлих – советник Гельмута Коля; Эндрю Моравчик – президент программы по исследованиям ЕС в Принстонском университете, соредактор «Ньюсвик» и автор ряда либеральных теорий по международным отношениям; баронесса Паулин Невиль-Джонс – бывшая управляющая БиБиСи и председатель британского объединенного комитета по разведке, с мая 2010 г. занимает пост министра государственной безопасности; Джозеф Най-младший – бывший помощник министра обороны США, профессор Гарвардского университета, один из авторов концепций мягкой и умной силы; Нарцис Сэрра – бывший мэр Барселоны и министр обороны Испании; Джереми Шапиро – спецсоветник и помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии с 2009 г.; Строуб Тэлботт – президент Института Брукингс.
В 2005 г. появилось исследование республиканца Генри Никеля «Пересмотреть атлантизм», который предложил выработать новую стратегию республиканской партии США для Европы. Г.Никель настаивал на необходимости борьбы с антиамериканизмом в Европе, особо упирая на работу с европейской молодежью, и ратовал за создание нового атлантистского движения с опорой на Республиканскую партию США.
В настоящее время доктрина евроатлантизма в США разрабатывается такими центрами, как Совет по международным отношениям, Европейско-американский бизнес-совет, Институт Аспена, Институт Брукингса, фонд Германа Маршалла, Фонд Бертельсманна. Эти разработки активно поддерживаются транснациональными корпорациями - Boeing, IBM, Microsoft, Ford, Siemens, Deutche Bank, Michelin, BASF (к сведению: такое подразделение концерна BASF, как Wintershall, владеет 20% в проекте «Северный поток»).
В том же 2005 г. была принята «Новая трансатлантическая повестка дня», которую подписали председатель Еврокомиссии Жак Сантер – экс-премьер-министр Люксембурга, член Бильдербергского клуба; председатель Совета Европы Фелипе Гонсалес, бывший премьер-министр Испании, с 2007 г. глава «группы размышления» (Grupo de ReflexiІn) в ЕС; и президент США Билл Клинтон. Цель, провозглашаемая этим документом, - «создание открытой мировой системы торговли и инвестиций».
В марте 2006 г. в Вашингтоне состоялась конференция «Towards a Transatlantic Marketplace – TheU.S. – German Perspective for a new Framework», организованная по инициативе Торговой палаты США, Германского института стандартизации, фонда Дрегера и Федерального союза германской индустрии. В конференции приняли участие 120 высокопоставленных представителей политических и экономических кругов США и Германии. В результате Европейский парламент в июне 2006 г. проголосовал за резолюцию об улучшении отношений между ЕС и США в рамках соглашения о «трансатлантическом партнерстве».
Резолюция о трансатлантических отношениях от апреля 2007 г. (подписанная президентом США Джорджем Бушем, германским канцлером Ангелой Меркель и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозо) учредила «Трансатлантический экономический совет».
Эти тенденции продолжали развиваться. Последняя резолюция Европейского парламента предполагает замену нынешних трансатлантических отношений новым соглашением о стратегическом партнерстве, которое предстоит согласовать к 2012 г., а к 2015 г. создать трансатлантический рынок. Этот документ также предполагает создание «Трансатлантического политического совета», который будет наделен соответствующими полномочиями в вопросах международной политики и безопасности. Необходимо отметить, что это решение было принято депутатами Европарламента без консультации с гражданами ЕС.
По отношению к странам Восточной Европы появился такой термин, как «рефлексивный евроатлантизм», означающий, что внешняя политика этих государств зависит от ряда факторов – влияния США на политическую элиту страны, отношений с соседями, с Россией, от других текущих проблем. Мы видим на примере Польши и Украины, что при смене руководства страны может меняться и характер внешней политики по отношению к России, но это ни в коей мере не означает, что эти государства через некоторое время не вернутся снова в орбиту евроатлантизма.
Попытки подключить Россию к планам НАТО, в частности в Афганистане, – это часть политики евроатлантизма. Особую роль здесь играет Германия. 8 марта 2010 г. в еженедельнике Der Spiegel появилась письмо, подписанное четырьмя высокопоставленными чиновниками бундесвера, которые впервые выдвинули предложение об интеграции России в НАТО. Это – Фолькер Рухе, бывший министр обороны (1992-1998 гг.); генерал в отставке и бывший председатель Военного комитета НАТО Клаус Науманн; бывший начальник отдела планирования в министерстве обороны вице-адмирал Ульрих Вайссер и Франк Эльбе, бывший посол Германии в Польше. Характерно, что в «письме четырёх» говорилось о «единых корнях» европейской христианской цивилизации и жестко критиковалась исламская культура.
Сейчас в НАТО завершена разработка проекта STRATCON2010, который будет представлен на саммите НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября. Уже известно, что новая стратегическая концепция расширяет сферу ответственности Альянса на всю планету, утверждая, что НАТО – это «краеугольный камень стабильности не только для евроатлантического сообщества, но и для всего остального мира».
Остаётся добавить, что 26 марта 2010 г. в Брюсселе прозвучала известная речь главы Еврокомиссии Ж. Баррозу «Новый атлантизм для XXI столетия». Баррозу отметил, что ЕС удовлетворен развитием сотрудничества с США, но «в мире новых угроз и новых изменений с более сбалансированным распределением глобальной власти необходимо более динамичное партнерство по обе стороны Атлантики». Исходя из этого, Баррозу прямо указал на необходимость борьбы с политикой многополярности, отметив, что Европа и США – двигатели глобализации и им надлежит действовать «трансатлантически».