Кризис в лагере немецких либералов, или Вестервелле

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Самая громкая политическая новость в Германии – уход министра иностранных дел Гидо Вестервелле с поста лидера Свободной демократической партии. Точнее, речь идет о том, какие последствия будет иметь решение этого политика не выставлять свою кандидатуру на пост председателя партии на предстоящем в мае партийном съезде либералов. Уже известно, что вице-канцлером федерального правительства вместо Вестервелле станет новый председатель СвДП; это Филипп Рёслер, нынешний министр здравоохранения. При этом покидать пост главы германской дипломатии Вестервелле не намерен.

Стремительная перестановка в руководстве одной из партий правящей коалиции вызвала вопросы. Сохранится ли коалиция? Что побудило Вестервелле отказаться от председательства в партии? Последуют ли перемены во внешней политике Германии? Каковы могут быть последствия для российско-германских отношений?

Ответ на первый из вопросов, казалось бы, прост: да, коалиция сохраняется. Обе партии, входящие в ее состав, не подвергают сомнению свой союз, а канцлер заявила о том, что у нее много совместных планов с министром иностранных дел. Тем самым Ангела Меркель в очередной раз подтвердила репутацию осторожного политика-консерватора, который достойно поддерживает традиционного партнера по коалиции. За всю послевоенную историю христианские демократы только дважды вынужденно изменили этому правилу и участвовали в так называемой большой коалиции, то есть делили правительственные посты с социал-демократами: в 1966-1969 как переходный этап к правлению социал-демократа Вилли Брандта и в 2005-2009 – уже как переход от эпохи социал-демократа Герхарда Шрёдера. Следующие выборы в бундестаг пройдут в 2013 году, но если бы они состоялись сейчас, либералы вообще остались бы не у дел, споткнувшись о 5%-ный барьер – ведь их поддерживают только 3% населения (1). Поэтому с точки зрения перспективы нельзя исключать возможности появления первой в истории Германии «черно-зеленой» коалиции. По крайней мере, в 2005 году такую коалицию считала разумной только пятая часть населения, а теперь – больше трети, тогда как новый союз между консерваторами и либералами одобрили бы 20% немцев (2). Впрочем, больше поддержки имела бы сегодня коалиция «зеленых» с социал-демократами, как при Шрёдере, или большая коалиция, как в прежнем правительстве, когда министром иностранных дел был социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер. К слову, этот политик считает, что потрясения кабинета, вкупе со скандальной отставкой министра обороны цу Гуттенберга (ХДС) – пролог к краху действующего правительства. Представляется однако, что это поспешный вывод, и вопрос о досрочных выборах в бундестаг не стоит. Как бы то ни было, очевидна тенденция к вытеснению СвДП из политического пространства при сохранении влиятельности христианских демократов и резком усилении «зеленых». По итогам прошедших выборов политик этой партии впервые станет премьер-министром одной из федеральных земель. Хотя на местном уровне, в коммунах, коалиция ХДС с «зелеными» возникла в 1994 году, идею правительственной коалиции в таком составе категорически отвергали политики обеих партий. Зато сегодня «зеленые» совершают некоторые шаги по сближению с ХДС; думается, не случайно руководство этой партии заявило, что на посту министра иностранных дел предпочтительнее видеть христианского демократа Вольфганга Шойбле, а не Гидо Вестервелле. По последним опросам, «зеленые» имеют максимальную за всю свою историю поддержку электората: за них готовы голосовать 28% населения. Если до следующих выборов эта тенденция не изменится, следует ожидать, что во главе немецкой дипломатии окажется представитель «зеленых», потому что этот портфель всегда достается младшему партнеру по коалиции. Между тем опыт показывает, что российской дипломатии легче находить общий язык с социал-демократами или либералами, нежели с «зелеными».

Результат либералов на земельных выборах выглядит совсем удручающим после колоссального успеха на общефедеральных выборах 2009 года, когда СвДП получила максимальную поддержку электората, набрав 14,6% голосов. Причем как взлет, так и нынешнее падение популярности связаны с личностью Гидо Вестервелле, но сами по себе плачевные результаты выборов отнюдь не делали смену лидера СвДП неизбежной. Напротив, авторитетные политологи, например Оскар Нидермайер из берлинского Свободного университета, со всей определенностью указывали на отсутствие в партии альтернативного лидера (3). Итак, выборы прошли 27 марта, а 1 апреля, пока Вестервелле находился с визитом в Китае (что тоже любопытно), влиятельная газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на источники в руководстве СвДП сообщила читателям, что их председателю в скором времени придется уйти со своего поста – и это известие оказалось не первоапрельской шуткой. Те же источники утверждали, что Вестервелле в любом случае останется министром иностранных дел. Похоже, шутка как раз в этом, и именно деятельность Вестервелле в качестве министра иностранных дел не устраивает германский политический истеблишмент.
В самом деле, если неудача на недавних земельных выборах объясняется недовольством населения реакцией правительства на японскую катастрофу, такой упрек должно адресовать в равной степени как либералам, так и христианским демократам, которые всегда ратовали за развитие атомной энергетики, причем накануне злополучных для Вестервелле выборов канцлер назвала утопичными требования немедленного отказа от АЭС. Ответственность за внесение изменений в закон 2002 года об отказе от ядерной энергетики, по которому продлен срок эксплуатации немецких АЭС, несут обе партии. Значит, правительство недооценило силу «антиатомных» настроений (чтобы не сказать паники, если на демонстрации по всей стране выходило почти четверть миллиона человек), а расплачиваться приходится министру иностранных дел? Среди либералов вину скорее можно возложить на министра экономики Райнера Брюдерле, который во время встречи с представителями бизнеса, проходившей незадолго до выборов, обмолвился, что-де мораторий на продление срока эксплуатации АЭС был одобрен правительством с расчетом на предстоящие выборы.

Видимо, выборы – лишь повод, которым воспользовалась немецкая элита для того, чтобы если не удалить Вестервелле с министерского поста, то хотя бы склонить его к изменению его курса. Это - прямое следствие голосования Германии по Резолюции 1973 в СБ ООН относительно Ливии. Решение Вестервелле оставить за собой портфель министра критикуют не только оппозиция и атлантисты из ХДС/ХСС, но и многие в его собственной партии. Руководитель социологической службы Forsa Манфред Гюльнер высказывает предположение, что лишь уход Вестервелле из внешнеполитического ведомства повысит популярность СвДП (4) – вопреки тому факту, что 70% населения считают отказ Германии от участия в военных действиях против Ливии правильным решением.

Чем перестал устраивать немецкие правящие круги Гидо Вестервелле? Припомним некоторые важные детали: инициатива по выводу американского тактического ядерного оружия из Европы, призывы к изменению ядерной стратегии НАТО, нежелание обсуждать увеличение немецкого воинского контингента в Афганистане (впрочем, через свое нежелание он впоследствии переступил и отправил за рубеж больше солдат, чем любой из его предшественников), интерес к предложению российской стороны о заключении нового договора о коллективной безопасности в Европе... А чего стоило предложение схватить за руку Барака Обаму, чтобы начать ядерное разоружение? Предшественника Вестервелле, Ф.-В. Штайнмайера, упрекали в «излишней близости» к России после того, как он предлагал поймать на слове Дмитрия Медведева с его идеей модернизации. А тут хватать за руку, да кого... Западный дипломат вообще не может позволить себе такой дерзости, какую допустил Гидо Вестервелле во время своей первой пресс-конференции в должности: он отказался отвечать на вопрос по-английски! Уже тогда он поставил крест на своей дипломатической – а теперь, как мы видим, и политической – карьере.  

______________________________
(1) Reuters, 6.04.2011.
(2) Politbarometer vom 01.04.2011.
(3) Niedermayer. Die Grünen werden überschätzt. www.euractiv.de, 28.03.2011.
(4) Reuters, 6.04.2011.