19 ноября 2010 г. завершилось внеочередное заседание Архиерейского собора СПЦ. Собор принял несколько решений с далеко идущими не только религиозными, но и политическими последствиями: о формировании Крушевацкой и разделе самой большой Белградско-Карловацкой епархий; о новом способе организации церкви в Южной Америке, о формировании комитета для подготовки празднования годовщины заключения Миланского эдикта в 2013 г.; о лишении епископского сана владыки Рашско-Призренского Артемия.
Вместо канонического, здравствующего епископа Рашско-Призренского Артемия главой епархии назначен прежний епископ Липлянский Теодосий (Шибалич). Решение идёт вразрез с канонами, Уставом СПЦ и церковным правом, запрещающими наряду со здравствующим епископом назначать на этот пост другое лицо. Однако глава СПЦ решился на этот шаг, провоцируя тем самым тяжелейшее по своим историческим последствиям явление - раскол Сербской Православной Церкви.
Епископ Артемий был вместе со своей паствой в самые суровые годы испытаний – военной агрессии НАТО, изгнания и погромов сербов в Косове и Метохии, разрушения православных святынь и, наконец, провозглашения независимости Косова. Его борьба за православие, православные святыни, сербский народ, а также против отторжения Косова от Сербии широко известны всему миру от Америки до Австралии.
После антисербских погромов 2004 года епископ Артемий выдвинул обвинения против четырёх государств-членов НАТО, ответственных за разрушение косовских православных святынь, заявив, что те, кто их разрушал, не могут их восстанавливать (как это значилось в Меморандуме об обновлении разрушенных святынь Совета Европы).
В речи, произнесённой 12 февраля 2008 г., за несколько дней до провозглашения независимости Косова, владыка Артемий предупреждал, что Балканы, Европа и мир в целом столкнулись с агрессивной методикой создания на территории независимого, суверенного государства – Сербии - «джихадско-терористической захватнической администрации в Приштине». Воля к сопротивлению сербского народа настолько подавлена, отмечал епископ, что апологеты антисербской политики уверены: свои цели они выполнят, сербы сникнут и не окажут никакого сопротивления, несмотря ни на какие действия противника.
Позиция владыки заключалась том, что нельзя допускать нападки на веру, государство и народ, кризис правительства не должен парализовать способности сербов противостоять намерениям противников, сербы не должны стать легкой добычей или они будут прокляты последующими поколениями. Епископ призывал «привести в порядок народный дом» и убеждал, что нелегальная оккупация части сербского святого Отечества, точнее, безбожная агрессия, в конечном итоге победить не может. Мир и безопасность, полагает владыка Артемий, могут принести только принципы права, морали и мирного сосуществования. В результате оккупации, предупреждал он, сербскому народу придётся вытерпеть еще очень много боли.
Накануне провозглашения независимости Косова владыка Артемий, антиканонически лишённый ныне епископского сана, был единственным, кто призвал принять государственные меры по защите территориальной целостности и суверенитета Сербии – прекратить межпартийные распри и сформировать правительство национального спасения; не подписывать никакие соглашения ни с организациями, ни со странами, угрожающими суверенитету Сербии; отправить для защиты сербских структур управления, православных святынь и православного населения, в соответствии с сербской Конституцией, Уставом ООН, Заключительным Хельсинским актом и Резолюцией СБ ООН 1244 армейские и полицейские подразделения; обратиться за помощью к России; пригласить наблюдателей из дружественных стран для фиксирования случаев диверсионно-террористических атак со стороны нелегальных формирований с целью воспрепятствовать законной обороне; мобилизовать все общественные силы Сербии для противодействия какому бы то ни было насилию (1).
Владыка Артемий был всегда на передовом крае защиты Косова и Метохии, именно он воспротивился приезду вице-президента США Дж.Байдена в монастырь Високи Дечаны, что стало бы верхом цинизма в отношении сербов.
Заметим к этому, что владыка всегда выступал и выступает непримиримым противником новшеств в богослужении, а также экуменизма, папизма и глобализма.
Давление на епископа Артемия прошло несколько этапов: в мае 2010 г. он был отстранен от служения под предлогом «выхода на пенсию» - после 33-летнего служения в Косово и Метохии (13 лет в качестве игумена монастыря Црна река, год как профессор в Призрене и 19 лет – как владыка Рашско-Призренский). Затем против владыки была организовала многомесячная кампания в СМИ, наполненная ложью и клеветой, прежде всего в финансовых злоупотреблениях. Церковные власти, со своей стороны, игнорировали все народные петиции и протесты в защиту Артемия, против экуменизма и визита папы, называя протестующих «хулиганами и мафией». Наконец, в ноябре 2010 г. последовало лишение владыки сана.
Эта мера заявляет курс нового руководства СПЦ на оказание поддержки нынешним властям Сербии по «мягкому признанию» независимости Косова. С лишением сана епископа Артемия подрывается последняя духовная опора защитников сербского населения и православных святынь Косова и Метохии. Трио Вашингтон – Брюссель - режим Тадича и идущее у него на поводу новое руководство СПЦ сметают с пути и владыку Артемия как знамя борьбы за идеалы сербского народа, и сам вопрос о Косове и Метохии как неотъемлемой части Сербии.
______________________________________
(1) Конференцију за новинаре Епархије Рашко-призренске, 12. фебруар 2008 // Ресурс доступа http://www.svetigora.com/node/3199