«Сколько лап будет у собаки, если хвост назвать лапой? Четыре.
Даже если назвать хвост лапой, он ею не станет»
Авраам Линкольн
Спустя три месяца после начала спланированного и поддержанного извне вооруженного мятежа в Ливии стало окончательно понятно – механизм, хорошо сработавший в Тунисе и с некоторыми шероховатостями в Египте, в Ливии дал явный сбой. Неожиданность происходящего произвела на авторов плана настолько шокирующее впечатление, что привела их в состояние временного ступора. Не слышно гневных заявлений в адрес Бахрейна, где врачей и медсестер бросали в тюрьмы и подвергали пыткам только за то, что они оказывали помощь всем без исключения раненым в ходе беспорядков, отсутствует внятная реакция ООН в отношении Йемена или Сирии, где уже несколько недель длится массовое кровопролитие, сопоставимое по количеству потерь с числом погибших в Ливии, – дежурные осуждения и призывы не в счет, ибо по своей стилистике напоминают колыбельные. Понятно, что Йемен и Сирия неминуемо подлежали «демократизации» после Ливии с последовательным интервалом в месяц, но Каддафи нарушил ход событий, а остановить уже запущенный механизм было невозможно.
В то же время отказаться от своих планов «демократизаторы» не в силах, и речь может идти только о корректировке и поисках выхода из тупика с таким расчетом, чтобы поставленные цели были так или иначе достигнуты. Цели очевидны: отстранить от власти М.Каддафи и предать его Международному суду либо устранить физически, заменив на послушных исполнителей, которые избавят своих новых покровителей от вызванной политикой несговорчивого полковника многолетней «мигрени» и обеспечат им полный доступ к гигантским запасам углеводородов и возможность использовать инфраструктуру занимающей стратегическое положение страны.
Расчет теперь строится на том, что ливийцы, привыкшие к доступности продовольственных и промышленных товаров в магазинах, к тому, что бензин и электроэнергия стоят копейки, а обильный обед в самом дорогом ресторане - дешевле бутерброда в парижском бистро, столкнувшись с нарастающими экономическими проблемами и необходимостью борьбы за выживание, сами свергнут своего лидера или, по крайней мере, не будут активно этому препятствовать. Помимо неминуемого продолжения «охоты на Каддафи» теперь можно ожидать нанесения методичных ракетно-бомбовых ударов по объектам государственного управления и разрушение экономического потенциала Ливии с целью ее «удушения» с последующим проведением «военно-гуманитарной операции» под эгидой ООН.
Особенность развития международных событий состоит в том, что идет перераспределение ролей: если ранее Совет Безопасности ООН лишь штамповал резолюции, задним числом «легитимизировавшие» агрессию против суверенной Югославии, «узаконивавшие» оккупацию и «демократичность» выборов в Ираке и Афганистане, где голосование проходило под дулами автоматов, а подсчет голосов производился на закрытых территориях иностранных военных баз, то теперь на ООН возлагается задача принять непосредственное и активное участие в операции по свержению существующего в Ливии строя…
Для обоснования необходимости проведения «гуманитарной операции» ООН идет активная подготовительная работа. Власти Ливии неоднократно приглашали в страну международные комиссии для ознакомления с реальной ситуацией. Во второй половине апреля в Ливии побывала «группа экспертов ООН», но о результатах ее работы не сообщалось. Впрочем, о содержании отчета можно судить по косвенным признакам: группа обошлась без специалистов по Ливии, в ее состав вошли египетский эксперт по правам человека Шариф Басьюни, подданная Иордании юрист Асма Хадер и судья из Канады Филипп Кирш.
Уместно напомнить, что в конце февраля Международный уголовный суд ООН приступил к расследованию «военных преступлений» в Ливии, причем подследственными по этому делу проходят несколько ливийских руководителей, включая Муаммара Каддафи. 20 апреля, не дожидаясь доказательств, Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллаи заявила, что «действия ливийской армии в Мисурате вполне можно классифицировать именно как военное преступление».
Помимо «шлифовки юридических нюансов», активная работа ведется по выработке стратегии и путей реализации наземной операции, обозначенной как «гуманитарная». Соединенные Штаты, «заварив кашу», еще в марте от активных боевых действий в Ливии самоустранились, делегировав полномочия по командованию военной составляющей операции - НАТО, а гуманитарной – ООН и Европейскому союзу. На деле США лишь отошли в тень, переложив всю «грязную работу» и ответственность на союзников, не забывая при этом пополнять запасы арсеналов ВВС участвующих в налетах стран корректируемыми авиабомбами, крылатыми ракетами, а также предоставив беспилотные самолеты-разведчики и данные космической разведки.
Еще 21 марта министры иностранных дел стран - членов ЕС согласились предоставить военнослужащих в распоряжении ООН по первому требованию для охраны и сопровождения сотрудников гуманитарных миссий и конвоев с гуманитарными грузами. 7 апреля стало известно, что ФРГ намерена отправить в Ливию военнослужащих бундесвера в рамках операции под условным обозначением Eufor Libya. Немецкие солдаты должны будут войти в состав войсковой группировки Евросоюза (EU-Battlegroup), которое займется обеспечением безопасности проведения организованной под эгидой ООН «операции по оказанию гуманитарной помощи».
С начала апреля в Бенгази находятся группы военных советников и специалистов из Франции, Италии и Великобритании. Так, британские старшие офицеры занимаются, по признанию Даунинг-стрит, «оказанием содействия временному переходному совету в решении организационных вопросов, связи и тылового обеспечения». В связи с этим случилась даже небольшая перепалка между британским Форин-офисом и Валери Амос, которая при правительстве Тони Блэра была лидером Палаты лордов, а с сентября 2010 года является заместителем генсека ООН и возглавляет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов и оказанию чрезвычайной помощи (ОСНА): «Не совсем понятен статус этих военнослужащих», - заявила баронесса Амос. «У британского правительства есть свои приоритеты, но нельзя допустить стирания грани между гуманитарной и военной помощью», - добавила она. «Ну что Вы! Это же всего лишь военные советники, это же не войска!» - примирительно отвечали дипломаты.
Ранее В.Амос выступила против предложения Евросоюза (среди авторов - другая видная представительница Лейбористской партии, а ныне – Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза Евросоюза Кэтрин Эштон) о размещении в Ливии до 1000 военнослужащих ЕС «для охраны гуманитарных миссий» по причине его «несвоевременности». Одновременно сотрудники гуманитарных организаций выразили опасение, что войска ЕС вряд ли обеспечат им безопасность в Ливии, а вот подвергнуть дополнительному риску вполне могут, однако их мнение вряд ли способно что-либо изменить, когда идет такая игра.
Согласно нормам международного права, проведение гуманитарных, миротворческих и иных международных операций на территории независимого государства возможно только по приглашению и с согласия местных властей. В данном случае мы имеем еще один пример иного подхода: «правила существуют для того, чтобы их нарушать». Формальным поводом для отправки в Ливию контингентов ВС ряда стран вполне может стать обращение упоминавшегося OCHA к властям Евросоюза с просьбой обеспечить вооруженное сопровождение гуманитарных программ в Ливии. Почему именно ОСНА? Вся история полевых миссий ООН неопровержимо свидетельствует: там, где планируется проведение гуманитарных миссий или миротворческих операций, первыми всегда появляются сотрудники OCHA. В Бенгази они находятся с февраля, а в начале мая туда прибыл лично один из высокопоставленных руководителей этой структуры, что бывает нечасто.
Что касается Триполи, то все 12 сотрудников ООН были срочно эвакуированы оттуда в Тунис утром 1 мая, а представительство организации разгромлено разгневанной толпой через несколько часов после сообщения о гибели в результате авианалета НАТО сына и трех внуков Каддафи, а также других мирных жителей. По словам представителя ООН, власти Ливии принесли извинения, а сотрудники «временно покинули» столицу Ливии и вернутся туда, «как только сложится благоприятная обстановка». Между тем уже через несколько дней все эти сотрудники оказались в Каире, где уже создается оперативный штаб по управлению планируемой гуманитарной операцией, которая, по-видимому, должна охватить прежде всего восточную часть страны. В ООН объявлен набор сотрудников для работы в Ливии, в первую очередь требуются офицеры безопасности, желательно – со знанием арабского языка.
Кстати, немного о службе безопасности ООН. Если быть точным, то это Департамент по вопросам охраны и безопасности, его руководитель одновременно является заместителем Генсека ООН. С 2009 года этот департамент возглавляет американец Грегори Старр, который до этого в течение почти 20 лет работал в Госдепартаменте и многие годы отвечал за безопасность представительств США за рубежом. Не вызывает сомнений то, что Г.Старр в силу своих служебных обязанностей по прежнему месту службы был тесно связан с руководящими сотрудниками разведсообщества США, связей не утратил и, соответственно, имеет доступ к закрытой информации. И вот здесь есть нюанс: как ни удивительно, но в список арабских стран, «подлежащих реформированию», не попал, к примеру, Алжир, где в 2007 году была взорвана штаб-квартира ООН, а роль и влияние радикальных исламистов и сегодня очень велика. Однако осенью 2010 года сотрудникам ООН, работающим в Алжире, разрешили привезти семьи, а уровень опасности снизили. И – о чудо! – в Алжире, где базируется «Командование аль-Каиды в Арабском Магрибе», никаких волнений не произошло, уже не говоря о «революции». Впрочем, это всего лишь повод к размышлению…
(Окончание следует)