И без того непростая ситуация в двух самых неспокойных республиках Центральной Азии – Киргизии и Таджикистане – грозит ещё больше осложниться под влиянием обострения давнего пограничного конфликта. В основе конфликта – спор за сельскохозяйственные ресурсы, которых в условиях относительного перенаселения давно не хватает.Несмотря на то, что спор идёт уже не менее трех десятилетий, способа урегулировать его пока не найдено.
О том, что ситуация на границе с Таджикистаном накаляется, сообщил 29 ноября на заседании правительства Киргизии губернатор Баткенской области Султанбай Айжигитов. «Обстановка на киргизско-таджикской границе с каждым днем обостряется все больше», - заявил он, а причиной этого является тлеющий еще с советских времен спор по поводу принадлежности пограничных земель. Причиной обострения стало стремление таджикской стороны соединить расположенный внутри Киргизии таджикский анклав Ворух полосой земли с основной территорией республики. В результате такие киргизские населенные пункты, как Исфана и Сулюкта и еще несколько поселений станут анклавами, чего Бишкек, конечно, допустить не может. Угрозой для Киргизии губернатор считает и боевые действия в Таджикистане, которые уже перекинулись с юга на север.
Ворух расположен в Баткенской области Киргизии. Административно он входит в состав Исфаринского района Согдийской области Таджикистана. Площадь анклава составляет около 130 тыс. кв. км, население – около 23 тыс. чел., из них 95% являются таджиками, 5% - киргизами. Стратегическое значение Воруха для Киргизии заключается в том, что через его территорию проходит единственная транспортная магистраль, соединяющая Лейлекский район Киргизии с остальной частью страны. Соедини Таджикистан Ворух коридором со своей территорией, и анклавом окажется уже не Ворух, а киргизские поселения, расположенные в Лейлекском районе. Положение осложняется тем, что граница между Киргизией и Таджикистаном до сих пор не делимитирована. На ней сохраняются до 70 спорных участков, на которые две соседние республики предъявляют свои права.
В то же время неурегулированность территориальных споров – лишь одна из причин конфликта. Гораздо острее стоит проблема дефицита сельскохозяйственных угодий. С конца XIX века здесь наблюдался быстрый прирост населения, которому прежних аграрных ресурсов уже не хватает. Согласно подсчетам российских этнографов В.И. Бушкова и Д.И. Микульского, население Воруха с 1870 по 1990 г. выросло более чем в 20 раз, а таджикской Исфары – 23 раза, продолжая быстро увеличиваться и после распада СССР. Возросшее демографическое давление автоматически обострило проблему распределения земельных и водных ресурсов.
Первые столкновения между таджиками и киргизами в Ворухе произошли ещё в 1982 г. К концу 1980-х гг. на волне общей дестабилизации ситуации в СССР конфликт приобрел опасные масштабы. В 1990 г. между руководством Исфаринского района Таджикистана и Баткенского района Киргизии проводились переговоры о возможности перераспределения территории в пользу таджиков, которые не дали никакого результата. Идея перераспределения земель вызывала сильное противодействие киргизов, считавших, что таджики претендуют на их территорию. Весной 1991 г. волнения возобновились. Таджики выдвинули требование передать им в постоянное пользование 10 тыс. га территории Баткенского района. В ситуацию вмешались президенты двух республик, обвинившие друг друга в нежелании решать возникшие проблемы. Однако и тогда никакого решения найдено не было. Конфликт, как другие территориальные споры по линии таджико-киргизской границы, фактически был заморожен на неопределенное время.
Не имея возможности присоединить часть территории Баткенского района легально, Таджикистан, по мнению киргизской стороны, стал использовать политику ползучей экспансии. В статье Канатбека Момбекова «Как Таджикистан приватизирует кыргызские земли», опубликованной 14 декабря на сайте «ЦентрАзия», утверждается, например, что органы госбезопасности Киргизии располагают сведениями по поводу секретной директивы президента Таджикистана о присоединии анклава Ворух к основной территории республики. Реализовать ее планируется путем постепенного освоения прилегающих к анклаву населенных пунктов Аксай и Таштумшак Баткенского района Киргизии. Душанбе обвиняется в поощрении скупки гражданами Таджикистана домов и земельных участков в этих поселках, которые сотрудники кадастра Согдийской области заносят в план, превращая тем самым в спорные территории.
Для покупки домов правительство Таджикистана выделяет своим гражданам кредиты, благодаря чему они могут заплатить за домовладение 25-30 тыс. долл. На эти деньги местные киргизы вполне могут купить себе жилье в Чуйской долине, переселившись в гораздо более спокойный, благополучный и экономически развитый район республики. В качестве инструмента давления используются и другие методы. С начала ноября в Канибадамском районе Согдийской области на линии границы с Киргизией под предлогом разработки залежей угля начались взрывные работы, которые ведутся и по ночам. Жители окрестных селений испытывают постоянные проблемы с пересечением границы, подвергаясь прессингу со стороны таджикских пограничников. В результате более 100 киргизских семей были вынуждены покинуть села Кара и Чекдобо.
По данным «ЦентрАзии», таким способом граждане Таджикистана уже захватили около 3 тыс. га территории Баткенского района Киргизии. Дальнейшими шагами в этом направлении может стать захват территорий к югу от Воруха до Таджикистана, в результате чего Лейлекский и половина Баткенского района станут киргизским анклавом на территории Таджикистана. Соответственно, к Таджикистану отойдет вся территория Киргизии к западу от Воруха площадью несколько тысяч квадратных километров. Страсти накаляются. Как пишет киргизский автор Кубанычбек Омуралиев, «экспансия со стороны населения Таджикистана на кыргызские земли приобретет необратимый характер и перерастает в настоящую оккупацию, которая в перспективе выльется в вооруженные столкновения между двумя соседними народами». В недавно изданных в Таджикистане географических картах и атласах 20-тикилометровый коридор между анклавом Ворух и основной территорией Таджикистана уже закрашен в таджикские цвета, что явно говорит о территориальных притязаниях Душанбе.
Положение в южных регионах Киргизии остается напряженным и без территориальных конфликтов с Таджикистаном. Периодически здесь происходят вооруженные инциденты. В ночь на 28 октября в городе Кызыл-Кия Баткенской области неизвестными был расстрелян ночной патруль, в результате два сотрудника милиции погибли, один был тяжело ранен. 29 ноября в Оше киргизскими военными были уничтожены четверо боевиков, которые, по данным МВД, принадлежали к некой «национал-сепаратистской группировке», готовившей теракты в Бишкеке и на юге Киргизии. Еще 9 человек из этой группы были задержаны 22 ноября. После свержения в апреле 2010 года правительства К. Бакиева киргизский Юг стал объектом пристального внимания радикальных исламских группировок.
Обострение отношений Таджикистана и Киргизии, тем более перспектива перерастания пограничного конфликта в вооруженный, таит угрозу самой государственности этих двух стран, и сознание этого, может быть, больше, чем что-либо другое, удерживает пока стороны от агрессивных действий.