Советские солдаты на Фарерах

От Атлантики до Балтики: датские владения и Вторая мировая война

На датских островах «русские войска оставят о себе наилучшие воспоминания, их дисциплина была примерной»

В годы Великой Отечественной войны СССР существенно укрепил свои военно-политические позиции в Северной Атлантике и Балтийском бассейне. Прежде всего – благодаря освобождению советскими войсками от нацистской оккупации датских островов Борнхольм и Кристиансё на Балтике в 1945 году, а также потому, что автономные с 1948 г. от Дании Фарерские острова не подчинились капитуляции Дании перед нацистами в апреле 1940 г. Вступив в  антигитлеровскую коалицию, Фареры участвовали в проводке ленд-лизовских и гуманитарных конвоев в порты советского Европейского Севера, по факту став союзником СССР. 

Напомним в этой связи, что власти датской Гренландии и автономной Исландии (получила независимость с середины июня 1944 г.) тоже отказались признать капитуляцию метрополии, участвуя не только в проводке конвоев, но и в союзнических поставках в СССР. 

Фарерская марка  2005 г. с изображением британских и канадских военных на островах, 1941 г.

Фарерская марка  2005 г. с изображением британских и канадских военных на островах, 1941 г.

Уже в день капитуляции Дании, 9 апреля 1940 г., власти Фарер заявили том, что острова – «территория свободной Дании», пригласив британские и канадские войска для защиты архипелага от германского вторжения. Ввиду чего германские ВВС и ВМС не смогли овладеть северо-восточной Атлантикой, на островах располагались некоторые базы не только датского, но и норвежского Сопротивления нацистской оккупации. Это облегчало проводку через Фареры с осени 1941 г. части ленд-лизовских и гуманитарных конвоев, следовавших в порты Мурманска, Архангельска, Кандалакши и Молотовска (с 1957 г. Северодвинск) из США, Канады и Великобритании. Примечательно, что ввиду упомянутой внешнеполитической позиции Фарер, США, Великобритания и её доминионы в 1940-41 гг. признали государственный статус фарерского флага.

Памятник фарермцам, погибшим в 1940-45 гг.

Современным отзвуком того периода являются издавна дружественные взаимоотношения Фарер с СССР – Россией. Так, ещё с середины 1970-х гг. Фарерские острова заключают бессрочно взаимовыгодные ежегодные соглашения с Москвой о торговле и совместном рыбопромысле в фарерской морской экономической зоне (МЭЗ) и в советской / российской МЭЗ в Баренцевом бассейне. А в 2019-21 гг. Фареры, не участвующие в ЕС и в антироссийских (и антибелорусских) санкциях, договорились с Евразийской экономической комиссией о формировании зоны свободной торговли с ЕАЭС, что не снято с повестки дня после начала СВО.

В конце апреля – начале мая 1945 г., спеша предотвратить капитуляцию вермахта в Дании перед советскими войсками, британские и американские войска поспешили обосноваться в Копенгагене и в примыкающих районах континентальной Дании. Но всё же Красная армия освободила 9-11 мая от оккупации датские южнобалтийские острова Борнхольм (590 кв. км) и Кристиансё (40 кв. км), на которые планировался британский десант. Однако географическая близость островов к Прибалтике, Польше и бывшей Восточной Пруссии была учтена советской стороной, упредившей появление британских войск на этих островах, с которых они вряд ли бы ушли с учетом ухудшающихся отношений западных союзников с СССР.

Борнхолм-Кристиансё

В Дании вермахт британскому фельдмаршалу Монтгомери капитулировал 5 мая 1945 г., причём без оказания сопротивления нашим западным союзникам. Вскоре официально капитулировала и Германия, а вот немецкие гарнизоны на Борнхольме и Кристиансё сражались некоторое время после. Командовавший ими генерал Й. Камптц рассчитывал сдаться британцам, установив связи с их командованием в Дании. В конце войны в 1945 г. Борнхольм стал стратегически важной частью Восточного фронта, оказавшись единственным местом, где продолжалась подготовка немецких подводников. Руководство терпящего крах рейха разработало операцию «Ганнибал» по эвакуации Балтийским морем беженцев и солдат с Восточного фронта, в рамках которой Борнхольму отдавалась роль главнейшей перевалочной базы. 5 марта 1945 г. гросс-адмирал Карл Дениц, будущий преемник Гитлера на посту канцлера, своим приказом назначил новым командующим острова 43-летнего капитенцурзее (капитан 1-го ранга) Герхарда фон Кампца, коему были даны указания ни в коем случае не сдавать Борнхольм советским воинам (1).

В соответствии с договорённостями, достигнутыми в ходе Ялтинской конференции, а также ввиду упомянутых факторов военно-политической географии, советский генштаб в первых числах мая уведомил союзников, что Борнхольм с Кристиансё «должны быть и будут очищены от немецких войск Красной армией и советским балтийским ВМФ». 14 мая 1945 г. в приказе главкома И. В. Сталина командующему 2-м Белорусским фронтом (БФ) маршалу К. Рокоссовскому указывалось: «...Остров Борнхольм (подразумевались и о-ва Кристиансё. – Прим. ред.) является составной частью Дании и временно занят нашими войсками потому, что расположен в тылу нашей германской оккупационной зоны. При этом на острове имеется немало германских агентов, которые должны быть оперативно выявлены и вычищены».

7 мая 1945 г., в ответ на обстрел зенитной батареей из порта Нексе, советская авиация наносила бомбовые удары по немецким частям на этих островах; там же было уничтожено 16 самолетов люфтваффе. 9 мая на Борнхольме высадились 170 советских военных под командованием майора Павла Антонюка. Сюда же 11 мая высадился основной десант с советского Балтийского ВМФ – 132-й стрелковый корпус 19-й армии 2-го БФ численностью более 7,5 тыс. военных под командованием генерал-майора Федора Короткова. В тот же день вермахт здесь (почти 12 тыс.) капитулировал (9 мая были заняты о-ва Кристиансё). Свою лепту внесли участники датского Сопротивления, блокировавшие системы связи между немецкими частями на островах и устроив диверсии на военных складах. На Борнхольм вскоре прибыл датский губернатор Христиан Стемманн.

Министр иностранных дел Дании Йон Кристмас Меллер 10 мая 1945 года заявил по Радио Копенгаген: «Все народы благодарят сегодня Советский Союз за его огромный вклад в дело разгрома злейшего врага человечества. Датский народ выражает России свою горячую благодарность за ее участие в освобождении Дании. Это мы будем помнить всегда». В боях за освобождение островов погибло около 50 советских военных. 18 июня 1945 г. наследник датского престола, будущий Фредерик IX, со своей сестрой Ингрид посетили советскую военную комендатуру на острове Борнхольм и выразили лично начальнику военной администрации генерал-майору Якушеву и генерал-майору Короткову признательность советской армии за избавление от фашистского ига.

Кронпринц Фредерик, кронпринцесса Ингрид с командующим советскими войсками на Борнхольме генерал-майором Коротковым обходят строй советских войск (Аллингё, июнь 1945 г.).

Советские войска покинули Борнхольм в первой декаде апреля 1946 года. Командующий ими генерал-майор Коротков и 35 офицеров, участвовавших в освобождении Борнхольма, были в 1945-46 гг. награждены орденом «Король Кристиан X» и медалью «Свобода». 

Как отмечала правительственная датская газета «Политикен» в канун вывода советских военных с Борнхольма, «русские войска оставят о себе наилучшие воспоминания, их дисциплина была примерной. Они пришли как друзья и принесли с собой освобождение. Они помогали жителям всегда и всем, чем могли. Мы никогда этого не забудем». Что же, хотелось бы верить... 

Советская и датская стороны в 1947-м договорились создать памятник в честь погибших при освобождении Борнхольма. 8 мая 1951 г. в Аллингё на севере острова (ныне Алиннгё-Сёндвиг), был торжественно открыт памятник-стела высотой в 3,5 метра, увенчанный пятиконечной звездой, ниже высечено на русском и датском: «Вечная слава русским богатырям, погибшим в боях с немецкими оккупантами!»

Памятник на о. Борнхольм

В мае 1988 г. здесь была дополнительно установлена композиция гранитных плит («Плита Памяти») с высеченными именами погибших советских воинов. А 9-11 мая по Борнхольму и на Кристиансё проводятся мероприятия, посвященные освобождению этого региона от нацистской оккупации с участием королевской семьи, представителей правительства Дании, посольства России, ветеранов датского Сопротивления и их близких. Очень хотелось бы, чтобы те же мероприятия и увековеченные символы Победы не были бы принесены в жертву прогрессирующей антироссийской политической конъюнктуре в Европы и тем более вандализму, расползающемуся отнюдь не только по Дании...

Примечание

(1) Виватенко С., Сиволап Т. Участие Вооруженных Сил СССР в освобождении дании от немецко-фашистских захватчиков: овладение островом Борнхольм // В сб.: Регионы России в военной истории страны… 2020. 

Другие материалы