Сергей Николаевич, в 2010 году в СНГ председательствовала Россия. Как бы Вы оценили итоги работы, их влияние на развитие интеграции на пространстве Содружества?
- Вклад России в развитие интеграционных процессов в СНГ, безусловно, значителен. В начале минувшего года Российская Федерация как председатель в Содружестве предложила концепцию развития сотрудничества по всем направлениям – в экономике, гуманитарной сфере, обеспечении безопасности. В экономической сфере я бы выделил, прежде всего, подготовку Договора о зоне свободной торговли, который заменит более 100 действующих соглашений в этой области. Это объемный документ, который призван снять ограничения во взаимной торговле и обеспечить развитие взаимовыгодного сотрудничества на долгие годы. Договор о зоне свободной торговли планируется представить для подписания Совету глав правительств СНГ в первой половине 2011 года.
Не менее важно расширение гуманитарного сотрудничества, которое рассматривается как существенный фактор развития всех интеграционных процессов. Общая история, культурные традиции способствуют укреплению взаимодействия в этой области.
Важным событием прошедшего года стало, несомненно, празднование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День Победы широко отмечался в государствах Содружества под девизом «Мы победили вместе!». Кульминацией празднования стал Парад Победы в Москве, в котором приняли участие многочисленные гости из стран СНГ. А накануне, 8 мая, в Москве по приглашению Президента РФ Д.Медведева состоялся неформальный саммит глав государств Содружества, на котором обсуждались дальнейшие перспективы развития СНГ.
В гуманитарной сфере продолжается формирование общих образовательного и культурного пространств, координируются действия в области фундаментальной науки и массовых коммуникаций, активизируется работа с молодежью, развивается взаимодействие книгоиздателей, расширяются спортивные и туристические связи.
Новым и весьма значимым фактором стало то, что сегодня, в преддверии 20-летия СНГ, в активную жизнь вошло поколение ровесников Содружества. Оно не имеет всестороннего представления о былом единстве и его истоках. Учитывая важность молодежной проблематики, на заседании Совета глав государств 10 декабря в Москве утверждена Стратегия международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года. Она направлена на то, чтобы молодежные организации в дополнение к государственной политике строили и укрепляли свои мосты взаимодействия, вовлекали в этот процесс самые широкие слои молодежи.
Напомню, что 2011 год объявлен в СНГ Годом историко-культурного наследия. На Совете глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге (ноябрь 2010 г.) по инициативе России рассмотрен проект межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». Экспертная группа уже начала работу над проектом документа в Исполкоме СНГ. Мероприятия в рамках программы «Культурные столицы Содружества» планируется проводить в странах СНГ с участием гостей из других стран мира.
Крупные промышленные, региональные, исторические и культурные центры получат в процессе реализации программы возможность для развития своей инфраструктуры, в целом для улучшения социально-культурного климата.
Несомненно, большим успехом в интеграционном взаимодействии на пространстве СНГ стало создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Уже сейчас некоторые государства СНГ заявили о своей готовности в будущем присоединиться к этому союзу. Мне представляется, что реализация этого проекта - Таможенного союза трех государств, а затем и создание единого экономического пространства – могут послужить добрым примером для консолидации усилий в экономическом взаимодействии государств СНГ.
2010 год был объявлен Годом науки и инноваций. Насколько успешно осуществлялось сотрудничество в этой области?
- В период председательства России углублению сотрудничества стран СНГ в сфере инноваций и науки уделялось значительное внимание. В течение года был проведен целый ряд мероприятий в этой сфере. В частности, могу сказать, что в Дубне прошла представительная международная конференция, где обсуждались конкретные направления взаимодействия стран СНГ в инновационной сфере.
Основные направления сотрудничества СНГ в инновационной сфере, утвержденные Советом глав правительств СНГ в Ялте (ноябрь 2009 г.), стали базовым документом при продолжающейся сейчас разработке проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества. Эта программа, принятие которой мы ожидаем предстоящей осенью, рассчитана до 2020 года.
Очевидно, что в современном мире инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик, обеспечения экономической безопасности, стабильного экономического роста. Создан важный орган, который будет регулировать, координировать все сотрудничество в этой области, - Межгосударственный совет СНГ по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах.
Работа по этому перспективному направлению идет достаточно активно.
На основе многих заявлений, высказанных в последнее время президентом Украины В.Януковичем и премьер-министром страны Н.Азаровым, складывается впечатление, что Киев активизирует свое участие в интеграционных процессах. Так ли это?
- Многочисленные контакты президента, премьер-министра, министра иностранных дел Украины с руководством России и лидерами других государств Содружества, действительно, свидетельствуют о том, что страна заметно активизирует взаимодействие в рамках СНГ по всему спектру интеграционного сотрудничества.
Сегодня Украина в полном объеме и весьма заинтересованно участвует в заседаниях высших органов СНГ, отраслевых Советов, в работе экспертных групп по подготовке важных документов. Более того, украинская сторона пересматривает свое участие в ряде соглашений в рамках Содружества, которые ранее либо подписывались с оговорками, либо не подписывались вообще. Об этом, в частности, заявил президент Украины В.Янукович на Совете глав государств СНГ в Москве в декабре 2010 года.
Летом 2010 года в Ялте прошел представительный инвестиционный форум с участием крупнейших банков России, Украины, других государств Содружества. В стадии проработки финансирование целого ряда проектов по развитию инфраструктуры Крыма. Очередной форум намечено провести в Ялте в апреле 2011 года одновременно с Экономическим советом СНГ, в работе которого принимают участие вице-премьеры правительств стран Содружества, курирующие экономический блок.
К этому могу добавить, что в Украине в прошлом году прошли 10 различных заседаний органов СНГ – Совета глав государств (неформальный саммит), Совета министров обороны, Электроэнергетического Совета, Совета по антимонопольной политике, ряда других.
8 апреля с.г. в Киеве соберется на свое заседание Совет министров иностранных дел, а летом в Украине состоится очередной Форум научной и творческий интеллигенции стран СНГ.
Безусловно, расширение и укрепление разносторонних связей со странами СНГ отвечает интересам и самой Украины, и Содружества в целом.
В 2011 году СНГ будет отмечать 20-летний юбилей. Какими Вам видятся перспективы развития организации? Какие проблемы решить пока не удается?
- Интеграционные процессы на пространстве Содружества никогда не останавливались, а шли в соответствии со своей логикой и мотивацией. Они опирались и опираются на взаимодополняемость экономик, длительный опыт сосуществования и сотрудничества, общее историческое и духовное наследие, близость наших стран и народов.
По большому счету СНГ реальными делами подтверждает свою значимость и устойчивость. Разработана солидная нормативно-правовая база и созданы механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в экономике, гуманитарной сфере, укреплении стабильности и безопасности. Содружество стало уникальной площадкой для непрекращающегося откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. О востребованности Содружества говорит и такой факт: Грузия, вышедшая из его состава по политическим мотивам, заявила о своей заинтересованности продолжать участие в ряде экономических соглашений, заключенных в рамках СНГ. Такая возможность ей была предоставлена.
О реальной заинтересованности государств СНГ в углублении партнерства свидетельствует тот факт, что в течение трех последних лет приняты важные, по сути своей основополагающие интеграционные документы, рассчитанные на длительную перспективу. К ним, в частности, относятся: Концепция дальнейшего развития Содружества и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года и План мероприятий по реализации ее первого этапа (2009–2011 годы), Приоритетные направления сотрудничества в сфере транспорта, Концепция сотрудничества в сфере энергетики, Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности, ряд межгосударственных программ по совместному противодействию современным вызовам и угрозам.
Названные документы определили задачи на ключевых направлениях сотрудничества, наметили пути их решения. Так, согласно Концепции дальнейшего развития СНГ, основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интеграционного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. При этом предусматривается эволюционное совершенствование созданной структуры, сохранение многопрофильного характера СНГ, гармоничное развитие всех имеющихся и новых областей взаимодействия. На ближайшую перспективу остаётся актуальной задача повышения эффективности и результативности деятельности органов СНГ.
В свою очередь Стратегия экономического развития призвана обеспечить поиск взаимоприемлемого решения экономических проблем. Она уточняет текущие и долговременные интересы государств, определяет те направления взаимодействия, где консолидация усилий даст наибольший эффект, создаст реальные условия для уверенного вхождения в мировое хозяйство.
Вместе с тем время выдвигает новые задачи и проблемы. Очевидно, что сегодня страны СНГ находятся на различных стадиях экономического развития, проповедуют подчас отличающиеся друг от друга модели построения общественных отношений, что, естественно, осложняет выработку взаимоприемлемых критериев интеграции.
К сожалению, в Содружестве пока не определена система научного сопровождения деятельности СНГ и его органов на приоритетных направлениях сотрудничества. Не способствуют укреплению сотрудничества наличие неурегулированных конфликтов. Причем в настоящее время сложилась ситуация, когда СНГ фактически не имеет четкой структуры и отлаженного механизма предотвращения и урегулирования конфликтов, а также руководства миротворческими операциями. Серьезным фактором, осложняющим интеграцию в рамках СНГ, являются настойчивые попытки различных «центров силы»осуществить геополитический передел постсоветского пространства.
Несмотря на вышесказанное, в государствах СНГ сохраняется нормальный деловой настрой на дальнейшее продолжение широкого конструктивного взаимодействия, на всестороннее совершенствование и укрепление Содружества Независимых Государств как весьма важной и влиятельной региональной организации.