То, что НАТО сейчас бомбами расчищает дорогу оппозиции Каддафи к власти в стране, не видит только слепой. Однако «посевная демократии» как результат прицельного бомбометания - слишком старый миф, чтобы остальной мир вновь в него поверил.
Своими действиями против Ливии союзники сразу же перешагнули через резолюцию Совбеза ООН. Защита гражданского населения бомбардировками войск правительственной армии, атакующих мятежников, - неудачная шутка, не способная прикрыть цели интервенции. Действия авиации западной коалиции в интересах ливийских мятежников - это грубое вмешательство во внутренние дела независимого государства, в котором идет по существу гражданская война. Уполномочивал ли Совет Безопасности ООН какие-либо государства или международные организации принимать участие в этой войне на стороне мятежников? Разумеется, нет. Об этом как раз и заявил глава МИД России Сергей Лавров: «Мы считаем, что вмешательство коалиции во внутреннюю, гражданскую по сути дела войну, не санкционировано резолюцией СБ ООН. Вместе с тем защита гражданского населения остается нашим приоритетом». Разница между этой позицией и авиаударами по ливийским средствам ПВО и колоннам с войсками, верными лидеру Джамахирии, вполне очевидна.
Плюс к тому, Сергей Лавров потребовал международной проверки появившихся в СМИ сведений о человеческих жертвах, вызванных налётами стран, участвующих в антиливийской «одиссее». Причем сделать это надо в кратчайшие сроки. Ведь натовским «летунам» в небе над Ливией ничто не угрожает, тогда как сами они угрожают ливийцам смертью.
Однако заявлениями теперь бомбометание едва ли остановишь. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен уверяет, что действует в рамках мандата ООН, а «решения о том, кого и когда атаковать принимает военное командование». Эту эквилибристику легко опровергают сами мятежники. Как отмечает Би-Би-Си, у них принципиально иная трактовка резолюции Совбеза. По их мнению, НАТО присоединилось к их борьбе с режимом Каддафи.
Даже если к голосу России добавить инициативу Африканского Союза о направлении в Ливию миссии посредников в составе президентов пяти африканских государств, прохладное отношение к этой авантюре Германии и настороженную сдержанность Пекина, совершенно очевидно, что заинтересованные в сокрушении Ливии державы - США, Великобритания, Франция, Италия – намерены распорядиться богатствами атакованной ими страны по своему усмотрению. И поэтому война обязательно повлечёт за собой оформление на международной арене «третьей силы» – прежде всего, в лице государств, позицию которых США проигнорировали.
Обратим внимание на комментарий китайских наблюдателей: «В настоящее время ожесточается конкуренция разных сил на Ближнем Востоке. Обстановка изменчивая, и наблюдение и осторожность – мудрые решения в этой связи. Некоторые западные страны предпочитают использовать старую модель в другое время и в другом месте и считают себя представителями сил справедливости. Во главе нынешних «защитников прав человека» формируется модель второй Боснии и Герцеговины: вооруженная оппозиция Ливии напоминает освободительные силы Косово, Каддафи – Милошевича, и после военных действий правительство оппозиции должно с благодарностью приветствовать освободительные действия западных стран. Однако мы сомневаемся, что все будет именно так» («russian.china.org.cn»).
С учетом этики китайцев, избегающих крепких выражений и замахиванием кулаком, слова эти следует принять всерьез.
В развитие темы очень любопытен и свежий номер итальянской «La Repubblica». Газета пишет: «Впервые крупные развивающиеся экономики выступили единым фронтом в сфере внешней политики. Бразилиа – Москва – Дели - Пекин: четырехугольник нового мирового порядка, клуб «невмешательства», настоящая новость военной интервенции в Ливии. Их критика по поводу беспилотной зоны стала сигналом арабскому миру: существуют и другие покровители помимо Америки и её европейских союзников»…
Сигнал достаточно ясный, чтоб его не понять. Но давно и хорошо сложившийся механизм продавливания интересов США, Великобритании и всего блока их сателлитов слишком силен, чтобы его сломать одними заявлениями. Тем, кто оппонирует северо-атлантическому диктату, требуется союз, международное политическое объединение, способное многократно усилить их голос, влияние. И такое объединение уже существует.
В апреле 2011 года в китайском городе Санья пройдет саммит БРИК. «На нем четыре великие незападные державы, - пишет «La Repubblica», - будут обсуждать не только вопросы торговли и финансов, энергетики и валюты, но и внешнюю политику. Этот станет прорывом, если страны БРИК решат использовать свой экономический вес, превратив его в дипломатический рычаг».
С итальянцами нельзя не согласиться. И не только потому, что в составе БРИК две державы, обладающие правом вето в Совбезе ООН - Россия и Китай. Индия и Бразилия давно и настойчиво стучатся в те же двери - в качестве постоянных членов Совбеза после окончания вялотекущей реформы ООН, предусматривающей увеличение как временных, без права голоса, так и постоянных членов Совета Безопасности. По ливийскому вопросу «бриковцы» выступили сплоченно, воздержавшись при голосовании резолюции 1973. А как только начались бомбардировки, они тут же «выступили с критикой в адрес коалиции», пишет газета.
Не надо оставлять без внимания и то, что группа БРИК готова к расширению. На ее пороге стоит ЮАР. Страна, поддержавшая идею создания бесполетной зоны, теперь также выступает с критикой ее применения. Даже на крайнем юге Африки становится заметно, что затеянная Соединёнными Штатами и НАТО перетряска исламского мира с неизбежностью повлечет за собой смену международных приоритетов и Западе, и на Востоке.
Нервная обеспокоенность Запада растущим экономическим могуществом Китая перерастет в подобие паники, если свое материальное могущество Китай, ставший второй экономикой мира и способный через 5-7 лет превратиться в первую, конвертирует в политическое влияние. Британская Би-би-си на этот счет даже провела исследование. Компания GlobeScan/PIPA привлекла в качестве респондентов более 20 тысяч человек в 28 странах мира и получила данные о том, что среди ключевых торговых партнеров Китая - и особенно в ведущих развитых странах мира - существенно выросло число людей, негативно относящихся к экономическим успехам КНР. Вот эти страны: США, Канада, Франция, Германия и Италия.
Би-би-си констатирует: «Нет никакого сомнения в том, что многих нервирует взлет Китая, происходящий на фоне застоя и паралича многих западных демократий». Финансовый кризис убедил и Запад, и самих китайцев в том, что китайская экономическая система на сегодняшний лень самая эффективная. Осталось только привести в соответствие с ней внешнюю политику, чтобы, наподобие США, формировать «под себя» отношения с другими странами.
В только что закончившемся пекинском совещании аналитиков стран группы БРИК на тему «Развитие, сотрудничество и взаимообмен» приняли участие около 60 экспертов из Китая, Бразилии, России, Индии и Южной Африки. И обсуждали они не только экономическую, но и политическую обстановку в мире. Как считает участник совещания, академик РАН директор Института Дальнего Востока РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы Михаил Титаренко, «это новая платформа диалога пяти крупных развивающихся государств, которые модернизируют свою экономику, политику, культуру. БРИКС может защитить свои интересы на крупных мировых площадках. Это перспективно. В том числе – для наведения валютного порядка, учитывая, что набирают силы юань, иена, а скоро и рубль».
Уже сегодня видно, в каком направлении эволюционирует объединенное мнение «бриксовцев» в ливийском вопросе: «Свержение власти во главе с Каддафи – истинное намерение западных стран, которое им неудобно высказать. Раньше Каддафи называли борцом за права арабских стран, теперь он является противником западных стран. Учитывая уроки Иракской войны, Ливия отказалась от продолжения реализации ядерной программы, над которой она много лет работала, что указывает на большую искренность этой страны! В свое время у Ливии с западными странами был «медовый месяц»… Зато в критический момент Мубарак, который в течение многих лет был сторонником западных стран, был отброшен Западом, Каддафи, который прилагал все силы к сближению с западными странами, переживает налеты. Разве данные живые примеры не вызывают серьезных размышлений у тех, кто стремится к Западу?» - пишет китайский комментатор («russian.china.org.cn»).
Что ж, весьма уместные размышления, когда мир видит, что ни ООН, ни возражения отдельных государств не в состоянии переломить «американскую дубину».