Подозрения в том, что провоз наркотиков через Киргизию осуществляется не без участия высокопоставленных покровителей, существовали давно. Особенно они усилились, когда в октябре 2009 г. после проведения ряда удачных операций было ликвидировано Агентство по борьбе с наркотиками. Сейчас подозрения получили официальное подтверждение. 21 февраля генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что до апрельской революции «некоторые силовые структуры, подконтрольные в том числе президенту Бакиеву, контролировали наркотрафик через юг Киргизии». Учитывая, что именно Южная Киргизия является тем регионом, через который проходит большая часть афганских наркотиков, можно заключить, что тогда наркобизнес в республике имел едва ли не государственный характер.
За неполный год со времени свержения Бакиева ситуация с наркотрафиком в стране только ухудшилась. По мнению заместителя начальника штаба государственной службы по контролю наркотиков Киргизии Урмата Абрыбекова, в настоящее время «происходит процесс смены большого количества мелких преступных групп, делившихся когда-то по земляческому, национальному или родственному признаку, несколькими хорошо организованными (наркотическими) картелями с четкой иерархией и связями в ближнем и дальнем зарубежье». Его выводы основаны на том, что количество перехваченных партий наркотиков падает, а их объемы растут. В 2010 г. правоохранительными органами Киргизии зафиксировано 1543 преступления, связанных с наркотиками, что на 18,2% меньше уровня предыдущего года. Общий вес перехваченных наркотиков и наркосодержащих веществ составил 8,34 тонны, что на 149 кг больше уровня 2009 года.
Причинами роста наркотрафика в самой Киргизии считают апрельскую революцию и крупномасштабные межэтнические столкновения на юге страны, которые привели к дестабилизации общественно-политической ситуации. В этот период правоохранительные органы работали в условиях чрезвычайной ситуации и не могли уделять должного внимания борьбе с наркопреступностью. Негативным образом на противодействии ей сказалась и ликвидация Агентства по борьбе с наркотиками. Его функции были переданы МВД, которое образовало специализированное подразделение лишь спустя четыре месяца, в феврале 2010 г. На все это время наркоторговцы, по сути, получили полную свободу рук.
Данные о борьбе с наркотиками в Киргизии создают стойкое ощущение, что перехватываются только случайные небольшие партии, перевозимые в порядке личной инициативы «частными лицами», а крупные поставки беспрепятственно доходят до потребителя. Так, согласно одной из последних сводок Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД Киргизии 25 января при попытке сбыть крупную партию наркотиков был задержан уроженец Кеминского района Чуйской области, у которого было обнаружено 13 кг марихуаны. 2 февраля задержан ранее судимый житель Сокулукского района, у которого изъяли 4,5 кг опия. 4 февраля в городе Кара-Балта при попытке сбыта наркотиков задержан местный житель, у которого изъято 10,5 кг марихуаны. 22 февраля в ходе совместной операции силовики Киргизии и Таджикистана обнаружили около 3 кг гашиша в машине одного из жителей Ляйлякского района Баткенской области. Очевидно, что, несмотря на все реляции о задержании крупных партий наркотиков, они не идут ни в какое сравнение с реальным наркотрафиком, который измеряется сотнями килограмм героина. Ежегодный объем транзита наркотиков через южные регионы Киргизии оценивается в 20 000 кг.
Аналогичным образом выглядят данные о наркотиках, обнаруженных у киргизских наркокурьеров в России и Казахстане. Типичная ситуация – в ноябре 2010 г. у 25-летней гражданки Киргизии в поезде «Алматы - Екатеринбург», следовавшем в Россию, сотрудниками транспортной милиции на станции Курган было обнаружено 400 грамм гашиша. В феврале на казахстанской станции «Семей» была задержана гражданка Киргизии, у которой при досмотре обнаружено около 1,9 кг героина. Всего же, по данным ФСБ, на границе России и Казахстана перехватывается 30% наркотрафика, большая часть которого благополучно достигает потребителей в России и странах Евросоюза.
Движение афганских наркотиков через Киргизию приобретает такой масштаб, что это угрожает уже самому существованию киргизской государственности. Значительная часть выступления президента Р. Отунбаевой на заседании Совета обороны Киргизской Республики 1 февраля была посвящена угрозам, создаваемым наркотрафиком, мерам борьбы с ним. По словам Р. Отунбаевой, всего за прошлый год из незаконного оборота в Киргизии было изъято более 8 тонн наркотиков. Однако в южных областях, где наркотрафик достигает наибольшей плотности, «по непонятным причинам происходит снижение изъятия наркотиков: в г. Ош с 133 кг до 64 кг, такое же снижение и по Ошской, Джалал-Абадской областям, а в Баткенской области – с 80 кг до 22 кг».
Снижение объемов перехваченных наркотиков плохо влияет на криминогенную обстановку в стране, доходы от их продажи, по словам Р. Отунбаевой, «становятся мощным источником финансирования террористических, экстремистских и сепаратистских проявлений». Особую остроту эта проблема приобрела в Ошской и Джалал-Абадской областях, где организованная преступность превращается «в отлаженную систему взаимосвязанных преступных сообществ, в том числе сформированных на этнической основе, включившихся за передел сфер влияния и установления контроля над прибыльными секторами экономики и финансовыми потоками, а также продвижение своих представителей в структуры власти и управления всех уровней». Влияние преступных группировок распространяется и на силовые структуры, о чем свидетельствует недавнее задержание офицера МВД Киргизии с 40 кг героина.
По оценкам аналитиков Chatham House, ключевую роль в увеличении наркотрафика через Киргизию сыграло вторжение в 2001 г. войск США в Афганистан, где производство наркотиков после этого достигло рекордного уровня. Конкуренция между наркосетями стала одной из причин июньских межэтнических столкновений на юге Киргизии. До апрельской революции возможностями для незаконного обогащения пользовалась семья бывшего президента, причем западные чиновники, по утверждению экспертов из Chatham House, «делали более $480 миллионов в год на торговле наркотиками». После падения режима К. Бакиева баланс интересов в этой высокоприбыльной сфере был нарушен. 7 июня был убит известный наркоторговец Айбек Мирсидиков, обеспечивающий контролируемые Бакиевыми операции по контрабанде наркотиков через Ош, после чего в городе произошло несколько криминальных разборок. Спустя несколько дней в Оше начались межэтнические столкновения, в которых погибло более 2 тыс. человек.
Наркобизнес, который наступает на Киргизию с контролируемой американцами афганской территории, всё больше грозит республике потерей южных областей.