Президент Республики Сербской (РС) Милорад Додик предположил, что Босния и Герцеговина (БиГ) распадется, как распалась Югославия. По его словам, от БиГ останется только то, что в ней нормально функционирует, а это – Республика Сербская (РС). Напомним, что БиГ состоит из двух автономных образований, или «энтитетов», - РС и мусульманско-хорватской Федерации БиГ (ФБиГ). По мнению Додика, урегулировать отношения между энтитетами в БиГ уже невозможно, так как Сараево требует от Баня-Луки (столица РС) подчинения и только подчинения.
Между тем в самой ФБиГ развивается политический кризис, грозящий расколом Федерации на мусульманскую и хорватскую части. Парламент ФБиГ утвердил 17 марта новое правительство энтитета через пять (!) месяцев после выборов, прошедших в прошлом октябре. Кабинет составлен из министров Социал-демократической партии (СДП), Партии демократического действия (ПДД) и двух мелких хорватских партий. ПДД - это бошнякская (мусульманская) партия, СДП позиционирует себя многонациональной партией, но в ней также абсолютно преобладают бошняки. Парламент утвердил премьером ФБиГ Нермина Никшича от СДП, а президентом - хорвата Живко Будимира.
Кризис развивается в связи с тем, что две крупнейшие хорватские партии в ФБиГ – ХДС- БиГ (Хорватское демократическое содружество) и ХДС-1990 – отказались присутствовать на учредительной сессии одной из палат Парламента – Палаты народов (Дом народов), не признав законными новый парламент и правительство. В Доме народов представлены 58 депутатов, но на сессию собрались только 33.
Суть конфликта: партии боснийских хорватов - ХДС-БиГ и ХДС-1990, - получившие подавляющее большинство голосов хорватов на всеобщих выборах в октябре 2010 года, заявили о правах на всю национальную квоту в структурах власти на всех уровнях, но бошнякская СДП, общий победитель выборов в Федерации, потребовала себе четвертую часть "хорватских портфелей".
Переговоры между представителями партий длились почти полгода и окончились ничем – утверждением нелегитимного Парламента (заседание 17 марта прошло в неполном составе) и такого же правительства ФБиГ. Прежний президент ФБиГ Боряна Кришто отказалась передавать свои функции Живко Будимиру. Центральная избирательная комиссия остается при мнении, что еще не созданы условия для подтверждения результатов выборов в Дом народов Парламента ФБиГ, т.к. еще не завершились выборы во всех 10 кантонах энтитета.
В то же время органы власти в РС нормально функционируют с декабря прошлого года. 18 марта Президент РС Милорад Додик подчеркнул, что выбор делегатов в Дом народов федерального Парламента без представителей двух ХДС нелегитимен.
Председатель Народной скупщины (Парламента) Республики Сербской Игор Радойичич заявил, что способ формирования органов власти Федерации Боснии и Герцеговины нарушает Вашингтонское соглашение, в соответствии с которым данная федерация была создана, и не может не повлиять на судьбу Дейтонского соглашения. Вице-президент РС Эмил Влайки заявил, что христианские хорватский и сербский народы не допустят исламизации БиГ, которую после ее насаждения в Сараеве хотят навязать всей Федерации. Он предупредил, что международное сообщество равнодушно смотрит на кризис власти в Федерации, чтобы, использовав момент, навязать новую конституции БиГ, которая бы легализовала абсолютную власть бошняков (мусульман).
18 апреля лидеры основных партий боснийских хорватов потребовали внести изменения в Конституцию БиГ, позволяющие создать три автономные области (энтитета), одна из которых – хорватская. Требование об отдельной хорватской автономии было изложено в резолюции, принятой в Мостаре, на которой ХДС-1990, ХДС-БиГ и другие хорватские партии учредили Хорватское народное собрание (ХНС). Во встрече приняли участие около 500 боснийских хорватских политиков. Председателем ХНС был избран лидер ХДС-БиГ Драган Чович. Председатель ХДС-1990 Божо Любич возглавил центральный совет Собрания. Участники встречи заявили, что хорватский народ в БиГ маргинализован и лишен прав, которыми обладают бошняки и сербы.
Участники встречи 18 марта подчеркнули, что не признают недавно созданное коалиционное правительство Федерации БиГ, обвинив большинство местных политиков в том, что они пренебрегли волей избирателей хорватской национальности. Критике было подвергнуто также «международное сообщество», «отчасти ответственное за несправедливые действия и дискриминацию», приведшие к конституционному и правовому кризису в БиГ.
Налицо, таким образом, полномасштабный конституционный кризис в Боснии и Герцеговине - этом детище Дейтонского соглашения, 15-летие подписания которого прошло в прошлом году в БиГ незамеченным.
БиГ с каждым годом все больше доказывает данное ей политиком и публицистом Н.Кецмановичем символическое определение – «невозможное государство». Признание независимости Косова только подогрело давнее желание руководства Республики Сербской провести референдум о независимости Республики. А давление Сараева на хорватов толкает их к осуществлению давней мечты создания собственного, отдельного от мусульман-бошняков, самостоятельного энтитета.
13 апреля парламент РС поддержал идею проведения референдума, на котором гражданам предстоит высказать свое отношение к решениям международной администрации, касающимся создания суда и прокуратуры БиГ. Евросоюз тут же объявил о своей обеспокоенности по этому поводу.
Власти РС неоднократно подвергали критике решения международной администрации в БиГ (Аппарат Высокого представителя), ныне возглавляемой австрийским дипломатом Валентином Инцко, в том числе создание суда и прокуратуры БиГ. Руководство РС считает, что работа этих органов носит антисербский характер. Валентин Инцко в свою очередь напомнил, что мандат и полномочия Высокого представителя вытекают из Дейтонского мирного соглашения 1995 года и неоднократно подтверждены Советом Безопасности ООН. Инцко пригрозил РС санкциями. Посольство США в БиГ также разразилось в адрес руководства РС грозными предупреждениями.
На референдуме в Республике Сербской гражданам будет предложено ответить на вопрос: "Поддерживаете ли вы законы, введенные Высоким представителем в Боснии и Герцеговине, в частности, касающиеся суда и прокуратуры, и их неконституционное одобрение в Парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины". Референдум инициировал президент РС Милорад Додик.
На фоне быстро развивающегося кризиса дальше всех по части угроз в адрес руководства РС пошел бывший Высокий представитель в БиГ Пэдди Эшдаун - английский разведчик со стажем, выступающий за исламизированную унитарную БиГ. Эшдаун заявил, что если дела в стране будут развиваться в том направлении, как сейчас, он не исключает применения силы: «Международное сообщество… должно со всей определенностью сказать, что готово любой ценой, включая и военную акцию, сохранить территориальную целостность и суверенитет БиГ...»
Так что, видимо, не случайно ещё осенью 2010 года Совет Безопасности ООН продлил на год мандат международных сил ЕС по стабилизации (ЕВРОФОР) в Боснии и Герцеговине.