Президент США Барак Обама выступил 19 мая с давно ожидавшейся и широко разрекламированной в СМИ «исторической» речью, в которой коснулся позиции Америки в отношении так называемой «арабской весны».Катаклизмы, потрясшие в начале года такие страны, как Тунис и Египет, привели к свержению их руководителей и сопровождались массовым кровопролитием, в котором были замешаны как силы порядка, так и сами «революционеры», не стеснявшиеся в выборе средств борьбы. Так что ярлык «бархатные революции» к этим выступлениям «народного» протеста никак не подходит, поскольку о «восставших народах» в данном случае речь идти не может.
За радикальные изменения выступала лишь часть населения, причем, возьмусь утверждать, малая, но неимоверно раздутая с помощью разного рода «твиттерных политиков». Добавьте сюда щедрую поддержку со стороны западных «доброхотов», включая спецслужбы. Это же мы наблюдаем сегодня на примере событий в Ливии, в Йемене, где народ удалось расколоть, но где режимы полковника Муаммара Каддафи и президента Али Абдаллы Салеха, опираясь на верные им силы, оказались способны организовать достойное сопротивление фактической агрессии извне. Я уж не говорю о Бахрейне, где «шиитская революция» была подавлена с участием региональных суннитских режимов.
Речь Обамы об «арабской весне» позволяет разглядеть суть намерений администрации США в политике на Ближнем Востоке. Суть проста – поддерживать «революционный» огонь там, где это возможно, всеми доступными средствами, а в тех странах, где он только тлеет – раздувать до состояния пожара… И не забывать при этом о финансовых поощрениях тех, кто это заслужил – Туниса и Египта, ливийских «повстанцев», оппозиционеров в таких странах, как Сирия и Йемен. Накануне выступления глава Белого дома объявил о выборочных пока санкциях в отношении режима сирийского президента Башара Асада.
Ideefixe всех последних американских администраций была «демократизация» огромных пространств Большого Ближнего Востока (мира ислама). Если понадобится – насильственными методами, как это было в Ираке. Цель также ясна: обеспечить в регионе, богатом нефтью, благоприятное для достижения глобальных целей США окружение. Особенно в продвижении этой политической линии усердствовал Джордж Буш-младший. Без особого, однако, успеха. Сегодня же «голубая мечта» американского истеблишмента, как никогда ранее, близка к осуществлению. И здесь не грех напомнить, что в июне 2009 года Обама уже обращался к арабскому и исламскому миру с «программной» речью. Президент США обещал в ней новые подходы «с распростертой ладонью» (вместо кулака Буша), призывал «положить начало новым отношениям между США и миром ислама».
Последнее выступление Обамы развеяло остававшиеся иллюзии арабов и мусульман в этом отношении. Еще до выступления исследовательский центр PewResearchCenter выявил катастрофическое падение престижа «реформатора» на Ближнем и Среднем Востоке. В Иордании Обаму поддерживают лишь 13% опрошенных, в Турции – 10%, в Пакистане – 11%, среди палестинцев и того меньше – порядка 10%. Сомнительно, чтобы «историческая» речь 19 мая что-либо изменила здесь в положительном смысле. Скорее, наоборот.
Амр Муса, уходящий с поста генсека Лиги арабских государств с тем, чтобы баллотироваться на пост президента Египта, прямо заявил: «Новый Египет сохранит тесную связь с Соединёнными Штатами, но станет гораздо более независимым». Призыв Обамы к Асаду освободить путь для политических реформ или уйти, вызвал решительный отпор со стороны официального Дамаска. Сирийское информационное агентство САНА обвинило президента США в разжигании насилия в стране. Заметим, что военная интервенция Запада в Сирии по ливийскому образцу практически исключена, одобрения СБ ООН такой шаг не получит, о чем прямо заявил недавно Дмитрий Медведев. Что же касается финансовой помощи, которую США готовы предоставить новым режимам в Египте и Тунисе, то о ней и говорить нет смысла, поскольку ущерб, нанесенный экономикам этих стран, превышает подаяние в разы.
Барак Обама попытался сгладить очевидные негативные аспекты своей речи, бросив арабам «кость». Он заявил, что мир на Ближнем Востоке невозможен без возвращения Израиля к границам 1967 года, что вызывало приступ ярости у официального Иерусалима. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, посетивший на днях Вашингтон для переговоров в Обамой, категорически отверг такую возможность.
Одновременно израильский премьер попытался снизить накал противоречий между «стратегическими друзьями», назвав их несущественными. Отметим, что президент США всего лишь сказал о том, что уже давно зафиксировано в резолюциях СБ ООН. И опять-таки Вашингтон не первый раз вроде бы пытается склонить Израиль к уступкам, в том числе в вопросах колониального присутствия на оккупированных палестинских землях, но всегда получает отказ. Так и сейчас, причем какими-либо козырями в этой ближневосточной игре США не располагают. Особенно в свете президентских выборов в США 2012 года, когда Обама будет просто не в силах противостоять еврейскому лобби и произраильскому курсу республиканцев.