«Недостаточный прогресс» Софии и Бухареста
21 декабря румыны и болгары неожиданно для себя получили «рождественский» подарок от Германии и Франции. В этот день в адрес Европейской Комиссии поступило весьма примечательное совместное письмо министров внутренних дел этих стран Томаса де Мезьера и Бриса Ортефе. В письме было сказано, что Германия и Франция намерены воспользоваться правом вето и блокировать запланированное на март 2011 года присоединение Болгарии и Румынии к Шенгенской зоне.
Мезьер и Ортефе считают, что присоединение Болгарии и Румынии к зоне действия Шенгенского соглашения об отмене паспортного и таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц - это преждевременный шаг. Министры обосновывают эту оценку пробелами в юридической системе Болгарии и Румынии, а также «недостаточным прогрессом» в борьбе Софии и Бухареста против коррупции и организованной преступности. В письме говорится, что нерешенность вопроса преступности и коррупции способна серьезно осложнить обстановку во всех странах ЕС, куда преступники и коррупционеры смогут беспрепятственно попасть. Следовательно, неизбежны «весомые последствия для внутренней безопасности Евросоюза».
Кроме того, обращается внимание Болгарии на необходимость укрепления границы с Турцией. Еврокомиссия, например, подсчитала, что 560 человек из числа тех, кому запрещен въезд в ЕС, проникли на его территорию через болгаро-турецкую границу.
Между тем в Европейском Союзе действует «правило консенсуса», то есть согласие на вступление Болгарии и Румынии в Шенгенское пространство должны дать все участники соответствующего соглашения, иначе болгарам и румынам еще долго придется жить как бы за высоким забором Шенгена.
Как известно, на внутренних границах Шенгенской зоны отсутствуют паспортный и таможенный контроль. На сегодня в зону входят 22 из 27 стран ЕС, а также Исландия, Норвегия и Швейцария, не являющиеся членами Союза.
В начале января 2011 года готовность Болгарии и Румынии, ставших членами Евросоюза в 2007 году, присоединиться к Шенгенской зоне будет обсуждена в Брюсселе на уровне экспертов ЕС. Однако в Бухаресте и Софии отдают себе отчет в том, насколько призрачны их шансы попасть в зону весной 2011 года, как ранее планировалось. Ведь если за все предыдущие годы не удалось искоренить организованную преступность и коррупцию, как можно сделать это в течение нескольких недель!?
Но, помимо понимания, присутствует еще и крупная обида на «старших братьев» по ЕС. Особенно обидчивым оказался президент Румынии Траян Бэсеску. «Это письмо – акт дискриминации против Румынии. И мы не будем терпеть подобной дискриминации ни от кого, даже от самых могущественных государств ЕС. Считаю, что это создает прецедент нарушения договора о вступлении в ЕС и может привести к дальнейшим злоупотреблениям».
По словам Бэсеску, Румыния имеет точно такое же право на присоединение к Шенгену, как и другие государства, хотя и признал, что у Румынии существуют проблемы в сфере юстиции.
Обиду Бухареста и Софии можно понять. Ведь, в конце концов, коррупция и преступность присутствует и в Германии, и во Франции, и в других странах, входящих в Шенгенскую зону. Быть может, и не в таких масштабах, как в Болгарии или Румынии, но присутствует. Да и обнаружить юридическую систему без изъянов невозможно. Вот, например, юридическая система ФРГ позволяет свободно действовать и даже заседать в земельных парламентах неонацистской Национал-демократической партии Германии – и ничего, как говорится. Поэтому в обеих столицах вправе думать, что подлинные мотивы Берлина и Парижа несколько иные, чем те, которые изложены в письме Мезьера и Ортефе.
Проблема иммигрантов обостряется
Так оно и есть. В ФРГ и Франции опасаются, что множество болгар и румын в поисках лучшей жизни наводнят их страны. Сомневаться в этом не приходится. Посмотрим, например, на уровень бедности в интересующих нас странах ЕС. Но сначала заметим, что в Евросоюзе к числу бедных граждан относят тех, кто зарабатывает меньше 60% средней зарплаты по каждой данной стране. Так вот, в Германии бедных насчитывается 15%, а в Румынии и Болгарии – 20%. Казалось бы, разница не столь уж большая. Однако указанные 60% (порог бедности) в Германии составляют 781 евро в месяц, в Румынии – только 160 евро, а в Болгарии и того меньше – 110 евро. Ясно, что румыны и болгары предпочтут быть «немецкими» бедными, а не «отечественными».
Однако дополнительные рты, равно как и проблема рабочих мест, особенно во время бушующего мирового кризиса, никому не нужны. Безработица в ФРГ держится на уровне 7,5%, во Франции – 9,7%.
Кроме того, и без болгар с румынами проблема иммигрантов во Франции и ФРГ в последние годы все более обостряется. Во Франции недавно отлавливали по всей стране румынских цыган, сажали их в самолеты и отправляли обратно в Румынию. Еврокомиссия тогда даже планировала подвергнуть Францию санкциям за столь «бесцеремонное» отношение к заезжим цыганам, которые занимались воровством и попрошайничеством на улицах французских городов. Однако президент Николя Саркози быстро остудил пыл брюссельских «гуманистов», заявив, что позиция Европейской Комиссии оскорбительна для французской нации. Только после этого в Брюсселе притихли.
В ФРГ еще не улеглись страсти после появления книги Тило Саррацина «Германия самоликвидируется». В книге, вышедшей 250-тысячным тиражом (!), говорится, что мусульманские иммигранты не способны интегрироваться в немецкое общество, а также о том, что их предполагаемый низкий интеллект якобы обусловлен генетически. И, что еще более интересно, когда в начале сентября социологический институт Forsa провел опрос общественного мнения по этому поводу, оказалось, что 70% немцев разделяют идеи Саррацина. Более того, вскоре де-факто с этими идеями согласилась и канцлер Ангела Меркель, заявив, что проект мультикультурализма в Германии провалился.
С «подтягиванием» не получилось
Вполне очевидно, что отсрочка присоединения Болгарии и Румынии к Шенгенской зоне – это еще одно свидетельство увеличения разрыва между старыми и новыми членами Союза. Ранее в ходе расширения ЕС предполагалось ликвидировать разницу в уровнях социально-экономического развития отдельных стран. Замысел выглядел довольно тривиально: принимаем, а затем «подтягиваем».
Практика, однако, говорит, что с «подтягиваем» не получилось. В результате далеко не все страны, входящие ныне в ЕС, соответствуют критериям, которые обязывались соблюдать в момент вступления. Сейчас в Берлине и Париже многие считают, что прием тех же Болгарии и Румынии, равно как и Венгрии с прибалтами, был явной ошибкой. Но делать нечего – поезд уже ушел. Остается только стараться держать их, скажем, на некотором расстоянии. Отсюда и последняя история с Шенгенским пространством для Болгарии и Румынии.
Последняя по времени, но не последняя по счету. Их будет еще немало, и не с одной страной. Загвоздка только в том, что практика Берлина и Парижа не отвечает принципам расширения ЕС и выравнивания уровней развития всех его участников. Поэтому придется менять либо принципы, либо состав Союза. Решать, что делать, снова будут в Берлине и Париже.
* * *
На фоне происходящего можно лишь удивиться политикам в Москве и Киеве, которые ежедневно говорят о безвизовом режиме с ЕС, как о решенном деле. Здесь для «своих» норовят дверь закрыть, а что уж говорить о нас!?