Молдова: новая «фокусная точка» отношений Восток - Запад

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось.

Евангелие от Луки, 2,15

«Ментальные карты» в мифологии Европы

Современные люди точно так же, как и много лет тому назад, живут в мире образов и мифических схем, редко задумываясь над их происхождением, развитием и увяданием. Современная геополитическая мифология Западной Европы и Евразии - яркое тому подтверждение. А ведь не проникнув в генезис этих «сакральных» паневропейских мифов, трудно избавиться от их цепких и тормозящих прогресс массового сознания объятий, от их удручающего воздействия на нашу политическую и социокультурную реальность.

Сам термин «Восточная Европа» был изобретён ещё в эпоху Просвещения в «цивилизованной Европе» для обозначения некоего «сумеречного края варваров», в полном соответствии со средневековым образом загадочной «Тартарии». В противовес учёным Западной Европы русские учёные-эмигранты в первой половине ХХ века сотворили термин «Евразия» для обозначения историко-географического образа России и связанных с нею общей судьбой народов. Гениальный Дмитрий Иванович Менделеев, создатель бессмертной таблицы элементов и не менее бессмертного рецепта русской водки, в конце ХIX века писал на ещё более образном языке о том, что русские оказались «между молотом Запада и наковальней Востока». Все эти образы прижились и, в конце концов, под термином «Запад» установилось понимание всего западноевропейского и североамериканского социокультурного ареала, а под термином «Восток» - России и прилежащих к ней стран бывшего социалистического лагеря.

Заметим, что когда Сталин и Черчилль (при благословении Рузвельта) «делили карту» послевоенной Европы, для западноевропейских и американских политиков такой «раздел» геополитических зон с точки зрения их социокультурной традиции и историко-географической мифологии представлялся совершенно естественным и оправданным. Однако для диссидентов из Чехословакии, Польши, Венгрии и стран Прибалтики (Румыния - «особая статья») такой «раздел» со стороны западных политиков представлялся предательством.

Убеждённый русофоб Милан Кундера и ему подобные требовали признания для этих стран статуса «Центральной Европы», дабы «откреститься» от «мерзостной Тартарии». По этому поводу проницательный исследователь «ментальных карт» англичанин Л.Вульф писал: «Кундера, как и многие его братья-восточноевропейцы, стал жертвой геополитической истины, придуманной на Западе, а именно концепции разделения Европы на Восток и Запад».

Современный российский исследователь и мыслитель Сергей Кара-Мурза в своей интереснейшей книге «Демонтаж народа» пишет: «Эта идея питала русофобию влиятельных политиков этих стран, поскольку Россия и в прошлом, и в советское время считала, что все эти страны образуют вместе с нею Восточную Европу». Как видим, круг замкнулся: порождённая на западе европейского континента идея «Западной и Восточной Европы», укоренившись в «ментальной карте» европейцев, ударила бумерангом по их потомкам и по судьбам этого многострадального континента, способствовав в конечном итоге как минимум двум мировым войнам и одной «холодной», от удручающего наследия которой не получается избавиться до сих пор, несмотря на недавние «исторические» лиссабонские заявления.

Ученик великого Аристотеля Александр Македонский, великий объединитель тогдашнего «эллинистического Запада» и «варварского Востока», как-то заметил, что любая химера, поселившаяся в умах людей, со временем становится суровой реальностью. Нын, волею судеб и геополитической мифологии  небольшая  малоизвестная страна Молдова стала «фокусной точкой» европейского континента, превратившись в объект пристального внимания и жесткого, плохо скрытого противостояния между двумя геополитическими мировыми геополюсами - Западной Европой и Россией при мощном воздействии на идущие в Старом Свете процессы другого геополюса - США.С чего бы это?

Молдова: малоизвестный узел межцивилизационного обмена и общеевропейских проблем

Карпато-балканский регион ещё со времён развала Римской Империи и «великого переселения народов» до сих пор является местом незавершившегося этногенетического и государствообразующего процесса, «головной болью» европейских политиков, аналитиков и историографов.

В этом беспокойном регионе, находящемся на стыке трёх цивилизационных тектонических плит (западноевропейской, православной и азиатской), бывшем историческом ареале жестокого противоборства Австро-Венгерской, Российской и Османской империй, Молдове принадлежит особое место. В социокультурном смысле Молдова не просто «периферия» - это «периферия периферий», место, где сходятся латинский, славянский и тюркские миры, место, где присутствуют представители греческой, еврейской, армянской и цыганской культурной традиции, место, где волею исторических судеб продолжает бурлить «этногенетический гейзер» и стонет в родовых муках молдавский национальный проект.

Под словом «нация» здесь следует понимать многоэтничную и мультикультурную общность граждан Республики Молдова, чудом уцелевшего «осколка» древнего Молдавского княжества, запрутская часть которого навеки растворилась (после реализации Унии 1859 года) в недрах румынского национального проекта. Так тамошние молдаване стали «румынами», а стольный град Яссы - провинциальным местечком.

Однако именно благодаря канувшему в лету СССР – и Сталину! - в 1940 году была создана Молдавская ССР, правопреемницей которой и является ныне признанная на международном уровне государственность Республики Молдова. Другими словами, молдавская государственная и этническая традиция воскресли,  как Феникс из пепла,  благодаря России и неистребимому историческому самосознанию её народа. Древний молдавский государственный проект обрёл новое дыхание.

После развала Австро-Венгерской и Османской империй и великих потрясений в империи Российской в 1918 году Румыния «прихватила под шумок» ряд территорий, включая и так называемую «Бессарабию» (по 1940 год), немедленно объявив её «румынской землёй». Румынская историография и этнография, быстро забыв, что самим своим образованием новоиспечённое румынское государство с XIX века обязано той же России, взяли курс на неприкрытую русофобию, длящуюся по сей день. Более того, Молдова (650-летие которой праздновалось совсем недавно) была объявлена «сталинской химерой», а наши молдаване - «румынами».

И вот теперь часть нашей местной интеллигенции, напитавшись учебно-методическими мифологемами румынской историографии, дружно влилась в ряды либеральной и либерально-демократической партий и взялась с энтузиазмом «искоренять» символы молдавской государственности, молдавской идентичности и молдавского национального общегражданского проекта под неприкрытым руководством румынских советников и координаторов.

К этому разрушительному процессу насаждения румынской мифологии в умы молдавских граждан со всей мощью подключились государственные структуры Румынии во главе с её президентом Траяном Бэсеску. При молчаливом попустительстве чиновников из Евросоюза, сторонников «либерально-демократической доктрины», проводятся опаснейшие эксперименты, направленные на «демонтаж народа».

Глубоко осознав, что расшатывание основ молдавской государственности является сильнейшим подрывом интересов России в карпато-балканском регионе, Москва, наконец, отошла от контрпродуктивной политики экономических санкций (играющих на руку именно молдавским «либералам»-русофобам) и перешла к более решительным дипломатическим и политическим «траяновым» (см. имя президента Румынии) методам - поистине «клин клином вышибают»! Проснулась от летаргического сна и Украина, уступившая во времена нелёгкой памяти президентства Виктора Ющенко часть своей черноморской акватории (в окрестностях о. Змеиный) той же самой Румынии.

Так внешнее напряжение по «линии Запад - Восток» стало сочетаться с внутренними напряжениями в Молдове, сделав её «фокусной точкой» Европы, привлекшей (наконец-то!) должное внимание к её роли межцивилизационного узла серьёзных общеевропейских проблем.

«Либеральный Хэллоуин» в ночь на Рождество Христово

И вот тут-то и возникает ряд неизбежных риторических вопросов, требующих скорейшего осознания и разрешения.

 С одной стороны, в Лиссабоне Запад торжественно объявляет об окончании эпохи «холодной войны», а с другой стороны, пособничает укреплению русофобских настроений во временно ставшей «либерально-демократической» Молдове, помогает расшатыванию молдавской государственности в пользу румынских ирредентистов (сторонников воссоздания «Великой Румынии»).

Как это понимать?

С одной стороны, Россия готова участвовать в проекте «Меркель - Медведев» по справедливому разрешению приднестровского конфликта, а с другой стороны, российская дипломатия ничего не сделала для того, чтобы жители Приднестровья, как граждане Молдовы, приняли бы массовое и активное участие в общегосударственном избирательном процессе. Ведь ясно, как божий день, что прими население Приднестровья участие в общенациональных выборах 28 ноября, у нынешних «либерал-демократов» и «либералов» не было бы никаких шансов на мало-мальский успех. Вопрос: «ловят ли мышей» российские дипломаты, чья святая обязанность защищать геополитические интересы своего Отечества?

Конечно, эти вопросы - к западноевропейской и российской дипломатиям, вернее, к их чиновникам из непомерно разросшихся и посему малоэффективных дипломатических ведомств. Однако ведь и к существованию молдавской государственности они имеют самое непосредственное отношение. Посему и обращаемся к их разуму и здравому смыслу мы, граждане Молдовы, лица самого различного этнического и культурного происхождения.

Ныне молдавские патриотически настроенные политики вынуждены, «прячась по кустам» и используя информационную «дымовую завесу», вести интенсивные переговоры по созданию прогосударственной парламентской коалиции, дабы расчистить завалы для справедливого решения приднестровского вопроса в духе проекта «Меркель - Медведев». Почему «втихаря»? Потому  что обанкротившиеся «либералы» и «либерал-демократы» при уже явном пособничестве «еврочиновников» высокого ранга (зачастивших в последнее время в наши ранее забытые Богом края со всевозможными завиральными «проевропейскими» обещаниями и «приманками») уже вынашивают планы «уличных революций» при поддержке экстремистских организаций из-за реки по имени Прут.

И «либеральный Хэллоуин» в ночь на Рождество Христово в духе кошмарных событий 7-го апреля 2009-го уже, пока также «втихаря», обещается гражданам Молдовы по различным «слуховым» и медийным каналам. Зачем им решение приднестровского вопроса в духе наметившегося потепления между Востоком и Западом? «Либеральный Хэллоуин» продолжает копошиться в сугробах «холодной войны», «заботливо» стряхиваемых с кожуха Евросоюза в молдавскую «провинциальную глушь» стараниями многочисленных «еврочиновников», тогда как «либералы»-антигосударственники, окопавшиеся в Кишинёве, знай «гонят пургу», подобно ошалевшему чёрту из гоголевской «Ночи перед Рождеством». Однако уже 9 мая 2010 народ Молдовы ясно показал всем сомневающимся, что никому не позволит отнять у него историческую память и наследие Великой Победы.

Что будет с геополитическим вектором Молдовы, какой исторический и социокультурный путь ей уготован в наступающем 2011 году? Неужто незавидная роль звена в «санитарном кордоне» ЕС? Всё свидетельствует о том, что народ Молдовы и её наиболее патриотически настроенные элиты, наученные более чем годовой антинародной и антигосударственной политической «либеральной» вакханалией, готовы решительно отстоять своё историческое право на движение к новым западноевропейским и евразийским межцивилизационным проектам, которым в Молдове самое время и место.

Так ведь и сама «старушка Европа», столкнувшись с общемировым экономическим кризисом (кстати, следствием именно «либеральных» экономических доктрин), а также кризисом «несварения» новых членов ЕС, заметно «полевела». «Полевеет» и Парламент Республики Молдова, идя в ногу со временем. И никаким безмозглым «хэллоуиновским тыквам» не остановить прихода Рождества Христова в нашей стране, познавшей тяжкое бремя свободы.

Кишинёв - Бутучены, ноябрь 2010-го