«Победителей можно и нужно судить». Видимо, этими сталинскими словами и руководствуются потомки, пляшущие на костях генералиссимуса. Или на костях миллионов, сложивших голову в Великую Отечественную? Немцы на вопрос «Что празднует Россия 9 мая?» вспоминают американских солдат, водрузивших флаг над Рейхстагом. Сколько потребуется времени, чтобы услышать это от наших детей? Да, советская история страдала однобокостью. А нынешняя? Её перевернули с ног на голову, вывернули наизнанку, чтобы было удобно читать - всем, кроме русских…
Сегодня Сталина боятся больше, чем при жизни. И «десоветизация», проводившаяся двадцать лет в бывших советских республиках, норовит вступить теперь в этап «десталинизации». Замечу для тех, кто этого не знает: отмашка о начале кампании «десталинизации» дана вовсе не пресловутой комиссией и её незадачливыми активистами – сигнал подан с Запада. ОБСЕ, уравняв сталинский СССР и гитлеровскую Германию, возложила вину за развязывание Второй мировой войны на оба «мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский». От нас требуют посыпать голову пеплом сожжённых немцами деревень? Каяться за Победу? За дедов и отцов? И, наверное, потом нас милостиво простят: сыновья за отцов не отвечают?..
Не надейтесь! На нынешнем этапе «десталинизации» бывшие англо-саксонские союзники Сталина не остановятся. Ни за что! Когда международное право обернулось правом сильного, «тоталитаризмом» (удачное придумали когда-то словечко творцы «холодной войны») можно окрестить что угодно. И нас ещё ждут «депетризация» и «деекатеринизация». Снова пустят в ход сфальсифицированное столетия назад «Завещание Петра Великого», разделы Польши, ленинскую журналистику, облачавшую «тюрьму народов»... Запад не успокоится, пока не вырвет из книги всемирной истории блистательные страницы истории российской.
Расстрелы, репрессии, лагеря… Такими густыми красками, как сегодня, мрачную картину той эпохи, рисовали разве что оголтелые телеисторики времён горбачёвской «перестройки»… А «вождь всех народов» только прибавляет в популярности. 73% российской молодёжи положительно оценивают его роль. То и дело слышишь: «Эх, Сталина нет…» А как вы хотели? Разве не по России сегодня звонит колокол? И разве не по виновникам этого развала плачет ГУЛАГ?
Новости, изрыгаемые «национальным» телевидением, походят на военную хронику: взрывы, убийства, изнасилования, пропавшие без вести… Телеголоса обещают нам западные инвестиции, туризм, всеобщее процветание, но инвестиции ограничиваются ядерными захоронениями, а в области туризма процветает секс-туризм. Русская провинция наших дней словно сошла со страниц бунинской «Деревни», тёмной и бесправной, а столичная «человекорубка» отсылает к пророчествам об Апокалипсисе. Через полвека после Гагарина наши спутники падают, как звёзды, а Роскосмос имитирует полёты на Марс. А почему бы не порепетировать жизнь в Царствии Небесном?
Впрочем, в России первые давно стали последними. Защитники Отечества собирают бутылки, торгуют тряпьём, тех, кого не сломила война, победила нищета. А у «элиты» где банковский счёт - там и родина. Может, и прав был Иосиф Виссарионович? Может, «верхушку» нужно, как газон, подстригать – регулярно, время от времени?
Закрываются школы, зато на всех почтах – игровые компьютеры, вокруг которых проводят дни чумазые мальчишки. «Электронные технологии должны быть доступны всем!» А школы – только избранным? Раньше лучшие в мире образование и медицина были достоянием миллионов, теперь - миллионеров. И ведь вроде народ не ропщет! Это СССР был страной воинствующих атеистов, Россия – страна воинствующих конформистов.
Нам внушают, что Советский Союз погубила недостижимая цель, что люди устают ждать, что им нужно «здесь и сейчас». Но разве путь к «американской мечте» ближе? Советский народ, что бы ни говорили, ощущал себя великим. Он и был великим - причастность к гигантским проектам давала ощущение собственной значимости. А сегодня шарахаются от имперского духа, калёным железом выжигают «имперские амбиции», отучая быть великими. Великие стройки ограничиваются дачными участками, а все проекты сведены к виртуальным. Долой трудоголика Сталина! Наверх всплыли те, кому заправлять в банановых республиках – «новых независимых государствах» завтрашнего дня – много «престижнее», чем быть гражданами сверхдержавы.
Однако далеко не всем нравится жить в стране «третьего мира». И, конечно, если бы Сталина не было, его бы следовало выдумать. Процветание и сильная власть всегда ассоциируются с «кровавыми репрессиями». (Так польская шляхта, получавшая русские и прусские пансионы, кричала на сеймах «Долой короля!», когда дни Речи Посполитой были уже сочтены.) Под шум о «кровавых репрессиях» проще выкачивать ресурсы и захватывать территории! Это раньше Россия прирастала землями - теперь Россией прирастают соседи.
Империи, как печенье, крошатся по краям. Не потому ли три четверти трансфертов из федерального бюджета получают Чечня, Татарстан и Башкирия? И никого не удивляет - отчего такой перекос! Зато не смолкает критика Советского Союза за поддержку национальных культур, хотя те культуры впитали в себя мощный интернациональный элемент, являясь частью общей советской культуры. Сегодня народы России этнически обособляются – чем дальше, тем больше. При лукавых подсказках с Запада вспоминают свои «корни» саамы, меря, корелы, мордва, чуваши… На гранты культуртрегерских программ снимаются этнофильмы, пишется освободительный эпос, воспевается «национальная» история…
Поддержка малых народов? Забота о самосознании? Тогда почему туда, откуда ушла кириллица, пришла латиница? Это с Куликовской битвы вернулись русскими – с информационных войн нашей эпохи возвращаются кривичами, вятичами, радимичами…
Когда-то в таджикском селении, кавказском ауле и восточноевропейском городе можно было объясниться на русском. Сегодня на русском языке не всегда объяснишься и в Москве, а проводимые каждый год фестивали «Великое русское слово» здесь ничем не помогут. Русский мир сжимается, как шагреневая кожа. Когда-то он был больше имперских границ, сегодня — меньше исконно русских земель.
Не стоит забывать, что Россия — лоскутное одеяло, пестрящее народами, религиями, местными обычаями. И мы соединены в том числе нашим общим прошлым. Нам снова и снова приходится вступать в бои за историю. Ведь предавая прошлое наших отцов, мы предаём настоящее и изменяем будущему. Воспевая «власовщину», ошалевая до того, что выставляем Великую Победу поражением, мы навсегда обрекаем себя остаться «придатком» - сырьевым или каким там ещё….
Где сегодня Великая Моравия? Где Великая Болгария? Великая Сербия? Где была бы Малороссия? Или Белоруссия? На их землях располагались бы ныне Великая Швеция, «Тысячелетний Рейх» или Высокая Порта. Несмотря на все утеснения москалей, лишь благодаря им сохранились православная вера и дух общерусского единства. «Пусть же помнят народы Российские, что историческая роль их в пределах Московского государства, для создания и возвеличивания которого так долго и упорно трудилось великоросское племя, для которого принесено им так много кровавых жертв и вытерплено множество страданий, неведомых другим, что это государство спасло и их самостоятельность». Это Юрий Фёдорович Самарин, XIX век.
И прежде чем подхватывать «покаянные» мотивы, напеваемые «десталинизаторами», вспомним Сталина: «Что нашим врагам нравится, то нам вредно».