Африканское командование США (Africom), пробующее сейчас силы на Ливии, – это часть машины большой войны, в соответствии с планами которой и создавалось «Североатлантическое сообщество». Africom отпочковался от Европейского командования (Eucom). Американо-натовские командования кроят весь земной шар на «зоны ответственности» США-НАТО. В 2007 году, когда официально оформился Africom, зона ответственности Европейского командования охватывала 93 страны и территории, включая всю Европу, большую часть Африки и Россию.
Сугубо полицейские функции атлантистов, собственно, и начинались с того, что Африка была выделена в специальную зону ответственности. Первые тренировки Africom на Африканском континенте очень напоминали натовские программы «партнёрства во имя мира» в странах бывшего СССР. Важно заметить, что главным аргументом в пользу необходимости создания специально выделенного Африканского командования была ...Россия, а решительный поворот атлантистов к интервенционистской стратегии мотивировался успехами, которых достигла «поднимающаяся с колен» страна времен первого президентства В.Путина.
Идеи активизации политики США и НАТО на Ближнем Востоке и в Африке продвигались израильским лобби в Пентагоне и аналитическим центром Institute for Advanced and Political Studies (IAPS) в Иерусалиме. Одной из главных задач IAPS было провозглашено обуздание «имперских амбиций» России. Авторы подготовленной ещё в 2001 году разработки IAPS «Россия и ближневосточный вакуум» задавались вопросом: почему уже первые шаги «путинской России» по восстановлению отношений с «советской клиентурой» в странах «третьего мира» были «ошеломительно успешными», несмотря на попытки «проамериканских элементов в российской власти» эту политику нейтрализовать? (1)
Ответ на этот вопрос звучал так: «Потому что вплоть до недавнего времени Вашингтону не хватало политической воли серьезно парировать обновленные глобальные устремления Москвы; Америка была зациклена на поддержку дышащих на ладан нефтяных режимов и, самое главное, – дипломатически нацеливалась на установление взаимоприемлемого регионального мира. Как результат, Соединённым Штатам удалось отчасти ослабить притязания России в Каспийском регионе, но Америка не придала должного внимания воинственности Сирии, враждебности Ирана и спекуляциям Ирака. Образовался тот политический вакуум, в который устремилась Россия. Теперь [напоминаю: это текст 2001 года. – И.Л.] притязания России зашли так далеко, что она претендует - ни много ни мало – на роль первостепенной силы и гаранта безопасности в регионе. Если процесс ослабления влияния США продолжится, России удастся создать антиамериканскую и антинатовскую региональную группировку, которая может критически изменить региональный баланс силы и поставит интересы Запада и его союзников – Турции и Израиля – под угрозу. Кремль уверен, что он сможет выполнить эту задачу. До сих пор Вашингтон не сделал ничего, чтобы заставить Москву думать иначе...»
Итак, требования обуздать «российские амбиции» датированы июнем 2001 года, ссылка же на отсутствие «политической воли у Вашингтона вплоть до недавнего времени» имеет в виду успешное давление лоббистов IAPS в мае 2001 года на администрацию США, в результате чего в докладе по национальной энергетической стратегии вице-президента Дика Чейни появился тезис о необходимости для США «диверсифицировать» энергетические поставки энергоресурсов за счёт африканской нефти. Организация «крестового похода» на Африку (именно так формулировали неоконсерваторы тезис о необходимости установления гегемонии США в этом районе мира!) пошла на ура с появлением образа врага - «международного терроризма» - после событий 11 сентября 2001 года.
Американская академическая профессура из Калифорнийского университета посвятила организации «крестового похода» в Африку, готовившегося не менее доброго десятка лет, специальное исследование, выполненное по гранту двух американских аналитических центров (2). В главе «Имперское лобби за работой» американские политологи описывают десятилетнюю активность некоего Майкла Вихби, бывшего вице-президента Федеральной либеральной партии Канады, бывшего члена канадского парламента, главы дипломатической миссии в Ливане в 80-х годах, ставшего главным лоббистом военного вовлечения Америки в Африку. Этот сотрудник Иерусалимского института выступал теневым консультантом частного энергетического сектора в Вашингтоне, возглавив группу изучения водных и энергетических ресурсов в Африке. (По результативности Майкла Вихби можно сравнить разве что с другим выходцем из Канады Морисом Стронгом, умудрившимся пролоббировать огромную часть повестки дня глобалистов - Киотский протокол и «глобальное потепление»; провозглашение вместе с Михаилом Горбачевым «заповедей Земли» вместо христианских заповедей; ежегодную тусовку «элиты» в Давосе, где уточняются вопросы глобальной «повестки дня»; создание разветвленных сетей НПО при ООН и многое другое).
С конца 90-х Майкл Вихби, как и Морис Стронг, продвигал обновленную повестку дня для Африки по образцу провозглашенного неоконами «креативного разрушения» в стиле «Проекта нового американского века». Он неутомимо объединял общностью интересов в Африке неоконов и либералов, свидетельствовал в Конгрессе, добивался поддержки от республиканцев и демократов в подкомитетах по Африке, устраивал многочисленные международные конференции в американских, африканских и европейских городах, писал «рекомендации» для американских чиновников, награждал их престижными званиями в ходе инициативных акций «героев года», организовал африканское лобби в Конгрессе США, ни на минуту не оставляя без внимания предложения о необходимости создания специального военного командования в Африке. Даже Китаю, потесненному в Африке, он нашел «размен» в виде участия в проекте разработки канадских нефтяных песков, который самолично взялся лоббировать. И что же? Вашингтон, не признававший особой экономической заинтересованности в африканской нефти, наконец, не только объявил Африку «зоной жизненных интересов США», внес положение о «неуправляемом пространстве», угрожающем национальной безопасности США, в свои стратегические концепции, но и учредил Africom.
К тому времени в Африке уже хорошо освоилось на местности детище того же Иерусалимского института - лоббистское сборище под названием Инициативная группа по нефтяной политике в Африке (The African Oil Policy Initiative Group), представившая вместе с IAPS на организованном ею и широко разрекламированном симпозиуме свою разработку «Африканская нефть, приоритеты для национальной безопасности США и африканского развития» (3). После симпозиума, на котором присутствовал, к примеру, посол Экваториальной Гвинеи в США и свояк президента Теодоро Обианго, Гвинейский пролив был объявлен «зоной жизненных интересов США», американские нефтяные компании, близкие к президенту Бушу, получили две трети нефтяных концессий Экваториальной Гвинеи. Однако и «либералы» из бывшего окружения Клинтона не были обижены. Для них в концепции «африканского развития» были прописаны бизнесы по борьбе с изменением климата, профилактической медицине и контролю за рождаемостью, борьбе с раком и СПИДом. Не были оставлены вниманием и международные банковские структуры. Подобно программам Всемирного банка, урезающим расходы на социальные нужды, в разработке говорилось о недопустимости низкой цены при продаже нефтепродуктов населению и др. И там же заодно содержались рекомендации по поводу будущих «революций», решительного разрыва с «недемократическими режимами», требования приватизации собственности, увеличения западных инвестиций в «права человека». Были предусмотрительно внесены и конкретные предложения по расширению программ «военный - военному», включая снабжение военной техникой и тренировку местных пилотов, дабы «избежать необходимости развертывания на местности американских войск в случае усиления угрозы безопасности». Интересы всех ведущих англо-американских нефтяных компаний в этих «рекомендациях», разумеется, тоже были учтены. Французам в Африке сулили куш ввиду строительства нефтепровода в Чаде и освоения прилегающей инфраструктуры с участием Всемирного банка, трастового фонда и французских агропромышленных и банковских структур. Для обеспечения означенных интересов предлагалось не только создание в Африке джентльменского набора «программ партнерства», разветвленной сети НПО, но и направление туда специальной бригады по защите «западных ценностей» - «региональных сил наподобие военных сил США в Корее». Чтобы сразу не спугнуть африканцев, штаб-квартиру Африканского командования до лучших времен решили оставить в Штутгарте, а пока обойтись существующими военными базами в Джибути и Камп Лемонье...
(Окончание следует)
(1) Ilan Berman. Russia and the Mideast Vacuum. Research paper.n n Strategy # 12. June 2001.IASPS
(2) “Convergent Interests: U.S. Energy Security and the ‘Securing’ of Nigerian Democracy” (http://www.ciponline.org/NIGERIA_FINAL.pdf) a Policy Brief from the Center for International Policy in Washington, DC. This research was supported by funding from the UC Systemwide Institute on Global Conflict and Cooperation and the U.S. Institute of Peace.
(3) http://www.iasps.org/strategic/africawhitepaper.pdf