Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось.
Евангелие от Луки, 2,15
«Ментальные карты» в мифологии Европы
Современные люди точно так же, как и много лет тому назад, живут в мире образов и мифических схем, редко задумываясь над их происхождением, развитием и увяданием. Современная геополитическая мифология Западной Европы и Евразии - яркое тому подтверждение. А ведь не проникнув в генезис этих «сакральных» паневропейских мифов, трудно избавиться от их цепких и тормозящих прогресс массового сознания объятий, от их удручающего воздействия на нашу политическую и социокультурную реальность.
Сам термин «Восточная Европа» был изобретён ещё в эпоху Просвещения в «цивилизованной Европе» для обозначения некоего «сумеречного края варваров», в полном соответствии со средневековым образом загадочной «Тартарии». В противовес учёным Западной Европы русские учёные-эмигранты в первой половине ХХ века сотворили термин «Евразия» для обозначения историко-географического образа России и связанных с нею общей судьбой народов. Гениальный Дмитрий Иванович Менделеев, создатель бессмертной таблицы элементов и не менее бессмертного рецепта русской водки, в конце ХIX века писал на ещё более образном языке о том, что русские оказались «между молотом Запада и наковальней Востока». Все эти образы прижились и, в конце концов, под термином «Запад» установилось понимание всего западноевропейского и североамериканского социокультурного ареала, а под термином «Восток» - России и прилежащих к ней стран бывшего социалистического лагеря.
Заметим, что когда Сталин и Черчилль (при благословении Рузвельта) «делили карту» послевоенной Европы, для западноевропейских и американских политиков такой «раздел» геополитических зон с точки зрения их социокультурной традиции и историко-географической мифологии представлялся совершенно естественным и оправданным. Однако для диссидентов из Чехословакии, Польши, Венгрии и стран Прибалтики (Румыния - «особая статья») такой «раздел» со стороны западных политиков представлялся предательством.
Убеждённый русофоб Милан Кундера и ему подобные требовали признания для этих стран статуса «Центральной Европы», дабы «откреститься» от «мерзостной Тартарии». По этому поводу проницательный исследователь «ментальных карт» англичанин Л.Вульф писал: «Кундера, как и многие его братья-восточноевропейцы, стал жертвой геополитической истины, придуманной на Западе, а именно концепции разделения Европы на Восток и Запад».
Современный российский исследователь и мыслитель Сергей Кара-Мурза в своей интереснейшей книге «Демонтаж народа» пишет: «Эта идея питала русофобию влиятельных политиков этих стран, поскольку Россия и в прошлом, и в советское время считала, что все эти страны образуют вместе с нею Восточную Европу». Как видим, круг замкнулся: порождённая на западе европейского континента идея «Западной и Восточной Европы», укоренившись в «ментальной карте» европейцев, ударила бумерангом по их потомкам и по судьбам этого многострадального континента, способствовав в конечном итоге как минимум двум мировым войнам и одной «холодной», от удручающего наследия которой не получается избавиться до сих пор, несмотря на недавние «исторические» лиссабонские заявления.
Ученик великого Аристотеля Александр Македонский, великий объединитель тогдашнего «эллинистического Запада» и «варварского Востока», как-то заметил, что любая химера, поселившаяся в умах людей, со временем становится суровой реальностью. Нын, волею судеб и геополитической мифологии небольшая малоизвестная страна Молдова стала «фокусной точкой» европейского континента, превратившись в объект пристального внимания и жесткого, плохо скрытого противостояния между двумя геополитическими мировыми геополюсами - Западной Европой и Россией при мощном воздействии на идущие в Старом Свете процессы другого геополюса - США.С чего бы это?
Молдова: малоизвестный узел межцивилизационного обмена и общеевропейских проблем
Карпато-балканский регион ещё со времён развала Римской Империи и «великого переселения народов» до сих пор является местом незавершившегося этногенетического и государствообразующего процесса, «головной болью» европейских политиков, аналитиков и историографов.
В этом беспокойном регионе, находящемся на стыке трёх цивилизационных тектонических плит (западноевропейской, православной и азиатской), бывшем историческом ареале жестокого противоборства Австро-Венгерской, Российской и Османской империй, Молдове принадлежит особое место. В социокультурном смысле Молдова не просто «периферия» - это «периферия периферий», место, где сходятся латинский, славянский и тюркские миры, место, где присутствуют представители греческой, еврейской, армянской и цыганской культурной традиции, место, где волею исторических судеб продолжает бурлить «этногенетический гейзер» и стонет в родовых муках молдавский национальный проект.
Под словом «нация» здесь следует понимать многоэтничную и мультикультурную общность граждан Республики Молдова, чудом уцелевшего «осколка» древнего Молдавского княжества, запрутская часть которого навеки растворилась (после реализации Унии 1859 года) в недрах румынского национального проекта. Так тамошние молдаване стали «румынами», а стольный град Яссы - провинциальным местечком.
Однако именно благодаря канувшему в лету СССР – и Сталину! - в 1940 году была создана Молдавская ССР, правопреемницей которой и является ныне признанная на международном уровне государственность Республики Молдова. Другими словами, молдавская государственная и этническая традиция воскресли, как Феникс из пепла, благодаря России и неистребимому историческому самосознанию её народа. Древний молдавский государственный проект обрёл новое дыхание.
После развала Австро-Венгерской и Османской империй и великих потрясений в империи Российской в 1918 году Румыния «прихватила под шумок» ряд территорий, включая и так называемую «Бессарабию» (по 1940 год), немедленно объявив её «румынской землёй». Румынская историография и этнография, быстро забыв, что самим своим образованием новоиспечённое румынское государство с XIX века обязано той же России, взяли курс на неприкрытую русофобию, длящуюся по сей день. Более того, Молдова (650-летие которой праздновалось совсем недавно) была объявлена «сталинской химерой», а наши молдаване - «румынами».
И вот теперь часть нашей местной интеллигенции, напитавшись учебно-методическими мифологемами румынской историографии, дружно влилась в ряды либеральной и либерально-демократической партий и взялась с энтузиазмом «искоренять» символы молдавской государственности, молдавской идентичности и молдавского национального общегражданского проекта под неприкрытым руководством румынских советников и координаторов.
К этому разрушительному процессу насаждения румынской мифологии в умы молдавских граждан со всей мощью подключились государственные структуры Румынии во главе с её президентом Траяном Бэсеску. При молчаливом попустительстве чиновников из Евросоюза, сторонников «либерально-демократической доктрины», проводятся опаснейшие эксперименты, направленные на «демонтаж народа».
Глубоко осознав, что расшатывание основ молдавской государственности является сильнейшим подрывом интересов России в карпато-балканском регионе, Москва, наконец, отошла от контрпродуктивной политики экономических санкций (играющих на руку именно молдавским «либералам»-русофобам) и перешла к более решительным дипломатическим и политическим «траяновым» (см. имя президента Румынии) методам - поистине «клин клином вышибают»! Проснулась от летаргического сна и Украина, уступившая во времена нелёгкой памяти президентства Виктора Ющенко часть своей черноморской акватории (в окрестностях о. Змеиный) той же самой Румынии.
Так внешнее напряжение по «линии Запад - Восток» стало сочетаться с внутренними напряжениями в Молдове, сделав её «фокусной точкой» Европы, привлекшей (наконец-то!) должное внимание к её роли межцивилизационного узла серьёзных общеевропейских проблем.
«Либеральный Хэллоуин» в ночь на Рождество Христово
И вот тут-то и возникает ряд неизбежных риторических вопросов, требующих скорейшего осознания и разрешения.
С одной стороны, в Лиссабоне Запад торжественно объявляет об окончании эпохи «холодной войны», а с другой стороны, пособничает укреплению русофобских настроений во временно ставшей «либерально-демократической» Молдове, помогает расшатыванию молдавской государственности в пользу румынских ирредентистов (сторонников воссоздания «Великой Румынии»).
Как это понимать?
С одной стороны, Россия готова участвовать в проекте «Меркель - Медведев» по справедливому разрешению приднестровского конфликта, а с другой стороны, российская дипломатия ничего не сделала для того, чтобы жители Приднестровья, как граждане Молдовы, приняли бы массовое и активное участие в общегосударственном избирательном процессе. Ведь ясно, как божий день, что прими население Приднестровья участие в общенациональных выборах 28 ноября, у нынешних «либерал-демократов» и «либералов» не было бы никаких шансов на мало-мальский успех. Вопрос: «ловят ли мышей» российские дипломаты, чья святая обязанность защищать геополитические интересы своего Отечества?
Конечно, эти вопросы - к западноевропейской и российской дипломатиям, вернее, к их чиновникам из непомерно разросшихся и посему малоэффективных дипломатических ведомств. Однако ведь и к существованию молдавской государственности они имеют самое непосредственное отношение. Посему и обращаемся к их разуму и здравому смыслу мы, граждане Молдовы, лица самого различного этнического и культурного происхождения.
Ныне молдавские патриотически настроенные политики вынуждены, «прячась по кустам» и используя информационную «дымовую завесу», вести интенсивные переговоры по созданию прогосударственной парламентской коалиции, дабы расчистить завалы для справедливого решения приднестровского вопроса в духе проекта «Меркель - Медведев». Почему «втихаря»? Потому что обанкротившиеся «либералы» и «либерал-демократы» при уже явном пособничестве «еврочиновников» высокого ранга (зачастивших в последнее время в наши ранее забытые Богом края со всевозможными завиральными «проевропейскими» обещаниями и «приманками») уже вынашивают планы «уличных революций» при поддержке экстремистских организаций из-за реки по имени Прут.
И «либеральный Хэллоуин» в ночь на Рождество Христово в духе кошмарных событий 7-го апреля 2009-го уже, пока также «втихаря», обещается гражданам Молдовы по различным «слуховым» и медийным каналам. Зачем им решение приднестровского вопроса в духе наметившегося потепления между Востоком и Западом? «Либеральный Хэллоуин» продолжает копошиться в сугробах «холодной войны», «заботливо» стряхиваемых с кожуха Евросоюза в молдавскую «провинциальную глушь» стараниями многочисленных «еврочиновников», тогда как «либералы»-антигосударственники, окопавшиеся в Кишинёве, знай «гонят пургу», подобно ошалевшему чёрту из гоголевской «Ночи перед Рождеством». Однако уже 9 мая 2010 народ Молдовы ясно показал всем сомневающимся, что никому не позволит отнять у него историческую память и наследие Великой Победы.
Что будет с геополитическим вектором Молдовы, какой исторический и социокультурный путь ей уготован в наступающем 2011 году? Неужто незавидная роль звена в «санитарном кордоне» ЕС? Всё свидетельствует о том, что народ Молдовы и её наиболее патриотически настроенные элиты, наученные более чем годовой антинародной и антигосударственной политической «либеральной» вакханалией, готовы решительно отстоять своё историческое право на движение к новым западноевропейским и евразийским межцивилизационным проектам, которым в Молдове самое время и место.
Так ведь и сама «старушка Европа», столкнувшись с общемировым экономическим кризисом (кстати, следствием именно «либеральных» экономических доктрин), а также кризисом «несварения» новых членов ЕС, заметно «полевела». «Полевеет» и Парламент Республики Молдова, идя в ногу со временем. И никаким безмозглым «хэллоуиновским тыквам» не остановить прихода Рождества Христова в нашей стране, познавшей тяжкое бремя свободы.
Кишинёв - Бутучены, ноябрь 2010-го