22 декабря Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1966, в соответствии с которой учреждается новый международный уголовный трибунал. Официально целью трибунала названо завершение деятельности Международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, но есть основания полагать, что реальной целью является нечто иное.
Трибунал получил название «Международный Остаточный Механизм уголовных трибуналов» (МОМУТ). Уже сейчас ясно, что он станет во многом ещё более бесконтрольным и разнузданным, нежели МТБЮ и МТР. При создании трибунала сделан ряд шагов назад даже по сравнению с трибуналами ad hoc.
Новый трибунал будет состоять из двух «отделений» - одно по бывшей Югославии, другое по Руанде. Начнут функционировать они с 1 июля 2013-го и 2012 года соответственно. Таким образом, создаётся новый суд, который должен будет завершить дела, оставшиеся после прекращения деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии и Международного трибунала по Руанде. Однако совершенно ясно, что ни МТБЮ, ни МТР добровольно прекращать свою работу не хотят. И понятно почему: зарплаты судей этих учреждений – самые высокие по сравнению с любыми другими органами ООН. В целом на содержание МТБЮ и МТР тратится более 25% бюджета ООН.
Следует обратить внимание на то, что Резолюция № 1966 о создании МОМУТ содержит внутреннее противоречие. Установлен срок начала деятельности отделения по бывшей Югославии в 1 июля 2013 года, но допускается разрешение для МТБЮ рассматривать дела до 31 декабря 2014 года. Более того, даже этот срок установлен не как требование, а как «просьба принять все возможные меры к тому, чтобы» закончить работу к этому сроку. Уже и сейчас ясно, как отнесутся к подобным просьбам и МТБЮ, и МТР, если вспомнить, как они отнеслись уже не к просьбе, а к прямому требованию завершить все процессы в судебных палатах к концу 2008 года. Фактически закладывается основа для параллельного существования всех трёх трибуналов одновременно, что, конечно же, создаст массу коллизий и никоим образом не упростит ситуацию.
Как же будет сформирован новый Трибунал? Согласно статям 8-10 Статута МОМУТ, суд будет сформирован из кандидатов от государств. При этом предпочтение будет отдано тем, «кто имеет опыт работы в МТБЮ и МТР». То есть мы увидим те же самые лица. Сделан и ещё один существенный ход назад. Если Статуты МТБЮ и МТР запрещают выдвижение более одного судьи от одного государства, то Статут МОМУТа это разрешает. Таким образом, в новом трибунале уже не понадобятся «декоративные» судьи из Азии и Африки: Запад обеспечит себе большинство без ограничений, и новый трибунал будет не столько международным, сколько иностранным, по крайней мере, по отношению к обвиняемым. Правила процедуры нового трибунала отданы для разработки и принятия самим судьям.
Весьма опасным представляется положение, согласно которому новому трибуналу хотя и «настоятельно», но опять-таки только «рекомендуется» передавать находящиеся у него дела в национальные юрисдикции, то есть в страны бывшей Югославии и Руанду. Вроде бы это хорошее предложение, но неопределённость позиции конкретных стран в отношении конкретных обвиняемых может стать причиной фундаментальной несправедливости такого судебного процесса. Правда, Статут нового трибунала предусматривает возможность запроса о возвращении обвиняемого обратно в Гаагу или Арушу, если МОМУТ усмотрит какие-либо нарушения. Однако, во-первых, оценка наличия и степени тяжести таких нарушений остаётся на усмотрение МОМУТа и, во-вторых, из Руанды или, скажем, Боснии может уже просто будет некого возвращать: обвиняемые могут сгинуть в тюрьмах этих стран весьма быстро. Впрочем, статья 6 Статута позволяет передавать дела не только в бывшую Югославию или Руанду. Так, она позволяет передать дело в государство, «в котором был арестован обвиняемый». Это расширяет круг возможных реципиентов до таких стран, как Франция или Россия (где были арестованы, например, Ф.Нзимонемейе и Д.Зеленович), а также многих других стран. Имеется и ещё одно основание для отбора таких стран – «обладание юрисдикцией» по делу, что при большом желании расширяет круг практически безгранично.
Ещё одним нововведением из разряда отката в прошлое является возможность единоличного рассмотрения дел и даже заочное выполнение судьями своих обязанностей (статьи 12 и 8 Статута МОМУТ).
Обособленные судьи предусмотрены только для судебных палат МОМУТ. Апелляционная палата, прокуратура и секретариат будут общими и для бывшей Югославии, и для Руанды. Весьма любопытно устроена иерархия нового трибунала. Обращает на себя внимание то, что президентом МОМУТ будет судья, назначенный лично Генеральным секретарём ООН. И это притом что Генсек ООН получил право прямого назначения отдельных судей в отдельных случаях. То есть полностью нарушается даже формальная независимость нового судебного органа. Не менее важно то, как будет формироваться Апелляционная палата. Её состав будет назначаться президентом трибунала. Это также шаг назад от МТБЮ и МТР, где пусть и формально, но порядок избрания судей был более демократичным.
МОМУТ создаётся на четыре года с момента начала функционирования каждого из отделений до последующего решения Совета Безопасности ООН. То есть опять-таки до бесконечности! Весьма опасной представляется статья 16 Статута МОМУТ, предоставляющая право прокурору нового трибунала составлять новые обвинительные заключения. И хотя такие новые обвинения ограничены лишь «лицами, намеренно и сознательно вмешивающимися в отправление правосудия», понятно, что это – «повторение пройденного». Если сейчас и МТБЮ, и МТР оправдывают свой отказ прекратить работу тем, что они не успели рассмотреть все выдвинутые обвинения, то то же самое будет сделано и МОМУТ. Благо, право на выдвижение новых обвинений прямо предусматривается. Это уже похоже на злую иронию.
Резолюция СБ ООН о создании Международного Остаточного Механизма уголовных трибуналов была принята 14 голосами за. Единственным государством, не поддержавшим резолюцию, стала Российская Федерация, которая при голосовании воздержалась. Это не первый случай, когда Россия воздерживается при создании международного трибунала на основании главы VII Устава ООН. Ранее она воздержалась при создании Специального Суда по Ливану. Однако можно предположить, что у России в странах бывшей Югославии несколько более важные интересы, нежели в Ливане, и воздержание по столь важному вопросу, напрямую затрагивающему интересы РФ, выглядит непонятно.
После принятия резолюции представитель РФ В.Чуркин объяснил, что российская делегация воздержалась при голосовании потому, что «это вынужденный шаг Совета, вызванный затягиванием трибуналами своей деятельности». Работа трибуналов, отметил посол В.Чуркин, должна была прекратиться в сроки, установленные резолюциями СБ ООН 1503 (2003 года) и 1534 (2004 года) и, «хотя возможности для этого у трибуналов имелись, этого не произошло». Представитель России заявил, что данная резолюция — последняя по вопросу о сроках деятельности трибуналов и они будут полностью свернуты к концу 2014 года. К сожалению, в это мало верится. В Статуте МОМУТ имеется достаточно оснований для бесконечно долгой работы. Кроме того, как уже сказано, заложены основы параллельного существования всех трёх трибуналов. Если чем бы и заняться новому международному трибуналу – так это реализацией статьи 1-4b Статута, которая даёт право прокурору на преследование свидетелей, давших ложные показания. Правда, таких свидетелей в обоих трибуналах было столько, что их преследование заняло бы не одну сотню лет.