Министерство внутренних дел Таджикистана сообщило о ликвидации вооруженной группировки полевого командира Мулло Абдулло, деятельность которого не давала покоя властям республики на протяжении двух последних лет. Операция против него началась 14 апреля на территории селения Самсолик Нуробадского района и на следующий день завершилась ликвидацией 17 членов группировки, включая самого Мулло Абдулло. Скрыться удалось лишь двум участникам вооруженного формирования. Руководство Таджикистана и его силовых структур не скрывают своего удовлетворения, рассматривая этот успех как важное свидетельство дееспособности государства.
Мулло Абдулло (Абдулло Рахимов) – уроженец Нуробадского района Таджикистана и один из последних непримиримых полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), отказавшийся принять условия мирных соглашений 1997 года. В 2000 г. его группировка была окружена правительственными войсками и отрядами бывшей оппозиции, после чего М. Абдулло согласился на амнистию. Однако через две недели он сбежал в Афганистан и долгое время о нем ничего не было слышно. Весной 2009 г. М. Абдулло неожиданно вновь появился в восточных районах Таджикистана, пытаясь восстановить связи с бывшими соратниками и на два года превратившись в головную боль таджикских властей. Численность его отряда по разным оценкам колебалась от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Говорили даже о наличии у него 2 тыс. бойцов.
Наиболее громкий инцидент, в котором обвиняют Мулло Абдулло, – нападение в сентябре прошлого года на автоколонну министерства обороны Таджикистана в ущелье Камароб Раштского района. Тогда погибли 28 офицеров и солдат таджикской армии, более десяти были ранены. Этот инцидент, очень напоминающий тактику оппозиции во время гражданской войны 1992-1997 гг., заставил аналитиков говорить о вероятности возобновления внутритаджикского вооруженного конфликта. К такому выводу подталкивали и заметное ухудшение в результате кризиса экономического положения населения, и обострение отношений власти с восточными этнорегиональными группировками. В январе 2011 года таджикским силовикам удалось ликвидировать группировку Аловуддина Давлатова, известного под именем Али Бедаки, который также обвинялся в причастности к сентябрьскому нападению на армейскую группировку. А в середине апреля настала очередь Мулло Абдулло. Большинство убитых боевиков были уроженцами Нуробадского района и земляками Мулло Абдулло, а это значит, что кланово-региональная основа внутриполитического противостояния в Таджикистане сохраняется.
Властям пришлось пойти на частичное примирение с бывшей оппозицией, пользующейся влиянием на территории Раштской долины. На сторону правительства, в частности, перешли два влиятельных полевых командира - Мирзоходжа Ахмадов и Шох Искандаров, последний из которых с 1 апреля назначен заместителем начальника УВД по Раштской группе районов. По данным радио «Озоди», именно сторонники Ахмадова и Искандарова, усиленные авиацией и правительственными силами, участвовали в ликвидации отряда Мулло Абдулло. Кроме того, правительство пошло на смягчение приговоров части осужденных, совершивших массовый побег из следственного изолятора комитета госбезопасности в августе 2010 года. Побег, в котором участвовали родственники видных оппозиционеров, стал одним из катализаторов внутриполитической напряженности. В марте Верховный суд сократил сроки тюремного заключения сыновьям бывшего военного лидера ОТО и главы таджикского МЧС Мирзо Зиеева, убитого при загадочных обстоятельствах в прошлом году, с 30 и 28 до 15 и 13,5 лет соответственно. Родной брат М. Зиеева - Авсамад, а также другой оппозиционер Махсиддин Мухиддинов были амнистированы и освобождены.
Некоторые наблюдатели предполагают, что в ликвидации отряда Мулло Абдулло принимали участие американские военные. На эту возможность, в частности, указал российский журналист Аркадий Дубнов. Американский спецназ, по его словам, может переходить афганско-таджикскую границу, а о военном сотрудничестве с Таджикистаном недавно заявляли сами власти США. Такая возможность, учитывая заметное потепление таджикско-американских отношений в последнее время, не исключена. В интервью радио «Озоди» анонимный представитель таджикских спецслужб сообщил, что М. Абдулло имел связи с Аль-Каидой и Исламским движением Узбекистана. Причем он не только получал от них финансирование, но и являлся главой ячейки Аль-Каиды в республике. Схожие данные совобщил секретарь совета безопасности Таджикистана Амиркул Азимов, по мнению которого за деятельностью группировки М. Абдулло стояли такие террористические организации, как ИДУ, «Талибан» и «Аль-Каида».
Между тем о стабилизации ситуации в республике говорить пока рано. Таджикские аналитики указывают на такие факторы нестабильности, как слабо охраняемая граница с Афганистаном и сохраняющаяся вероятность проникновения с его территории вооруженных группировок. Опасность экспорта нестабильности из Афганистана усиливается в связи с ростом активности талибов в северных, пограничных с Таджикистаном, районах, а также предстоящим сокращением военного контингента США и НАТО. Оппозиционные вооруженные группировки остались и в самом Таджикистане. В январе этого года в республике были задержаны семь сторонников бывшего таджикского полковника Махмуда Хуйдобердиева., поднявшего в 1998 г. мятеж против президента Э. Рахмонова. Будучи гражданами Таджикистана, они приехали в республику из России. По данным Deutsche Welle, в последние годы на территории страны были задержаны десятки сторонников Худойбердиева. Периодически в прессе мелькают названия новых вооруженных группировок. В январе появились сведения об операции против группировки Мухаммадкарима Иброхимова по кличке Камол. В том же месяце силовики сообщили о ликвидации лидера другой группировки Мазори Фатхиддинова, также обвинявшегося в нападении на армейскую автоколонну.
Ликвидация группировки М. Абдулло – значительный, но все же локальный успех. Не исключено, что в недалеком будущем республика столкнется с новыми факторами нестабильности, которые могут оказаться гораздо более серьезными. Усиливая в противовес России сотрудничество с Соединёнными Штатами, Таджикистан все сильнее вовлекается в фарватер американской политики, вырваться из которого будет непросто. Поддержка Америкой режима Э.Рахмона может оказаться иллюзией, быстро исчезающей при наличии у США более масштабных целей. Такой целью может быть установление более лояльного Вашингтону политического режима во главе с нынешним министром иностранных дел Х. Зарифи, которого США, согласно Wikileaks, лоббируют на пост президента Таджикистана. В Москве не напрасно опасаются создания Соединёнными Штатами единой цепи баз на территории Афганистана, Таджикистана и Киргизии…