Вступая в эпоху террора

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Терроризм - одна из главных угроз современному миру. Российскому обществу надо прямо сказать, что мы вступили в эпоху терроризма на десятки лет. На территории Российской Федерации действуют не менее 17 крупных террористических организаций.

Из зарубежного опыта борьбы с террором

«Патриотический акт», принятый в США после событий 11 сентября, дал право ФБР прослушивать телефонные разговоры, требовать у библиотек и книжных магазинов данные о заказанных или купленных книгах. После событий 11 сентября 2001 года в США была разработана шкала опасностей, которая состоит из пяти уровней, различающихся по цветам: зеленого, синего, желтого, оранжевого и красного. Наименьшую степень опасности, соответствующую повседневной норме, обозначает зеленый цвет, наивысшую – красный (синий уровень соответствует призыву быть настороже, желтый характеризуется как серьезный, оранжевый – как критический). После терактов в Лондоне (июль 2005 года) во Франции был разработан специальный «Антитеррористический пакет», который предусматривает контроль за электронной почтой и телефонными звонками, контроль за оборотом взрывчатых веществ. В Лондоне после 11 сентября был принят антитеррористический закон, усиливающий меры безопасности на воздушном транспорте и предусматривающий снятие с рейсов и арест людей, а также задержание рейсов по соображениям безопасности. Наибольшую известность в данном законе получило право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных граждан. После серии взрывов в Лондоне в июле 2005 года были объявлены вне закона: посещение тренировочных лагерей террористов; описание способов борьбы с пропагандой терроризма в печатных изданиях и в Интернете. Введено понятие «контрольного ордера», когда подозреваемый в терроризме будет ограничен в передвижении и общении с внешним миром, не находясь под арестом.

Полезен опыт Израиля – пожалуй, он сегодня наиболее успешно воюет против террора. В начале 2004 г. разработан проект по оснащению пассажирских автобусов специальным оборудованием, обеспечивающим защиту пассажиров от возможных терактов, который уже получил дальнейшее развитие. Базовая модель системы безопасности состоит из прочного турникета, приводимого в действие водителем, и специального прибора для обнаружения взрывчатки в дверях автобуса. Специальный прибор, который уже получил название в Израиле «электронный нос», помимо автобусов, собираются использовать в мобильных телефонах, в различных системах промышленного контроля и контроля безопасности, а также как дополнительный прибор для охранников, несущих дежурство в местах скопления людей. Действует «электронный нос» очень просто: он улавливает запах взрывчатки и ядовитых веществ и подает сигнал хозяину. Эти устройства позволяют определять широкий спектр запахов – от запахов парфюмерии на фабрике до запаха больных SARS в аэропорту и взрывчатки в автобусе (1).

Метро-взрывы

29 марта 2010 года в 7.45 на линии Московского метрополитена в электропоезде произошел взрыв. На станции «Лубянка» взрывное устройство сработало во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону «Улицы Подбельского». Теракт был осуществлен во время посадки-высадки пассажиров. Второй взрыв прогремел на станции «Парк культуры»-радиальная в 8.39. Его могло бы не быть, если бы после первого взрыва были отключены сотовые телефоны на расстоянии 2-3 км. В результате обоих взрывов погибли 35 человек, 62 получили ранения.

Понятно, что в Москве в последнее время действует террористическое подполье. Теракты на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» готовились в течение нескольких месяцев, а террористы оказались вне всякого контроля. Понятно, что поголовная регистрация жителей Москвы малоэффективна – разрешение просто покупается за деньги. Патрулирующие солдатики внутренних войск реально не могут оказать влияния на предотвращение террористических угроз. Из оружия у них только дубинки, отсутствуют даже переносные газовые сигнализаторы, определяющие наличие и количество взрывчатого вещества. Оперативно принять решение об отключении сотовых телефонов (что является прерогативой ФСБ), когда этого требует ситуация, как перед взрывом на станции «Парк культуры», оказалось некому.

В настоящее время лучшим метро считается лондонское. Система видеонаблюдения создавалась там еще до атаки террористов. К 2005 г. интеллектуальная сеть видеонаблюдения за перемещением пассажиров насчитывала 6000 камер. В прошлом году их было уже 8500, к 2011-му будет 12 000. Причем после взрывов все аналоговые камеры были заменены цифровыми, у которых выше качество изображения. Сегодня никто не может войти в лондонское метро, не будучи запечатленным на видео. Чтобы было легче просматривать станции, была изменена даже их архитектура. Было усилено освещение, а вместо урн для мусора установлены корзины с прозрачными мешками. Сиденья в вагонах решетчатые, просматриваются насквозь. В лондонском метро применяется и выборочная проверка багажа пассажиров. Если накануне терактов 2005 г. на станциях дежурило 450 полицейских, теперь их в полтора раза больше.

Защита от терроризма – недешевое удовольствие. На модернизацию системы безопасности лондонского метрополитена в своё время было потрачено 14,8 млрд. евро. В прошлом году обсуждались новые меры: внедрение автоматизированной системы распознавания по видеоизображению лиц, находящихся в розыске, и установка сканеров взрывчатых веществ.

За рубежом думают и о защите метро от бактериологического оружия. Например, бостонское метро оснащено системой, которая включает в себя детекторы химического и биологического оружия, беспроводную связь и программное обеспечение для просчитывания путей распространения вредных веществ. А хьюстонское метро оснащено так называемой Breathe Safe System, которая позволяет с помощью ультрафиолетового излучения «убивать до 99% некоторых типов бактерий», включая вирус свиного гриппа (2).

Совместная работа общества и власти

Нам пока до этого далеко. Но и сегодня возможно и настоятельно необходимо принять целый ряд очевидных мер. Совместной работой власти и общества должны быть положены начала коренного изменения отношения к проблеме противодействия терроризму.

Например, в течение начавшегося 2011 года необходимо принять государственную программу, целью которой является ускоренная подготовка специалистов по общественной безопасности, создать муниципальные центры безопасности для информации населения о тех программах, которыми занимаются спецслужбы и милиция в борьбе с терроризмом. Во всех школах и дошкольных учреждениях оборудовать бронированные посты безопасности. Разработать систему контроля, электронную базу данных за иностранцами, адресами их работы, проживания, проведения свободного времени. Национальный антитеррористический комитет РФ обязан подготовить систему уровня террористических угроз (на создание аналитической системы в США в 2001 году ушло всего полгода).

В течение двух лет на уровне правительства принять решение о комплексе мер по противодействию терроризму: таких, как техническое и практическое внедрение во все мобильные и радиотелефоны автоматической передачи сигналов опасности и организации системы приема этих сигналов. Поставить на промышленную основу разработку и установку газосигнализаторов наличия в воздухе атомов взрывчатых веществ и металлоискателей. На всех вокзалах, аэропортах, пристанях, станциях метро установить газовые сигнализаторы и металлоискатели. В Москве в настоящее время в качестве эксперимента уже установлены газосигнализаторы на станции «Белорусская». Должно быть начато производство на усиленной подвеске бронедверей для водителей городского общественного транспорта, позволяющих водителю в случае опасности закрыть бронированным щитом пассажирский салон и себя. В Государственной Думе в обязательном порядке должны быть подготовлены законопроекты, регламентирующие порядок разработки программ безопасности в наиболее подверженных атакам террористов направлениях – комплексах жизнеобеспечения городов и населенных пунктов, учебных заведений всех уровней, объектов здравоохранения и санитарии, культуры и спорта, а также всех видов транспорта (наземного, железнодорожного, воздушного, морского и речного, трубопроводного) и их обеспечения на практике.

В течение трех лет следует подготовить специалистов по антитеррористической безопасности в сфере судебной, муниципального управления, образования, спорта и культуры, здравоохранения, государственных СМИ. Не исключено, что необходимо определять специалистов для досудебного разбирательства, специализирующихся только на определении актов терроризма. При этом следует не только ужесточить доступность к системам жизнеобеспечения крупных городов и безопасности на транспорте, но и всеми доступными способами разъяснять повышенные требования населению. Без понимания обществом простой вещи, что террористы живут среди нас, ездят рядом с нами в одном транспорте, питаются и отдыхают рядом с нами, невозможно уменьшить уровень террористической опасности. Преступно видеть какие-то странности в окружающей обстановке, в поведении людей и равнодушно проходить мимо, не информируя соответствующие структуры, – если такое убеждение не укоренится в массовом сознании, никакие технические новшества не помогут.

Общество должно знать, как проводится антитеррористическая пропаганда, какие программы разрабатываются, какие направления предусматривает власть для изменения и улучшения имиджа специальных и правоохранительных структур, как меняются требования к транспортной и энергетической безопасности, как используется зарубежный опыт борьбы с террором.

Требования к российской системе ПВО

Особый и для большинства рядовых граждан необычный разговор о месте ПВО в антитеррористической борьбе. В настоящее время системы ПВО технологически не способны к наблюдению, контролю и поражению большого количества «москитных» малоразмерных легкомоторных летательных аппаратов, всех типов малоразмерных прибрежных кораблей и катеров. Более опасными, по мнению многих специалистов, являются маловысотные летательные аппараты. Вводимая норма закона ФЗ № 130 от 1998 года о том, что войска ПВО могут сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами, при нескольких степенях проверки информации о захвате самолета террористами, достаточно спорная. Хотя, если учитывать угрозу направления самолета на особо опасные объекты, по варианту 11 сентября в США, следует с ней согласиться, как бы жестоко это норма ни выглядела. Но для этого необходимо как минимум (по примеру Америки) постоянное патрулирование истребителей в воздухе. Да и сбитый самолет все равно упадет на город. Без сплошного радиолокационного поля даже размещение переносных ракетных комплексов на крышах городских зданий реально не позволит уничтожить самолет.

Эта вводимая норма закона – пиар-ход, который представляется абсурдом. Для противодействия злоумышленникам необходима разработка специализированной комплексной системы борьбы. Практически есть три пути предотвращения падения самолета, захваченного террористами. Первый – предотвращение захвата самолета органами безопасности аэропортов, МВД и ФСБ (контроль, осмотр багажа, установка металлоискателей, анализаторов атомов взрывчатых веществ в воздухе, агентурная разработка). Второй путь – изменение среды пролета самолета, вынуждающего его менять курс. Третий путь – внесение конструктивных изменений в систему управления самолетом, позволяющих с наземного диспетчерского пункта подавать команды на изменение режима и направления полета или на экстренный сброс топлива. Установленная на самолет аппаратура, основанная на принципах автопилота и управляемая с земли, может поставить положение рулей на совершение кругового виража, и экипаж не сможет этому помешать. Наиболее важными в этом направлении являются программы развертывания наземных пультов для автоматического изменения курса, если самолет направляется на цели, объявленными «особо важными».

Трехуровневая система безопасности: от федерального центра до муниципалитета

Должны быть изменены не только нормативная база, требования к службам безопасности и к спецслужбам, но также изменены принципы работы с населением. Привлечение населения к охране правопорядка и противодействию террористическим угрозам необходимо рассматривать на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне необходимо создать центр общественной безопасности и информации, координирующий деятельность спецслужб, которые занимаются обеспечением внутренней безопасности и внешней разведкой, силовых структур, служб спасения, МВД, а также их взаимодействие со СМИ в работе с местным населением.

Главная его цель – улучшение общественного облика спецслужб и милиции. Другие цели этого центра: разработка программ, проясняющих характер и цели работы спецслужб, МВД, силовых структур под лозунгом «предупреждать об опасности, а не паниковать»; централизованное распространение и обмен информацией и выполнение посреднических функций между структурами; проведение разъяснительных бесед с местным населением, подготовка теле- и радиопередач, изготовление и рассылка информационных буклетов о мерах предостережения при столкновении с террористической опасностью; создание централизованной федеральной базы данных по именам, адресам и местам работы и жительства трудовых мигрантов; создание сети «номеров опасности» – разработка телефонов, радиотелефонов, радиосредств, телесредств с автоматическим номером «опасности». Разработка региональных программ защиты от террористических угроз. В первую очередь это касается объектов легкой «добычи» – школ, детских садов, интернатов, общественных мест, учебных заведений. Защиту этих объектов можно обеспечить путем размещения вблизи них оперативных частей МВД и организации постоянного наблюдения.

На региональном и муниципальном уровнях необходимо ускорить принятие в регионах и крупных городах «Единой системы муниципальной безопасности» по аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом. Необходимо выработать общность взглядов на структуру и организацию системы муниципальных общественных структур правоохранительной направленности и сформировать их. Основная цель – оказание практической помощи руководителям городов и регионов по созданию в короткие сроки систем муниципальной безопасности, организации государственно-общественных структур.

Создание аналогичного центра, например, в Австралии за четыре года изменило мнение населения, которое откликнулось на призыв правительства к общественности. Только в 2002 году было зарегистрировано более 5 тыс. добровольных обращений к спецслужбам.

*  *  *
 
Всем надо, однако, отдавать себе отчет в том, что ни спецслужбы, ни милиция самостоятельно провести реформу системы антитеррора не смогут. Их должно поддержать все общество, а эксперты подскажут, что им делать практически.
 
_________________________________
(1) «Электронный нос» учует шахида http://www.aen.ru/index.php?page=brief&article_id=8256&PHPSESSID=s67hcg…
(2) Технологии защиты. //Ведомости. 01.04.2010 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/01/229976