Северо-Западный Кавказ и Олимпиада-2014 как объект информационной войны

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Эпоха постмодерна, в которую вступил наш противоречивый мир, сохраняя прежние инструменты ведения обычных (военные операции) и экономических войн, все в большей степени делает упор на информационные войны. Их особенностью является то, что они ведутся глобально и тотально – против врагов, нейтралов и союзников, во времена войны и мира. Приз в этой непрекращающейся борьбе – мировое господство, которое американцами в последние годы именуется «глобальным лидерством».

Характерными чертами обновленной в марте 2006 г. Стратегии национальной безопасности США являются усиление гегемонистских тенденций и «идеологизация» внешней политики Соединенных Штатов. Главным критерием отношения Америки к зарубежным государствам стало «поведение» той или иной страны с точки зрения его соответствия или несоответствия американскому пониманию демократии и задачам борьбы с «общемировым злом, включая неугодные режимы».

Сущность глобальной экспансии, осуществляемой Соединёнными Штатами, заключается в том, что Вашингтон оправдывает необходимостью обеспечивать безопасность США, их союзников и партнеров прямое или скрытое вторжение в важнейшие сферы жизнедеятельности суверенных государств, попирая международные принципы суверенитета и независимости стран – членов ООН. Практически все стратегически значимые районы мира объявлены зонами жизненных интересов «глобальной сверхдержавы». Один из таких районов - Кавказ.

Американский геополитический мегапроект на Кавказе (Северном и Южном) реализуется не только путем укрепления здесь геостратегических и геоэкономических позиций США, но и путем осуществляемых Вашингтоном манипуляций другими участниками геополитической игры в регионе. Непосредственное военное сотрудничество развивается с Грузией, Азербайджаном. В этих странах создаются условия для размещения там американских военных баз. На севере и юге Азербайджана уже действуют две американские РЛС, подготовлено несколько аэродромов для использования их в интересах военно-воздушных сил США. Еще масштабнее такого рода деятельность в Грузии. Целенаправленно реализуются геоэкономические проекты, призванные экономическими средствами выдавить из региона Россию. Имеются в виду, прежде всего, ввод в эксплуатацию основного экспортного трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан, лоббирование NABUCCO и др.

Кроме усилий в духе классической геополитики (военные аспекты) и новой геополитики (экономические проекты), американцами, как уже сказано, используются наработки в области новейшей геополитики (геополитики информационной эпохи, или геополитики постмодерна). Американская «мягкая сила» успешно специализируется на организации «цветных революций», сетей любых форм диссидентства и псевдооппозиции, от ваххабизма до анархизма. На Кавказе действуют сотни, а может, и тысячи неправительственных организаций, фондов, центров и других структур, финансируемых и поддерживаемых с Запада. Все эти структуры являются средствами осуществления сетецентричных операций (сетевых войн), частным видом которых выступают «цветные революции» (государственные перевороты).

Для ведения информационных и сетевых войн, планируемых в рамках американоцентричной стратегии глобализации, нужны информационные поводы – реальные или сконструированные. Одним из таких поводов для Северо-Западного Кавказа является Олимпиада, которая должна пройти в 2014 г. на территории Сочи и Красной Поляны. Близится время, когда мировые СМИ наперебой заговорят о событиях полуторавековой давности - о Кавказской войне 1818-1864 гг. В Великобритании и США уже вынесено на широкое обсуждение в научном сообществе предложение «выкроить» из территории России адыгское государство.

***

Американский Джеймстаунский фонд, имеющий тесные связи с правительством США, а также с ЦРУ, одним из основных направлений своей деятельности избрал критику российской политики на Северном Кавказе. На конференции 21 мая 2007 г., организованной в Вашингтоне Джеймстаунским фондом, было поддержано широкое обсуждение идеи создания самостоятельного адыгского государства, объединяющего республики Российской Федерации - Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и т.н. «причерноморскую Шапсугию».

Та же мысль получила развитие на конференции, прошедшей 8 апреля 2009 г. в Гарвардском университете (США), где подчеркивалось, что реализация проекта Черкесской республики позволит черкесам добиться независимости от России. Аналогичный тезис прозвучал на ежегодной конференции в Колумбийском университете (США) в апреле 2009 г., где некоторые представители зарубежных адыгских диаспор выдвинули предложение сформировать «правительство Черкесии в изгнании», с представительством в штаб-квартире ЕС, а также в США и Турции.

Эти идеи находят полное понимание среди части националистически настроенных адыгских элит, активно продвигающих проект «Черкесской республики». Ратуя за восстановление «исторической справедливости», отдельные активисты адыгских общественных организаций в последние годы настойчиво высказываются за образование нового моноэтничного субъекта Российской Федерации, объединяющего территории исторического проживания адыгов – Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. В частности, идея создания Черкесской (Адыгской) республики была оглашена на Чрезвычайном съезде черкесского народа КЧР 23 ноября 2008 г. в Черкесске. Год спустя она была включена в «Резолюцию Форума Черкесской (адыгской) молодежи», который 12 сентября 2009 г. прошел в Черкесске, а уже 5 ноября 2009 г. на сайте www.elot.ru было опубликовано обращение организации «Молодежное Адыгэ Хасэ КЧР» к руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкину и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.В. Устинову, в котором заявлялось о намерении поставить вопрос о самоопределении черкесского народа.

Как подчёркивают эти адыгские активисты, необходимо, чтобы Российская Федерация признала факт «геноцида» адыгского народа, который якобы имел место во время Кавказской войны XIX века. В последние годы это требование звучит всё громче. Так, Движение «Черкесский конгресс» дважды (01.07.2005 г. и 24.10.2005 г.) обращалось в Государственную Думу Российской Федерации с требованием признать геноцид адыгского народа. 11 октября 2006 г. адыгские организации девяти стран (России, Турции, Израиля, Иордании, США, Бельгии, Канады, Германии, Сирии) обратились к президенту Европарламента Д.Фонтеллесу с просьбой признать геноцид адыгского народа. С российской стороны это обращение поддержали «Черкесский конгресс» (Адыгея), «Черкесский конгресс» (Карачаево-Черкесия) и «Кабардинский конгресс» (Кабардино-Балкария). 18 мая 2009 г. на сайте www.elot.ru было размещено обращение руководителей «Адыгэ Хасэ» РА, КЧР, КБР и шапсугов к президенту Российской Федерации, в котором содержится призыв к народам Северного Кавказа выступить со специальным заявлением по случаю 135-летия завершения Кавказской войны и дать «соответствующую оценку чудовищному преступлению царского самодержавия».

Решение Международного Олимпийского комитета (МОК) о проведении Олимпиады 2014 в Сочи стало очередным поводом для нападок на Российскую Федерацию. В марте 2010 г. Джеймстаунский фонд обратился в МОК с просьбой не проводить Олимпиаду в Сочи, мотивируя это тем, что неправильно проводить Игры на месте трагических событий Кавказской войны XIX века. Уже организована специальная группа под названием «NoSochi 2014», объединяющая ряд черкесских общественных организаций и требующая от МОК переноса Игр.

Как считает бывший посол США в НАТО Курт Волкер (The Washington Post, 25.10.2010), Олимпийские игры 2014 года в Сочи может бойкотировать большинство западных стран. По его мнению, присутствие на играх властей Абхазии и Южной Осетии, которые «намерены позиционировать себя наравне с лидерами других стран, делает Олимпиаду политически спорным мероприятием».

Главным вдохновителем бойкота Олимпийских игр на региональном уровне выступает Грузия. В конце 2009 года в грузинском парламенте была создана специальная группа, в задачу которой входит планирование и организация акций, направленных на дискредитацию России как страны проведения зимней Олимпиады. Режим Саакашвили и его западные покровители пытаются одновременно раскрутить тему «геноцида черкесов» в Кавказской войне и скомпрометировать внешнюю политику России в отношении Абхазии и Южной Осетии, продолжая именовать их «оккупированными территориями». 21 марта 2010 г. в Тбилиси на конференции «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», организованной всё тем же Джеймстаунским фондом вместе с Международной школой изучения Кавказа при Тбилисском государственном университете, была принята резолюция, направленная в парламент Грузии, с просьбой признать геноцид черкесского народа Российской империей в XIX веке. Отсюда вывод: следует отказаться от проведения Олимпийских игр на территории, население которой подверглось «геноциду».

Совершенно очевидно, что провокационные действия грузинских властей и поддерживающих их сил противоречат решениям Международного Олимпийского Комитета (МОК) о «Поощрении и укреплении культуры, основанной на духе олимпийского перемирия». Именно в целях защиты олимпийского движения от рецидивов прошлого в Олимпийскую Хартию были внесены статьи об обязанности национальных олимпийских комитетов участвовать в Играх. Страну, объявившую бойкот Олимпиады, ждут серьезные санкции – вплоть до исключения из международного движения.

Надо заметить, что Грузия – единственная стремящаяся «в Европу» страна, уже использовавшая Олимпийские игры для прикрытия своих агрессивных действий: именно в день открытия Олимпиады в Пекине 8 августа 2008 года грузинские войска начали наступление на Цхинвал и планировали нападение на Абхазию – несмотря на то, что в преддверии Пекинской Олимпиады Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую к повсеместному прекращению боевых действий на время проведения Олимпийских игр.

Олимпиада в Сочи очень важна для всех кавказских государств и народов Кавказа, в том числе и для грузин. Она оздоровит социально-экономическую ситуацию в регионе, создаст новые рабочие места, стимулирует туристический и оздоровительно-рекреационный сектор. Поддержка же инициативы Тбилиси по бойкоту Олимпийских игр повлечёт новое осложнение ситуации на Кавказе, внесёт раскол в международную спортивную деятельность, подвергнет риску отношения с Российской Федерацией.

Проамериканский режим Саакашвили и ряд адыгских общественных деятелей, в целях привлечения внимания мировой общественности, поддерживают идею организации в 2012 г., после летних Олимпийских игр в Лондоне, Всемирных летних черкесских олимпийских игр доброй воли (т.н. «черкесиады»). 18 мая 2009 г. в упоминавшемся выше обращении руководителей «Адыгэ Хасэ» и шапсугов к Д.Медведеву отмечалось, что Олимпиада в Сочи пройдет в год 150-летия окончания войны на Красной Поляне, где 21 мая 1864 г. «царскими войсками был проведен печально известный в адыгском мире «парад победы»» (1). Осман Мазукабзов, генеральный директор KavkazWeb.net и Adyga.org, подчеркнул, что «сайт Adyga.org начал сбор подписей в поддержку обращения в МОК, в котором черкесы заявляют о необходимости вовлечения черкесов в процесс планирования и проведения игр.… Вместо призывов к свержению власти, отделению от России и других экстремистских заявлений, обращение в МОК содержит конкретные и справедливые требования по включению черкесов в процесс планирования и проведения Олимпиады». И далее у Мазукабзова: «В ближайшем будущем американские парламентарии одобрят резолюцию по признанию армянского геноцида. Даже Россия признала этот геноцид. Так что все возможно…» (2)

Правда, большинство адыгских организаций и авторитетных общественных деятелей выступают с более умеренных позиций. 27 февраля 2010 г. на заседании Международной Черкесской Ассоциации (МЧА), на котором присутствовали делегации из адыгских диаспор США, Европы, Сирии, Иордании и Турции, было принято обращение к президенту России Д. Медведеву, в котором говорится, что оргкомитет Олимпиады в Сочи «игнорирует историю и культуру коренного населения Причерноморья – черкесов (адыгов)». МЧА намерена просить Д.Медведева строить освещение предстоящей Олимпиады «с учетом истории и культуры адыгского этноса» (3).

Государственный Совет – Хасэ Адыгеи (парламент Республики Адыгея) также не обошел вниманием проблему, приняв в конце марта 2010 г. обращение к Олимпийскому комитету России и к Комитету XXII Олимпийских и Параолимпийских игр по участию черкесов в организационных и культурных мероприятиях Олимпиады 2014. В нем, в частности, сообщается, что, «к сожалению, при подготовке Олимпиады – 2014 государственные и общественные структуры полностью игнорируют историю и культуру черкесов (адыгов)». «Мы убеждены, что включение адыгских мотивов в комплекс олимпийских мероприятий, проявление внимания к истории и культуре коренного населения Причерноморья – черкесов (адыгов) окажет положительное воздействие на атмосферу проведения игр… станет восприниматься массовым сознанием российских и зарубежных черкесов, как уважение к их национальным чувствам и проявление доброй воли… Предлагаем в информационной и культурной программе предстоящей Олимпиады в полной мере учесть историю и культуру черкесского (адыгского) этноса как коренного народа Российского Причерноморья. Мы, депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, просим Вас рассмотреть возможность решения указанного вопроса, имеющего важное общественно-политическое значение, в полной мере соответствующего государственным интересам России» (4). Что ж, звучит вполне приемлемо.

Пока же властями принято решение о том, что в центре Майкопа (столица Адыгеи) построят мемориал «Памяти и Единения», посвященный жертвам Кавказской войны (5). Других официальных инициатив не фиксируется, хотя поступают разумные предложения. Например, еще в 2007 г. было предложено «подвести черту» под Кавказской войной и по примеру многих европейских стран «установить на территории Красной Поляны памятник адыгам и российским воинам», сложившим головы в той войне. Этот символический акт, как полагает автор данного предложения, «будет положительно встречен общественным мнением на Кавказе…» (6).

Итак, проблема «Сочи-2014 и адыги» существует. Она имеет и внутриполитическое, и внешнеполитическое измерение. На проблеме паразитируют геополитические противники России, и уже развернувшаяся информационная война по мере приближения Олимпийских игр  будет шириться, втягивая в свой водоворот всё новые силы.

В этих условиях негативному информационному валу следует противопоставить российские информационные возможности. Для эффективной защиты интересов РФ на Кавказе необходимо, в первую очередь, противодействовать главному игроку «Большой игры» - Соединённым Штатам, предусматривать его очередные ходы, уделять самое серьёзное внимание мерам по недопущению и профилактике межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Ведь потенциально существующие зоны конфликтов и линии разломов активируются не сами по себе, а в ходе продуманных и просчитанных геополитических операций главного на сегодняшний день участника всей кавказской геополитики – США.

Если в подходе к проблеме «Сочи-2014 и адыги» российские власти предпочтут выжидание, Россия будет вынуждена отступать, постепенно сдавая один рубеж за другим. Единственный способ выиграть – занять активную позицию в «Большой игре», понимая её правила, условия, смысл, последовательность взаимосвязанных ходов.

____________________________________ 

(1) www.elot.ru

(2) http:/www.KavkazWeb.net. 2010. – 9 марта.

(3) http://kavkaz.memo.ru

(4) http:/www.KavkazWeb.net. – 2010. – 31 марта.

(5) Интерфакс. – 2010. – 18 марта.

(6) Манкиев М. Не подведенные итоги Кавказской войны и Олимпиада 2014 в Сочи // http:/www.fondsk.ru