Госдепартамент запретил въезд в США пяти европейцам, обвинив их в том, что они возглавляют усилия по оказанию давления на технологические компании с целью цензурирования или подавления американской точки зрения. Госсекретарь Марко Рубио заявил, что пять человек, которым были запрещены визы, в том числе бывший еврокомиссар Тьерри Бретон, возглавили «организованные усилия по принуждению американских платформ к цензуре, демонетизации и подавлению американских точек зрения, с которыми они выступают».
«Эти радикальные активисты и вооруженные неправительственные организации усилили меры цензуры со стороны иностранных государств – в каждом случае против американских ораторов и американских компаний», – говорится в заявлении госсекретаря.
«Администрация Трампа больше не потерпит экстерриториальную цензуру», – объявил Рубио. По его словам, речь идет о представителях так называемого глобального «цензурно-промышленного комплекса», оказывающих давление на технологические компании США.
Такое заявление госсекретарь США сделал после решения Еврокомиссии (ЕК) оштрафовать заблокированную в России соцсеть X* на 120 млн евро за нарушение закона о цифровых услугах. Представитель ЕК Тома Ренье сообщил, что это стало первым штрафом, наложенным в рамках данного законодательства. В тот же день Рубио назвал санкции против X атакой не только на саму платформу, но и на американские технологические компании и граждан США.
Напомним, что Х – одна из крупнейших соцсетей в мире и раньше называлась Twitter. Ее владелец миллиардер Илон Маск продал в 2022 году ее своему стартапу, но остался председателем совета директоров компании, а затем сменил ее название на Х. После штрафа со стороны ЕС Маск обвинил ЕК в подавлении свободы слова и позже публично призвал к ее роспуску.

Имена европейцев, попавших под санкции США, были обнародованы заместителем госсекретаря США по публичной дипломатии Сарой Роджерс в серии постов в заблокированной в РФ соцсети X. В список неугодных лиц вошли: британец Имран Ахмед, исполнительный директор базирующегося в США Центра по борьбе с цифровой ненавистью (Centre for Countering Digital Hate, CCDH), руководители немецкой организации HateAid Жозефина Баллон и Анна-Лена фон Ходенберг, глава базирующегося в Великобритании некоммерческого проекта Global Disinformation Index Клэр Мелфорд, бывший министр финансов Франции, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка (2019-2024 гг.), курировавший разработку Акта о цифровых услугах ЕС (Digital Services Act, DSA) Тьерри Бретон.
Как известно, Акт о цифровых услугах (DSA) направлен на усиление контроля за работой на территории ЕС крупных онлайн-платформ; сервисы, которые отказываются бороться с незаконным и вредоносным с точки зрения Брюсселя контентом, рискуют получить штрафы до 6% от их глобального оборота или даже быть заблокированы в странах Союза. Такое решение ЕС вызвало возмущение у американских консерваторов, которые расценили его как инструмент цензуры в отношении, прежде всего, американских онлайн-платформ, видя в нем угрозу свободе слова.
А в Европе меры, о которых объявил Рубио, вызвали ответное возмущение. Президент Франции Эммануэль Макрон в своем аккаунте назвал их подрывающими цифровой суверенитет Европы. А глава французского МИД Ноэль Барро заявил: «Народы Европы свободны и суверенны и не могут допускать, чтобы другие навязывали им правила цифрового пространства».
Возмутилась и Еврокомиссия. «Свобода выражения является основополагающим правом в Европе и общей с Соединенными Штатами ключевой ценностью во всем демократическом мире», — говорится в ее заявлении. При этом в ЕК подчеркнули, что запросили разъяснение у властей США. «В случае необходимости мы оперативно и решительно отреагируем, чтобы защитить нашу автономию в сфере регулирования от необоснованных мер», – пригрозили в Брюсселе.
Бурная перепалка на эту тему межу Бретоном и Маском произошла еще во время предвыборной кампании в США. В августе 2024-го, в ее разгар, еврокомиссар направил письмо американскому миллиардеру с требованием соблюдать DSA при трансляции интервью с Дональдом Трампом, пригрозив «полным применением» установленных этим законом санкций. А темпераментный Маск в ответ опубликовал в соцсети мем из фильма «Солдаты неудачи», на котором Лес Гроссман (Том Круз), используя непарламентские выражения, грозит лидеру группировки вьетконговцев Огненному Дракону: «Take a big step back and literally fuck your own face».
Набросились в ЕС на Маска, когда он был одно время при Трампе главой Департамента эффективности государственного управления (DOGE) и стал активно поддерживать неугодную Брюсселю правую немецкую партию «Альтернатива для Германии», обвиняя его во вмешательстве во внутренние дела ФРГ. А Бретон в интервью французскому телеканалу BFMTV пригрозил, что ЕС в случае вмешательства иностранных медиаплатформ могут поступить, как в Румынии, где Конституционный суд аннулировал результаты первого тура президентских выборов, на которых победил националист Кэлин Джорджеску. После этого Маск назвал Бретона «тираном Европы».
В итоге разгоревшейся свары Еврокомиссия объявила решение: оштрафовать X на €120 млн якобы за недостаточную прозрачность рекламы и пользовательских аккаунтов. В ответ Маск не только заблокировал размещение рекламы комиссии на платформе, но и призвал вообще распустить ЕК из-за «бюрократии». А сам Трамп назвал штраф ЕС «неприятным», отметив, что Европа «движется в плохом направлении».
Критике со стороны США подверглось и британское законодательство. 16 декабря Вашингтон приостановил реализацию соглашения о технологическом сотрудничестве с Лондоном, заявив, что британские правила противоречат подходу США к регулированию цифровой сферы.
Информационная война между Европой и администрацией Трампа, которая обвиняет ЕС в ущемлении свободы слова, началась уже давно. Еще в феврале прошлого года вице-президент США Джей Ди Вэнс на Мюнхенской конференции по безопасности заявил, что еврокомиссары готовы блокировать соцсети во время массовых волнений под предлогом борьбы с «разжигающим» контентом, а в Германии, по его словам, даже проводились рейды против пользователей, публиковавших «антифеминистские» посты.
С тех пор критика Европы со стороны администрации Трампа стала постоянной. Высокопоставленные представители властей США неоднократно обвиняли европейские страны в цензуре, а в последнем докладе Госдепартамента, посвященном ситуации в области прав человека, утверждается, что в Великобритании, Франции и Германии имеют место «существенные проблемы» с этим, включая «серьезные ограничения свободы выражения мнений».
Такая позиция Вашингтона закреплена и в недавно опубликованной обновленной «Стратегии национальной безопасности США», где прямо говорится о риске «цивилизационного исчезновения» Европы. В документе утверждается, что действия Европейского союза и других наднациональных структур подрывают политическую свободу и суверенитет государств, слишком мягкая миграционная политика ведет к росту социальной напряженности, усиливаются цензура и давление на политическую оппозицию, падает рождаемость и размывается национальная идентичность. Если текущие тенденции сохранятся, утверждают авторы стратегии, Европа может стать «неузнаваемой» в течение ближайших 20 лет, а ряд стран – утратить экономический и военный потенциал, необходимый для выполнения союзнических обязанностей перед США.

Как пишет Neue Zürcher Zeitung, новая «Стратегия национальной безопасности США» радикально пересматривает приоритеты американской внешней политики. Нынешнюю администрацию США, считает издание, интересует не борьба с Россией и Китаем, а решение гораздо более практических проблем.
«Приоритеты американской политики безопасности при Дональде Трампе кардинально изменились, – отмечает NZZ, – новый стратегический отчет наглядно это подтверждает: Вашингтон смотрит на Европу через призму противоречий, недоверия и национализма… Трамп представил 33-страничный отчет по стратегии национальной безопасности. Документ весьма показателен: главной угрозой названа не пресловутая "агрессивная внешняя политика Кремля", а европейская миграционная политика».
«Через несколько десятилетий некоторые государства НАТО перестанут быть европейскими», – говорится в отчете. Отсюда, по логике авторов, возникает сомнение, будут ли эти страны и дальше понимать необходимость союза с США так же, как первоначальные подписанты Североатлантического договора. В отчете поэтому говорится об угрозе «цивилизационного исчезновения ЕС». Основа трансатлантической солидарности, по-видимому, для администрации Трампа состоит не столько в общих либеральных ценностях, сколько в общности цвета кожи».
«Одновременно в отчете упреки звучат не в адрес российского лидера Владимира Путина, а в адрес европейцев — в недостаточном стремлении к миру на Украине. "Администрация Трампа не согласна с европейскими правительствами, питающими нереалистичные ожидания в отношении военных действий", — отмечается в американском документе. Более того, утверждается, что власти в Европе подавляют стремление большинства к миру, ограничивая свободу мнений и демократию», – указывает Neue Zürcher Zeitung.
Однако Европа сопротивляется. Глава Евросовета Антониу Кошта предостерег администрацию Трампа от вмешательства в дела Союза, а глава евродипломатии Кайя Каллас обвинила США в провокации, отметив, что их критика должна быть направлена в сторону России. Ее предшественник Жозеп Боррель и вовсе призвал Союз сопротивляться Трампу, который «объявил политическую войну ЕС».
В начале сентября эксперты Европейского совета по международным отношениям (ECFR) выпустили доклад о культурной войне США против Европы. Согласно их выводам, администрация Трампа пытается поставить под сомнение субъектность ЕС на международной сцене, а также работает над смещением идеологического центра европейской политики в сторону MAGA (Make America Great Again — «Сделаем Америку снова великой»). Для этого республиканская администрация применяет тактику «партизанской войны» в Европе, используя рост популярности правых сил, которые зачастую являются союзниками Трампа (среди них, в частности, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, польский президент Кароль Навроцкий и фактический лидер французских ультраправых Марин Ле Пен).

Как известно, было время, когда радикальные немецкие националисты считали США страной, где царили либерализм, пристрастие к комфорту, коммерциализм и, прежде всего, «расовый хаос». Но сейчас роли поменялись. Наоборот, нынешнее руководство Америки определяет себя в противовес европейскому либерализму, открытости для иммигрантов и отсутствию воинственного духа. Об этом свидетельствует и лозунг Трампа Make America Grеat Again и та информационно-культурная война, которая все активнее разворачивается между Европой и США. А это показывает, что единого Запада больше нет, что Атлантический союз расколот и уже даже по отношению к событиям на Украине не в состоянии проводить монолитно согласованную политику.
Давая оценку новой редакции «Стратегии национальной безопасности США», официальный представитель МИР РФ Мария Захарова заявила, что в России отмечают «ряд положений, свидетельствующих о серьезном переосмыслении внешнеполитических доктринальных установок США, что особенно заметно на контрасте с ее предыдущей версией 2022 года. В первую очередь обращает на себя внимание пересмотр прежней ставки Вашингтона на гегемонию – в документе прямо говорится, что ранее "американские элиты совершили тяжёлые просчеты", сделав «весьма ошибочную и деструктивную ставку на глобализм». Конечно, время покажет, насколько Администрация Д.Трампа способна будет действительно учитывать эту нелегкую для самой Америки констатацию. Тем не менее, как видится, на данный момент показательно само признание банкротства глобалистской модели», – отметила Захарова. По её словам, «важно и то, что Россия упоминается в документе в контексте общеевропейской безопасности, причем призывы к системному сдерживанию нашего государства и наращиванию экономического давления на нас отсутствуют. Тем не менее, не называя прямо Москву, в новой редакции "Стратегии" Вашингтон громко обозначил планы достижения "энергетического доминирования" путём "снижения влияния противников". За этими словами достаточно ясно прочитывается стремление любыми доступными методами продолжать вытеснение России с глобальных энергорынков».
«Несмотря на жесткое отстаивание в стратегии интересов США, документ позволяет вести поиск совместных с нами "точек соприкосновения". Правда, вероятность смены курса в национальной стратегии США при следующих администрациях также сохраняется», – сделала вывод представитель МИД РФ.