В издательстве «Молодая гвардия» в серии «Биография продолжается» вышла книга «Уго Чавес. Одинокий революционер». Среди политических деятелей, ставших героями этой серии, – Владимир Путин, Маргарет Тэтчер, Фидель Кастро. Теперь в этот ряд вошёл и лидер Боливарианской революции.
Автор книги Константин Сапожников много лет проработал в Латинской Америке. Ему принадлежат написанные под псевдонимом Нил Никандров биографии соотечественников, жизненный путь которых пролёг через латиноамериканский континент. Это книги «Григулевич. Разведчик, которому везло» («ЖЗЛ», 2005) и «Иван Солоневич. Народный монархист» (Алгоритм, 2008). Более 10 лет К. Сапожников работал в Венесуэле: в 80-е годы, когда о революционных замыслах Чавеса знали очень немногие, и в 2002-2008 годах, в драматическую эпоху консолидации его социалистического проекта.
В Венесуэле и других странах вышли сотни книг о Чавесе. Феномен его популярности объясняется тем, что он во всеуслышанье объявил империю США главным врагом человечества и даже предсказал её распад в текущем столетии.У всех в памяти бескомпромиссные словесные перепалки Чавеса с экс-президентом США Дж. Бушем – младшим и госсекретарём Кондолизой Райс. «Забиякой, искателем дешёвой популярности» клеймили массмедиа венесуэльского президента, «забывая» о том, что инициатива перепалок всегда исходила от Вашингтона, а Чавес был отвечающей стороной.
После того, как Чавес объявил о строительстве «социализма ХХI века» и у него появились последователи на континенте, количество книг о нём ещё более возросло. Надо ли говорить, что большая часть этих книг выдержана в духе обличений и написана по заказу спецслужб США, проводящих масштабные подрывные операции против неугодного режима… Литературу позитивного плана о «мятежном президенте» обнаружить на стеллажах книжных магазинов почти невозможно. Широкое распространение получил дошедший до России труд оппозиционных венесуэльских журналистов А. Барреры Тышки и Кристины Маркано. Их книга, изданная в 2005 году в США под названием «Уго Чавес без мундира: личная история», была переведена на ведущие языки мира в рамках проекта ЦРУ по компрометации венесуэльского лидера. Стремясь поскорее выполнить выгодный заказ, Тышка и Маркано пошли на плагиат. Известный венесуэльский политолог Альберто Гарридо обвинил их в похищении фрагментов из его статей - подготовительного материала для книги «Чавес в мундире» (изданной в 2007 году). Гарридо подал на плагиаторов в суд, но восстановить справедливость не успел. Он умер в декабре 2007 года. Это не помешало авторам получить несколько премий за «разоблачение подлинной сути диктатора».
Имя Уго Чавеса не сходит с новостных лент, и его личность вызывает всё больший интерес в России. К сожалению, в российских СМИ преобладает прозападный подход к оценке тех иностранных политиков, которых Вашингтон относит к «антагонистам», что приводит к искажённому, а то и откровенно карикатурному их изображению. Поэтому так важна сегодня книга с русским взглядом на жизненный путь Чавеса, историю его политического становления и прихода к власти, борьбы за справедливый мир, который, по его словам, «возможен и необходим».
Личные наблюдения, интересные документальные источники, в том числе воспоминания самого президента и лиц из его окружения, поездки по местам, связанным с различными этапами жизни Чавеса, - всё это широко использовано в книге. Перед читателем вырисовывается совсем не тот "упрощённый" Чавес, который подаётся СМИ, а многосторонняя, постоянно совершенствующаяся личность: заядлый спортсмен и читатель, дисциплинированный офицер и революционер-подпольщик, журналист и историк, поэт и художник, президент страны и политик международного масштаба…
Как и положено в жанре биографии, автор прослеживает путь своего героя от рождения до настоящего времени, особо останавливаясь на знаковых моментах в его жизни, таких как неудавшийся мятеж 1992 года, попытка государственного переворота в апреле 2002 года, нашумевшее выступление в ООН или знакомство, переросшее в дружбу, с Фиделем Кастро. Вот названия некоторых глав книги, дающие представление о многоплановости этой работы: «Бандит Майсанта» – неукротимый предок», «Венесуэлой правит сумасшедший», «Дни апрельского путча: на волоске от смерти», «Схватка с нефтяными заговорщиками», «Русское оружие для Венесуэлы», «Жёны и женщины Чавеса», «Обвинения в культе личности», «Книга в подарок Обаме, или Тучи сгущаются».
Имя Чавеса в Венесуэле впервые громко прозвучало в феврале 1992 года после провала военного мятежа. Подполковник-десантник Чавес взял на себя всю ответственность и в коротком выступлении по телевидению призвал соратников сложить оружие: «Пока что нам не удалось решить поставленные задачи». Президент Карлос Андрес Перес, проводивший антинародные экономические реформы с «шоковой составляющей», сохранил власть. Но эти два слова «пока что», уверенно произнесённые офицером в краповом берете, вселили в венесуэльцев искру надежды: в стране есть люди, способные на радикальные изменения.
За два года тюрьмы Чавес пересмотрел свои взгляды: реформировать страну можно только через выборы, демократическим путём, при подавляющей поддержке народа. Он выдвинул социально привлекательную программу действий с упором на использование нефтяного богатства страны для повышения жизненного уровня населения. Начинающему политику не всегда хватало знаний и политического опыта, в его окружение проникли люди, питавшие надежды использовать «солдафона» в корыстных целях. Тайная полиция, направляемая кураторами из ЦРУ, готовила покушения на него. Тем не менее Чавес, вопреки всем трудностям и заговорам, шёл вперёд, завоёвывая всё большую популярность в народа. «Он одержим мессианством» - так будет объяснять оппозиция свои поражения.
Разбираясь в феномене Чавеса, К.Сапожников обращает внимание на то, что ещё в начале политической карьеры Уго говорил своему старшему брату-единомышленнику: «Надо проникнуть внутрь буржуазного чудовища, чтобы начать борьбу с ним изнутри». Стратегию действий Чавес основывает на заповеди Христа: «…итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16). Примером для Чавеса стал Мартин Лютер Кинг, который, борясь за права чёрного населения США, говорил: «Мы должны сочетать твёрдость змеи с мирной кротостью голубя: быть сильными духом, но нежными сердцем. Если у нас имеются свойства змеи, но нет свойств голубя, мы будем холодными, злыми, эгоистичными; если у нас будут свойства голубя и не будет свойств змеи, мы будем сентиментальными, анемичными и слабовольными. Значит, нам надо совмещать свойства обоих». При анализе поступков Чавеса, считает автор, нельзя забывать об этой заповеди, которая объясняет многие, казалось бы, «нелогичные» и «непоследовательные» шаги в его деятельности.
Большое место в книге отведено информационной войне против Чавеса. Поскольку этот вид войны прочно вошёл в современную жизнь, подробный разбор её приёмов и методов на конкретном примере становится полезным чтением для всех, кто хочет понять и возню вокруг имени Чавеса, и вообще трактовку нынешних событий в Венесуэле ангажированными СМИ.
Возможно, кто-то упрекнёт автора, отдавшего предпочтение политической составляющей, в отсутствии экономического анализа достижений боливарианской Венесуэлы. Действительно, автор не злоупотребляет цифровыми выкладками и приводит лишь те данные, которые могут заинтересовать массового читателя. Полемично воспринимается в Венесуэле и мире программа Чавеса по строительству «социализма XXI века». У Чавеса много оппонентов, хотя «социализм с венесуэльским лицом», по мнению автора книги, уже сейчас реально существует. В странах континента недавно прошёл опрос на тему: «Чувствуете ли вы себя счастливыми?» Самыми счастливыми считают себя именно венесуэльцы.
Думается, никого особо не удивит подзаголовок книги: «Одинокий революционер». Сегодня, в эпоху разгула антикоммунизма, Чавес едва ли не единственный государственный деятель, который с высоких трибун заявляет о грядущем торжестве социализма. Венесуэлец не раз доказывал союзникам и оппонентам, что ответственно относится к решению поставленных задач и своему лидерству. Для него власть - это возможность выполнения исторически значимой жизненной миссии. Чавес трезво, со свойственной ему образностью, судит о себе: «Я всего лишь соломинка в воздушном потоке, уносимая ураганом» или – «Я не причина, а следствие (венесуэльского исторического процесса)». И вместе с тем он уверен, что необходим делу революции, делу преобразования страны в «интересах всех венесуэльцев».
Внутренние противоречия и склоки в Объединенной социалистической партии (PSUV), созданной по чертежам Чавеса, приобретают иногда такую остроту, что он на всю страну предупреждает: «Если это будет продолжаться, я выйду из рядов партии». Борьба с коррупцией – постоянная забота Чавеса. Нефтяные доходы – источник соблазна, формирования прослойки так называемой «боливарианской буржуазии». Череда назначений и смещений в правительстве Чавеса во многом объясняется стремлением избавиться от коррупционеров, включая тех, кто совсем недавно входил в круг его доверенных лиц.
Не меньшее отторжение у Чавеса вызывают однопартийцы, забывающие о нуждах народа. Автор книги приводит пример, когда на открытии одного из провинциальных объектов президент указал присутствующим на расположенный неподалёку бедняцкий посёлок - неухоженный, пыльный: «Вы все не раз бывали здесь, но почему никому из вас не пришло в голову подарить воду его обитателям, довести трубу с водой до посёлка? Только мне, мне одному. Как горько осознавать это!» «Мало кто из присутствующих, - пишет К. Сапожников, - понял, сколько боли и одиночества было в этих словах Чавеса. Но именно об этом много лет назад молодой Уго пророчески написал стихами: «Жизнь меня вела, одинокого, / с моим крестом / невидимым / и тяжёлым, по моим мечтам (“La vida me ha traido, solitario/ con mi cruz/ invisible/ y pesada, por los sueños/ ….”)»… В тот пышущий зноем день Чавес вновь ощутил огромность возложенной на него пожизненной миссии, которую только он один может выполнить, которая является его «крестом невидимым и тяжёлым». Немногие безоговорочные и жертвенные соратники, включая брата Адана, помогают ему в исполнении этой миссии, понимая, что непоспевают за своим лидером...»
Тема мессианства, особого предназначения Чавеса, проходящая через всю книгу, заставляет вспомнить об известном ценителям литературы латиноамериканском магическом реализме ... Ну и несомненное достоинство новой книги серии «ЖЗЛ» – несколько десятков фотографий, отражающих разные этапы жизни Чавеса и его окружения.
Закрывая прочитанную книгу о Чавесе, понимаешь: это, действительно, человек, биография которого продолжается.