Эпоха постмодерна, в которую вступил наш противоречивый мир, сохраняя прежние инструменты ведения обычных (военные операции) и экономических войн, все в большей степени делает упор на информационные войны. Их особенностью является то, что они ведутся глобально и тотально – против врагов, нейтралов и союзников, во времена войны и мира. Приз в этой непрекращающейся борьбе – мировое господство, которое американцами в последние годы именуется «глобальным лидерством».
Характерными чертами обновленной в марте 2006 г. Стратегии национальной безопасности США являются усиление гегемонистских тенденций и «идеологизация» внешней политики Соединенных Штатов. Главным критерием отношения Америки к зарубежным государствам стало «поведение» той или иной страны с точки зрения его соответствия или несоответствия американскому пониманию демократии и задачам борьбы с «общемировым злом, включая неугодные режимы».
Сущность глобальной экспансии, осуществляемой Соединёнными Штатами, заключается в том, что Вашингтон оправдывает необходимостью обеспечивать безопасность США, их союзников и партнеров прямое или скрытое вторжение в важнейшие сферы жизнедеятельности суверенных государств, попирая международные принципы суверенитета и независимости стран – членов ООН. Практически все стратегически значимые районы мира объявлены зонами жизненных интересов «глобальной сверхдержавы». Один из таких районов - Кавказ.
Американский геополитический мегапроект на Кавказе (Северном и Южном) реализуется не только путем укрепления здесь геостратегических и геоэкономических позиций США, но и путем осуществляемых Вашингтоном манипуляций другими участниками геополитической игры в регионе. Непосредственное военное сотрудничество развивается с Грузией, Азербайджаном. В этих странах создаются условия для размещения там американских военных баз. На севере и юге Азербайджана уже действуют две американские РЛС, подготовлено несколько аэродромов для использования их в интересах военно-воздушных сил США. Еще масштабнее такого рода деятельность в Грузии. Целенаправленно реализуются геоэкономические проекты, призванные экономическими средствами выдавить из региона Россию. Имеются в виду, прежде всего, ввод в эксплуатацию основного экспортного трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан, лоббирование NABUCCO и др.
Кроме усилий в духе классической геополитики (военные аспекты) и новой геополитики (экономические проекты), американцами, как уже сказано, используются наработки в области новейшей геополитики (геополитики информационной эпохи, или геополитики постмодерна). Американская «мягкая сила» успешно специализируется на организации «цветных революций», сетей любых форм диссидентства и псевдооппозиции, от ваххабизма до анархизма. На Кавказе действуют сотни, а может, и тысячи неправительственных организаций, фондов, центров и других структур, финансируемых и поддерживаемых с Запада. Все эти структуры являются средствами осуществления сетецентричных операций (сетевых войн), частным видом которых выступают «цветные революции» (государственные перевороты).
Для ведения информационных и сетевых войн, планируемых в рамках американоцентричной стратегии глобализации, нужны информационные поводы – реальные или сконструированные. Одним из таких поводов для Северо-Западного Кавказа является Олимпиада, которая должна пройти в 2014 г. на территории Сочи и Красной Поляны. Близится время, когда мировые СМИ наперебой заговорят о событиях полуторавековой давности - о Кавказской войне 1818-1864 гг. В Великобритании и США уже вынесено на широкое обсуждение в научном сообществе предложение «выкроить» из территории России адыгское государство.
***
Американский Джеймстаунский фонд, имеющий тесные связи с правительством США, а также с ЦРУ, одним из основных направлений своей деятельности избрал критику российской политики на Северном Кавказе. На конференции 21 мая 2007 г., организованной в Вашингтоне Джеймстаунским фондом, было поддержано широкое обсуждение идеи создания самостоятельного адыгского государства, объединяющего республики Российской Федерации - Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и т.н. «причерноморскую Шапсугию».
Та же мысль получила развитие на конференции, прошедшей 8 апреля 2009 г. в Гарвардском университете (США), где подчеркивалось, что реализация проекта Черкесской республики позволит черкесам добиться независимости от России. Аналогичный тезис прозвучал на ежегодной конференции в Колумбийском университете (США) в апреле 2009 г., где некоторые представители зарубежных адыгских диаспор выдвинули предложение сформировать «правительство Черкесии в изгнании», с представительством в штаб-квартире ЕС, а также в США и Турции.
Эти идеи находят полное понимание среди части националистически настроенных адыгских элит, активно продвигающих проект «Черкесской республики». Ратуя за восстановление «исторической справедливости», отдельные активисты адыгских общественных организаций в последние годы настойчиво высказываются за образование нового моноэтничного субъекта Российской Федерации, объединяющего территории исторического проживания адыгов – Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. В частности, идея создания Черкесской (Адыгской) республики была оглашена на Чрезвычайном съезде черкесского народа КЧР 23 ноября 2008 г. в Черкесске. Год спустя она была включена в «Резолюцию Форума Черкесской (адыгской) молодежи», который 12 сентября 2009 г. прошел в Черкесске, а уже 5 ноября 2009 г. на сайте www.elot.ru было опубликовано обращение организации «Молодежное Адыгэ Хасэ КЧР» к руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкину и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.В. Устинову, в котором заявлялось о намерении поставить вопрос о самоопределении черкесского народа.
Как подчёркивают эти адыгские активисты, необходимо, чтобы Российская Федерация признала факт «геноцида» адыгского народа, который якобы имел место во время Кавказской войны XIX века. В последние годы это требование звучит всё громче. Так, Движение «Черкесский конгресс» дважды (01.07.2005 г. и 24.10.2005 г.) обращалось в Государственную Думу Российской Федерации с требованием признать геноцид адыгского народа. 11 октября 2006 г. адыгские организации девяти стран (России, Турции, Израиля, Иордании, США, Бельгии, Канады, Германии, Сирии) обратились к президенту Европарламента Д.Фонтеллесу с просьбой признать геноцид адыгского народа. С российской стороны это обращение поддержали «Черкесский конгресс» (Адыгея), «Черкесский конгресс» (Карачаево-Черкесия) и «Кабардинский конгресс» (Кабардино-Балкария). 18 мая 2009 г. на сайте www.elot.ru было размещено обращение руководителей «Адыгэ Хасэ» РА, КЧР, КБР и шапсугов к президенту Российской Федерации, в котором содержится призыв к народам Северного Кавказа выступить со специальным заявлением по случаю 135-летия завершения Кавказской войны и дать «соответствующую оценку чудовищному преступлению царского самодержавия».
Решение Международного Олимпийского комитета (МОК) о проведении Олимпиады 2014 в Сочи стало очередным поводом для нападок на Российскую Федерацию. В марте 2010 г. Джеймстаунский фонд обратился в МОК с просьбой не проводить Олимпиаду в Сочи, мотивируя это тем, что неправильно проводить Игры на месте трагических событий Кавказской войны XIX века. Уже организована специальная группа под названием «NoSochi 2014», объединяющая ряд черкесских общественных организаций и требующая от МОК переноса Игр.
Как считает бывший посол США в НАТО Курт Волкер (The Washington Post, 25.10.2010), Олимпийские игры 2014 года в Сочи может бойкотировать большинство западных стран. По его мнению, присутствие на играх властей Абхазии и Южной Осетии, которые «намерены позиционировать себя наравне с лидерами других стран, делает Олимпиаду политически спорным мероприятием».
Главным вдохновителем бойкота Олимпийских игр на региональном уровне выступает Грузия. В конце 2009 года в грузинском парламенте была создана специальная группа, в задачу которой входит планирование и организация акций, направленных на дискредитацию России как страны проведения зимней Олимпиады. Режим Саакашвили и его западные покровители пытаются одновременно раскрутить тему «геноцида черкесов» в Кавказской войне и скомпрометировать внешнюю политику России в отношении Абхазии и Южной Осетии, продолжая именовать их «оккупированными территориями». 21 марта 2010 г. в Тбилиси на конференции «Сокрытые нации, длящиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим», организованной всё тем же Джеймстаунским фондом вместе с Международной школой изучения Кавказа при Тбилисском государственном университете, была принята резолюция, направленная в парламент Грузии, с просьбой признать геноцид черкесского народа Российской империей в XIX веке. Отсюда вывод: следует отказаться от проведения Олимпийских игр на территории, население которой подверглось «геноциду».
Совершенно очевидно, что провокационные действия грузинских властей и поддерживающих их сил противоречат решениям Международного Олимпийского Комитета (МОК) о «Поощрении и укреплении культуры, основанной на духе олимпийского перемирия». Именно в целях защиты олимпийского движения от рецидивов прошлого в Олимпийскую Хартию были внесены статьи об обязанности национальных олимпийских комитетов участвовать в Играх. Страну, объявившую бойкот Олимпиады, ждут серьезные санкции – вплоть до исключения из международного движения.
Надо заметить, что Грузия – единственная стремящаяся «в Европу» страна, уже использовавшая Олимпийские игры для прикрытия своих агрессивных действий: именно в день открытия Олимпиады в Пекине 8 августа 2008 года грузинские войска начали наступление на Цхинвал и планировали нападение на Абхазию – несмотря на то, что в преддверии Пекинской Олимпиады Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую к повсеместному прекращению боевых действий на время проведения Олимпийских игр.
Олимпиада в Сочи очень важна для всех кавказских государств и народов Кавказа, в том числе и для грузин. Она оздоровит социально-экономическую ситуацию в регионе, создаст новые рабочие места, стимулирует туристический и оздоровительно-рекреационный сектор. Поддержка же инициативы Тбилиси по бойкоту Олимпийских игр повлечёт новое осложнение ситуации на Кавказе, внесёт раскол в международную спортивную деятельность, подвергнет риску отношения с Российской Федерацией.
Проамериканский режим Саакашвили и ряд адыгских общественных деятелей, в целях привлечения внимания мировой общественности, поддерживают идею организации в 2012 г., после летних Олимпийских игр в Лондоне, Всемирных летних черкесских олимпийских игр доброй воли (т.н. «черкесиады»). 18 мая 2009 г. в упоминавшемся выше обращении руководителей «Адыгэ Хасэ» и шапсугов к Д.Медведеву отмечалось, что Олимпиада в Сочи пройдет в год 150-летия окончания войны на Красной Поляне, где 21 мая 1864 г. «царскими войсками был проведен печально известный в адыгском мире «парад победы»» (1). Осман Мазукабзов, генеральный директор KavkazWeb.net и Adyga.org, подчеркнул, что «сайт Adyga.org начал сбор подписей в поддержку обращения в МОК, в котором черкесы заявляют о необходимости вовлечения черкесов в процесс планирования и проведения игр.… Вместо призывов к свержению власти, отделению от России и других экстремистских заявлений, обращение в МОК содержит конкретные и справедливые требования по включению черкесов в процесс планирования и проведения Олимпиады». И далее у Мазукабзова: «В ближайшем будущем американские парламентарии одобрят резолюцию по признанию армянского геноцида. Даже Россия признала этот геноцид. Так что все возможно…» (2)
Правда, большинство адыгских организаций и авторитетных общественных деятелей выступают с более умеренных позиций. 27 февраля 2010 г. на заседании Международной Черкесской Ассоциации (МЧА), на котором присутствовали делегации из адыгских диаспор США, Европы, Сирии, Иордании и Турции, было принято обращение к президенту России Д. Медведеву, в котором говорится, что оргкомитет Олимпиады в Сочи «игнорирует историю и культуру коренного населения Причерноморья – черкесов (адыгов)». МЧА намерена просить Д.Медведева строить освещение предстоящей Олимпиады «с учетом истории и культуры адыгского этноса» (3).
Государственный Совет – Хасэ Адыгеи (парламент Республики Адыгея) также не обошел вниманием проблему, приняв в конце марта 2010 г. обращение к Олимпийскому комитету России и к Комитету XXII Олимпийских и Параолимпийских игр по участию черкесов в организационных и культурных мероприятиях Олимпиады 2014. В нем, в частности, сообщается, что, «к сожалению, при подготовке Олимпиады – 2014 государственные и общественные структуры полностью игнорируют историю и культуру черкесов (адыгов)». «Мы убеждены, что включение адыгских мотивов в комплекс олимпийских мероприятий, проявление внимания к истории и культуре коренного населения Причерноморья – черкесов (адыгов) окажет положительное воздействие на атмосферу проведения игр… станет восприниматься массовым сознанием российских и зарубежных черкесов, как уважение к их национальным чувствам и проявление доброй воли… Предлагаем в информационной и культурной программе предстоящей Олимпиады в полной мере учесть историю и культуру черкесского (адыгского) этноса как коренного народа Российского Причерноморья. Мы, депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, просим Вас рассмотреть возможность решения указанного вопроса, имеющего важное общественно-политическое значение, в полной мере соответствующего государственным интересам России» (4). Что ж, звучит вполне приемлемо.
Пока же властями принято решение о том, что в центре Майкопа (столица Адыгеи) построят мемориал «Памяти и Единения», посвященный жертвам Кавказской войны (5). Других официальных инициатив не фиксируется, хотя поступают разумные предложения. Например, еще в 2007 г. было предложено «подвести черту» под Кавказской войной и по примеру многих европейских стран «установить на территории Красной Поляны памятник адыгам и российским воинам», сложившим головы в той войне. Этот символический акт, как полагает автор данного предложения, «будет положительно встречен общественным мнением на Кавказе…» (6).
Итак, проблема «Сочи-2014 и адыги» существует. Она имеет и внутриполитическое, и внешнеполитическое измерение. На проблеме паразитируют геополитические противники России, и уже развернувшаяся информационная война по мере приближения Олимпийских игр будет шириться, втягивая в свой водоворот всё новые силы.
В этих условиях негативному информационному валу следует противопоставить российские информационные возможности. Для эффективной защиты интересов РФ на Кавказе необходимо, в первую очередь, противодействовать главному игроку «Большой игры» - Соединённым Штатам, предусматривать его очередные ходы, уделять самое серьёзное внимание мерам по недопущению и профилактике межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Ведь потенциально существующие зоны конфликтов и линии разломов активируются не сами по себе, а в ходе продуманных и просчитанных геополитических операций главного на сегодняшний день участника всей кавказской геополитики – США.
Если в подходе к проблеме «Сочи-2014 и адыги» российские власти предпочтут выжидание, Россия будет вынуждена отступать, постепенно сдавая один рубеж за другим. Единственный способ выиграть – занять активную позицию в «Большой игре», понимая её правила, условия, смысл, последовательность взаимосвязанных ходов.
____________________________________
(1) www.elot.ru
(2) http:/www.KavkazWeb.net. 2010. – 9 марта.
(4) http:/www.KavkazWeb.net. – 2010. – 31 марта.
(5) Интерфакс. – 2010. – 18 марта.
(6) Манкиев М. Не подведенные итоги Кавказской войны и Олимпиада 2014 в Сочи // http:/www.fondsk.ru